Файл: Особенности инновационного маркетинга. Инновация как средство развития общества. Оценка инновационного бизнеса. (Понятие маркетинга в проектной деятельности).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 159
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Особенности инновационного маркетинга.
1.3. Особенности маркетинга в России.
Глава 2. Ведение инновационного проекта. Основные теоретические понятия.
2.1. Современный проектно-ориентированный менеджмент.
2.2. Управление инновационным проектом.
2.3. Планирование и контроль проектной деятельности.
2.4. Виды анализа проектной деятельности.
Глава 3. Разработка инновационного проекта на примере курсов для тренеров по единоборствам.
3.1. Анализ рынка, формирование целевой аудитории, разработка обоснований инвестиций.
3.2. Составление концептуального и стратегического плана. Сетевое представление проекта.
Однако сегодня на российском рынке происходят изменения, и изменения серьезные. Массовое использование компаниями мероприятий по стимулированию сбыта и проведение "тренингов продаж" для своего персонала показывает, что рынок насыщен, и что продать "что угодно", (в том числе и залежалый импортный товар) становиться совсем непросто. Другими словами, производственная концепция себя исчерпала, и компании, работающие на российском рынке, переходят к концепции маркетинга, ориентированной на сбыт[22]. В условиях догоняющего рынка его "взросление", то есть переход к последующей концепции, происходит ускоренно. Действительно, сегодня сознание российского потребителя находится под мощным прессингом современной высокотехнологичной рекламы (чего не было в период господства сбытовой концепции на Западе), что делает его менее восприимчивым к любым мероприятиям по продвижению товара, в том числе и стимулированию сбыта. Поэтому переход к следующей концепции не за горами. Это не значит, что стимулирование сбыта исчезнет совсем. Оно безусловно останется, но перестанет быть главным элементом маркетинговой политики фирмы. А главным элементом станут маркетинговые исследования. И реальные предпосылки для этого, на наш взгляд, существуют уже сейчас - их создают крупные фирмы, продвигающие свою продукцию в регионы[23].
В условиях становления рыночных отношений можно выделить следующие факторы, препятствующие применению маркетинга: диктат производителя (монополизм), который несмотря на определенный прогресс в этой области, имеет место, особенно в сфере сырьевых и энергетических ресурсов, психологические барьеры на пути к рынку, криминогенный характер рыночных отношений.
Адекватной оценке значимости и правильному восприятию маркетинга в условиях незрелого российского рынка мешал и до сих пор мешает целый ряд неверных установок и психологических барьеров[24].
Психологические барьеры на пути к рынку прежде всего выражаются в отсутствии рыночной мотивации у значительной части руководителей, специалистов и населения. Мы традиционно привыкли получать от государства зарплату, жилье, помощь в решении многих своих проблем (в сфере образования, здравоохранения, отдыха). Государство решало, что производить, кому сбывать продукцию, обеспечивало ресурсами. Неразвитость рыночного менталитета является серьезным тормозом в осознании необходимости использования концепции маркетинга. Пожалуй, наибольший вред оказывает стереотип восприятия маркетинга как чего-то известного и очень простого. Часто это следствие чрезвычайно узкого понимания маркетинга как набора мер по сбыту и продаже уже произведенных товаров[25].
Сюда же относится достаточно широкое использование методов недобросовестной конкуренции, связанной с нарушением принятых на рынке норм и правил конкуренции[26]. К таким методам относятся: установление контроля над деятельностью конкурента с целью прекращения этой деятельности; злоупотребление господствующим положением на рынке; навязывание дискриминационных коммерческих условий; установление зависимости поставок конкретных товаров или услуг от принятия ограничений в отношении производства или распределения конкурирующих товаров; тайный сговор и создание тайных картелей; распространение ложной информации о конкурентах; заимствование торговых марок, копирование (имитация) продуктов конкурентов; нарушение качества, стандартов и условий поставок товаров и услуг[27].
Многие фирмы, стремящиеся проводить грамотную маркетинговую политику, на практике находятся еще в начале пути. Организованные на них службы маркетинга часто не в состоянии исследовать большое количество альтернатив маркетингового поведения. Стратегическое маркетинговое управление делает на российской почве только первые шаги. Исследователи этого процесса отмечают ряд особенностей стратегического российского маркетинга по сравнению с западной нормативной моделью. Имеется в виду большое количество переменных факторов внешней среды, сужение горизонта стратегического планирования, необходимость разрабатывать большое количество вариантов стратегических планов развития фирмы, чаще корректировать цели и стратегии в зависимости от новой ситуации.
Таким образом, рассмотрев развитие маркетинга, как в России, так и за рубежом, можно утверждать о сильной тенденции перехода из офлайн среды в онлайн. В России данный процесс проходит с большими затруднениями в связи с наличием недобросовестной конкуренции и сильного влияния государства на бизнес.
При этом большинство компаний пытаются перенять зарубежную практику и терпят крах, что обусловлено особенностью внедрения маркетинга на отечественном рынке и слабой системностью внедряемых инноваций. В дальнейшем будем рассматривать именно проектную деятельность по продвижению товара и оптимизацию использования инструментов.
Глава 2. Ведение инновационного проекта. Основные теоретические понятия.
2.1. Современный проектно-ориентированный менеджмент.
С каждым годом система управления компаниями изменяется в связи с тенденциями на мировом рынке. Анализ накопленного опыта показывает, что простое уменьшение размеров компаний, сокращение численности персонала не приводит к существенному увеличению экономической эффективности ее деятельности. Должно произойти дальнейшее переосмысление путей развития. Специалисты ищут новые формы компаний, проводят эксперименты по использованию новых, радикально отличающихся от действующих, организационных структур управления[28].
Становление теории УП за рубежом, прежде всего, связано с историей становления УП в США и определяется: разработкой в 30-е годы специальных методов координации инжиниринга крупных проектов Corporation и Exxon; разработкой в 1937 г. Американцем Гуликом матричной организации проектов для руководства; разработкой в 1953 – 54 гг. проектов для морского флота и воздушных сил США[29].
Основные области исследований и развития теории проектного менеджмента можно отнести к трем направлениям[30]:
- Интеграция проектного менеджмента и стратегического управления.
- Развитие традиционных методов и инструментов управления на уровне отдельных проектов.
- Повышение эффективности работы команды и ключевых участников проекта.
В последнее время в литературе рассматриваются и различные новые типы компаний, успешно действующих в «информационной» среде: эдхократические, многомерные, партисипативные, ориентированные на рынок, организации предпринимательского типа. Рассмотрим основные виды компаний будущего:
- Горизонтальные корпорации. Основными «несущими опорами» горизонтальной корпорации становятся автономные межфункциональные рабочие группы (команды), каждая из которых имеет определенную цель и осуществляется четкий контроль достижения этих целей; используется минимально возможное количество автономных групп(команд) для осуществления соответствующих базовых процессов[31].
- Эдхократические компании (от лат. ad hoc – специальный, устроенный для данной цели). Ключевыми факторами в эдхократии являются компетентность и групповая взаимосвязь работ. Организационная структура управления четко не определена, преобладают неформальные и горизонтальные связи. У многих менеджеров нет жесткой привязки к какой-то одной работе.
- Сетевые организации. Сетевые организационные структуры. К началу нового века использование сетевых принципов организации компаний становится ведущим направлением в менеджменте. Это обусловлено следующим:
- необходимостью адаптации компаний к изменениям внешней среды;
- постоянным усложнением производственной и коммерческой деятельности компаний;
- повышением значения фактора времени;
- расширением пространства компании;
- наличием межорганизационных систем информации и коммуникации.
- Оболочечная компания – это компания, которая часть бизнес функций, прежде всего, собственно производство продукции передает на контрактной основе сторонним подрядчикам, а сама сосредоточивается на трансакционной составляющей бизнеса, то есть определяет, что и сколько производить, как и кому реализовывать. К оболочечной форме бизнеса тяготеет все большее количество российских компаний, работающих на продовольственных рынках. Недостатки оболочечной компании:
- конкуренция со стороны собственных подрядчиков;
- невозможность отследить качество производства;
- торговая марка – это не более чем имя, если компания владеет только именем вещи, а не ею самой, то устойчивость такого бизнеса всегда находится под угрозой.
В любой из данных структур компаний решающая роль отводится проектной деятельности. Ведём необходимое теоретическое понятие проекта.
В рыночной экономике понятие проект используется как намерение, предприятие с заранее установленными целями и требованиями к срокам, стоимости, риску и качеству ожидаемых результатов. В отличие от централизованной (плановой) экономики, в которой под проектом понимался набор документации, необходимой для реализации проекта. Слово одно, а понятий (смыслов), которые в него вкладываются – два. Уточним понятия и введем определения. Понятие "проект" означает целенаправленное изменение некоторой материальной системы (изменение системы в направлении выбранной цели), т.е. производится преобразование существующей системы таким образом, чтобы она стала похожа на идеальную (целевую) систему[32].
2.2. Управление инновационным проектом.
Управление проектом — это интегративное действие. Интеграция управления требует, чтобы все процессы проектов и продуктов были должным образом выстроены и связаны с другими процессами для облегчения их координации. Эти взаимодействия между процессами часто требуют согласования требований и целей проекта[33]. Понятие "управление проектами" означает успешное управление изменениями некоторой материальной системы[34].
В конечном итоге сущность управления проектом: это искусство руководства и координации людских и материальных ресурсов с применением современных методов и техники управления для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству и удовлетворению участников проекта.
Любая организационная система, проект не является исключением, представляет собой сложную систему обязанностей в процессе созидательной деятельности. Управление проектом, само по себе, является основной функцией проекта, как динамической системы[35]. Однако эта основная функция может быть представлена некоторыми ее составляющими, иначе говоря, подфункциями:
- Планирование (planning) – деятельность, направленная на разработку плана (План (plan) – заранее намеченный порядок, комплекс заданий, последовательность осуществления какой-либо программы, работ, мероприятий объединенных общей целью).
- Организация (organization). В широком смысле организация понимается как совокупность структуры системы и способов функционирования ее элементов.
- Контроль жизнедеятельности проекта (control) – функция управления проектом, включающая процессы наблюдения за ходом реализации проекта.
- Мотивация (motivation). Процесс побуждения в личности желания работать для достижения целей организации при одновременной реализации его собственных целей.
- Оперативное управление (operations management). Процесс практического воплощения программ и проектов в каждой из областей деятельности, изменения и оценки результатов, а также сравнения достигнутых результатов с поставленными целями[36].
Основными элементами структуры методологии управления проектами являются методологические подходы к управлению проектами (логико-структурный, системный, интегрированный, методы и модели управления проектами, стандарты управления проектами, программами и портфелями проектов различного уровня (глобального, международного, национального, отраслевого), а также частные (корпоративные и отраслевые методологии) управления проектами[37].
Команда управления проектом – члены команды проекта, которые непосредственно вовлечены в управление проектом, включая представителей некоторых участников проекта и технический персонал. В небольших проектах организации эта команда может включать в себя практически всех членов команды проекта.
Главная задача команды управления проектом – осуществление управления проектом для эффективного достижения целей проекта[38].