Файл: И зучение особенностей развития внимания у детей 710 лет.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретический анализ проблемы исследования внимания в младшем школьном возрасте
Психоло-педагогическая характеристика младшего школьного возраста
Особенности развития внимания в младшем школьном возрасте
Глава 2. Экспериментальное изучение внимания у детей 7-10 лет
Особенности развития внимания в младшем школьном возрасте
Внимание развивается у детей поэтапно в дошкольном и младшем школьном возрасте. Самым простым и начальным видом внимания является непроизвольное внимание, данный вид внимания характеризуется пассивностью. Произвольное внимание является ведущим у детей дошкольного возраста. «На протяжении дошкольного возраста устойчивость внимания меняется – от 10-12 мин в начале данного возрастного периода до 40 мин в его конце» [7, с. 43].
Произвольное внимание возникает как результат воздействия взрослых, результат воспитания и обучения. Оно отличается активным характером, сложной структурой. 3-4 года Внимание. Способность детей управлять своим вниманием очень невелика. По-прежнему сложно направить внимание ребенка на предмет с помощью словесных указаний. Чтобы переключить его внимание с объекта на объект, часто требуется неоднократно повторять инструкцию. Объем внимания с двух объектов в начале года возрастает до четырех к концу года. Ребенок может удерживать активное внимание в течение 7—8 минут.
Внимание носит в основном непроизвольный характер, его устойчивость зависит от характера деятельности. На устойчивость внимания отрицательно влияет импульсивность поведения ребенка, желание немедленно получить понравившийся предмет, ответить, сделать что-то. В 4-5 лет величивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15—20 минут. При выполнении каких-либо действий он способен удерживать в памяти несложное условие. В 5-6 лет возрастает устойчивость внимания, развивается способность к его распределению и переключаемости. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Объем внимания составляет в начале года 5—6 объектов, к концу года — 6—7.
В младшем школьном возрасте увеличивается устойчивость внимания — 20—25 минут, объем внимания составляет 7—8 предметов. Ребенок может видеть двойственные изображения.
Многие исследователи указывают, что внимание является психофизиологическим процессом сознательного или бессознательного выбора одной информации и игнорирования другой, которая поступает через органы чувств [18, с. 47].
Для совершенствования способностей детей к саморегуляции своей познавательной активности педагогу необходимо, в первую очередь, развивать познавательные способности детей, а во-вторых, развивать способности к сосредоточению своего сознания [10, с. 64].
В возрасте 7-10 лет процессы возбуждения начинают уравновешиваться процессами торможения, что способствует развитию произвольного внимания. Для того чтобы дошкольники научились произвольно управлять своим вниманием, их надо просить рассуждать и проговаривать свои действия в слух. Проговаривание своих действий вслух позволит удерживать внимание в течение довольно длительного времени. Такое свойство внимания как устойчивость зависит и от индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста [10, с. 66].
Г.А. Урунтаева в своих исследованиях описывала: «В старшем дошкольном возрасте дети уже способны удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуальное значение (игры- головоломки, загадки). К 7 годам у детей начинает интенсивно развиваться способность к произвольному вниманию, являющемуся важным условием для организации учебной деятельности в школе» [19, с. 67]. Об уровне развития внимания говорит сформированность всех его свойств [19, с. 74].
Доказано, что дети не могут длительное время заниматься одни и тем же видом деятельности, связано это с быстрым наступлением переутомления. При правильной организации воспитательного процесса у детей дошкольного возраста, свойства внимания постепенно будут совершенствоваться и усложняться. В дальнейшем у младших школьников будет расширяться объем внимания, расти устойчивость, формироваться произвольность внимания. В работе с детьми по развитию внимания необходимо применять различные виды деятельности и использовать красочный наглядный материал.
Глава 2. Экспериментальное изучение внимания у детей 7-10 лет
2.1. Методы и методики исследования
Цель исследования: выявление особенностей внимания у детей младшего школьного возраста.
Исследование проходило на базе СОШ №7, в нем приняли участие 20 младших школьников в возрасте 7-10 лет.
В качестве основного метода исследования было использовано тестирование.
В исследовании были использованы следующие методики:
- Методика № 1. «Проставь значки» [10] (модификация метода Перона - Рузера), она предназначена для оценки переключения и распределения внимания.
Оборудование: рисунок с геометрическими фигурами, карандаш.
- Методика № 2. «Перепутанные линии» [10] (Тест Бурдона).
Цель: выявить уровень развития концентрации и устойчивости внимания.
Материал и оборудование: бланки, на котором изображены перепутанные линии, секундомер.
- Методика № 3. «Запомни и расставь точки» [10] (Немов Р.С.).
Цель: оценивается объем внимания.
Оборудование:
1. Лист с точками к заданию «Запомни и расставь точки»;
2. Лист с пустыми карточками к заданию «Запомни и расставь точки»;
3. Простой карандаш.
2.2 Результаты исследования
Данные результатов диагностики по методике №1 «Проставь значки» [10] (модификация метода Перона - Рузера) представлены в таблице 1
Таблица 1
Диагностика уровня переключения и распределение внимания у детей 7-10 лет по методике «Проставь значки»
№ | Показатель S | Количество баллов | Уровень развития |
1 | 0,40 | 4-5 | низкий |
2 | 0,54 | 6-7 | средний |
3 | 0,68 | 6-7 | средний |
4 | 0,25 | 0-3 | Очень низкий |
5 | 0,27 | 4-5 | низкий |
6 | 0,60 | 6-7 | средний |
7 | 0,24 | 0-3 | Очень низкий |
8 | 0,43 | 4-5 | низкий |
9 | 0,35 | 4-5 | низкий |
10 | 0,45 | 4-5 | низкий |
11 | 0,54 | 6-7 | средний |
12 | 0,68 | 6-7 | средний |
13 | 0,60 | 6-7 | средний |
14 | 0,57 | 6-7 | средний |
15 | 0,62 | 6-7 | средний |
16 | 0,60 | 6-7 | средний |
17 | 0,55 | 6-7 | средний |
18 | 0,61 | 6-7 | средний |
19 | 0,60 | 6-7 | средний |
20 | 0,53 | 6-7 | средний |
У 10% детей очень низкий уровень переключения и распределения внимания, эти дети практически не смогли выполнить задание. У 25% детей, наблюдается низкий уровень переключения и распределения внимания. Дети часто ошибались и пропускали значки, не успевали по времени. Высокого и очень высокого уровня переключения и распределения внимания не наблюдается.
У 65% младших школьников обнаружен средний (нормальный уровень распределения и переключения внимания). Высокого уровня не обнаружено.
Данные результатов диагностики по методике № 2. «Перепутанные линии» [10] (тест Бурдона) представлены в таблице 2
Таблица 2
Диагностика уровня концентрации и устойчивости внимания у детей 7-10 лет по методике «Перепутанные линии»
№ | Количество законченных линий | Уровень развития |
1 | 4 | Ниже среднего |
2 | 4 | Ниже среднего |
3 | 2 | Низкий |
4 | 2 | Низкий |
5 | 7 | Средний |
6 | 2 | Низкий |
7 | 3 | Ниже среднего |
8 | 7 | Средний |
9 | 6 | Средний |
10 | 6 | Средний |
11 | 6 | средний |
12 | 9 | высокий |
13 | 6 | средний |
14 | 10 | высокий |
15 | 7 | средний |
16 | 7 | средний |
17 | 8 | высокий |
18 | 6 | средний |
19 | 7 | средний |
20 | 7 | средний |