Файл: И зучение особенностей развития внимания у детей 710 лет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В зарубежных, и в отечественных психологических исследовательских работах, как традиционных, так и современных, можно найти огромное количество самых разных, часто противоречащих друг другу определений сущности внимания. Наиболее тщательный анализ приводит к заключению, так как в основе различных взглядов на природу внимания лежат два кардинальных факта: внимание не выступает как самостоятельный процесс, раскрываясь как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психологической работы; внимание не имеет своего отдельного, специфического продукта.

Можно выделить основные свойства внимания:

– устойчивость. Под ней понимают такую персональную особенность психики человека, которая представляет собой способность установленное время сосредотачиваться на строго определенном объекте. У всякого человека данное свойство различно, но его можно тренировать с целью добиться высоких результатов;

– концентрация. Под ней понимают способность продолжительное время сохранять внимание на определенном предмете, а также предельно отсоединяться от любых посторонних объектов;

– сосредоточенность. Под ней понимают последовательное продолжение процесса концентрации. Это такой сознательный процесс, при котором индивид целеустремленно входит в исследование какого-либо объекта. Это свойство внимания имеет важное значение в умственной или творческой работе индивида;

– распределение. Под ним понимается индивидуальная способность человека удерживать в то же время определенное количество объектов в поле своего внимания. Наиболее ярко данное свойство проявляется в общении людей, когда человек обладает способностью слышать одновременно нескольких собеседников;

– переключаемость. Под ней понимают персональную возможность индивида переключаться с одного объекта или вида деятельности на другой. Скорость такой операции является существенным инструментом обучаемости;

– объём. Под ним понимают способность человека направлять и удерживать в поле своего внимания обусловленное количество объектов в минимальный период времени [10].

Внимание может быть произвольным (преднамеренным) и непроизвольным (сенсорным, моторным). Произвольное внимание относится к сознательной умственной деятельности, человек целенаправленно фиксируется на изучении необходимого, восприятии информации и сосредоточении на определенном материале. Непроизвольное внимание – это сенсорный механизм, берущий за основу восприятие и ощущения, возникающий вне зависимости от воли человека и при этом подкрепляющийся изменениями в эмоциональной сфере. Чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться. Следует подчеркнуть, что переключаемость внимания принадлежит к качествам хорошо тренируемым, и стоит проводить работу по его улучшению для достижения лучших результатов.


    1.   1   2   3   4   5

Психоло-педагогическая характеристика младшего школьного возраста



В данном параграфе выделены и охарактеризованы психологические особенности младшего школьного возраста с опорой на анализ психологической литературы.

Период младшего школьного возраста является наиболее благоприятным для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов. В психологии представлен ряд исследований, посвященных изучению проблем младшего школьного возраста (Л.И. Айдарова, В.В. Давыдов, Ю.А. Полуянов, Д.Б. Эльконин и др.). Еще Л.С. Выготский и Ж. Пиаже подчеркивали, что «ребенок – это не маленький взрослый, что у него другая логика и иное восприятие мира. Поэтому образовательный процесс, включающий и обучение, и воспитание, должен строиться, ориентируясь на специфику данного возраста» [37, с. 27].

Высокая сенситивность данного возрастного периода определяет потенциальные возможности развития ребенка. По мнению Е.Е. Даниловой, младший школьный возраст является сенситивным для формирования мотивов учения, формирования устойчивых познавательных потребностей, развития продуктивных приёмов и навыков учебной работы, развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции, становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;усвоения социальных норм и нравственного развития, развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов развития творческих способностей, развития продуктивных приемов и навыков учебной работы [28, c. 358]. Это обуславливает необходимость создания оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.

В стремлении личности к преодолению привычных норм и стандартных способах действий выражается творческая активность личности, как активность высшего уровня. В течение этого периода на достаточно качественно новом уровне реализуется потенциал творческого и умственного развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, способного приобретать собственный опыт в процессе деятельности.


В возрастной периодизации младшие школьники это дети 6,5(7) – 10(11) лет. Характеризуя социальную ситуацию развития ребенка младшего школьного возраста, необходимо отметить следующие моменты: поступление ребенка в школу является новым этапом его жизни, вносящим в нее существенные изменения; на данном этапе происходит формирование новой системы отношений «ребёнок - учитель», «ребёнок – дети», «ребёнок – другие взрослые»; на данном этапе усиливается стремление детей занять новое, «взрослое» положение в жизни [8, с. 248].

Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому особенно важен уровень достижений, осуществленных ребенком на данном возрастном этапе. Большинство позитивных достижений, таких как организованность, самоконтроль, заинтересованное отношение к учению внешне могут быть утеряны ребенком в подростковом возрасте. А.С. Белкин отмечает, что, чем больше позитивных приобретений будет у младшего школьника, тем легче он справится с предстоящими сложностями подросткового возраста [4, с. 19].

В период младшего школьного возраста возникают важнейшие новообразования во всех сферах психического развития: преобразуется интеллект, личность, социальные отношения. Развивается уровень самосознания и личностной рефлексии, в рамках которой ребенок способен установить границы своих возможностей. В качестве новообразования данного возраста выступает также умение прогнозировать и достигать определенного результата – происходит формирование внутреннего плана действий [28, с. 358].

Важнейшие изменения, происходящие в психике детей, определяет учебная деятельность, которая становится ведущей на данном возрастном этапе. Эта роль учебной деятельности не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности (игра, элементы трудовой деятельности, спортивная, художественная), в ходе которых совершенствуется и закрепляются новые достижения ребенка. Учебная деятельность выступает как приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе [10, с. 117].

В психологии проблема соотношения двух видов деятельности (игровой и учебной) находит противоречия во мнениях психологов. Одни ученые утверждают, что игра уходит из жизни ребенка, «исчерпывает себя». Мнение других категорически противоположно. Они считают невозможным обучение школьников без элементов игры. Мнение той и другой стороны подвергаются сомнению. Дети, садясь за школьную парту, не перестают играть. Они играют дома, на переменах, иногда на уроке. С другой стороны детские игры мешают образовательному процессу. Поэтому в разрешении данного вопроса
необходимо исходить из характера игр, из их содержания. Считается, что ребенок, психологически соответствующий «младшему школьному возрасту», овладел всеми видами игровой деятельности на предыдущей ступени своего развития и его игры на данном этапе носят вербальный характер, то есть ребенок реализовывает игровые действия в вербальной форме. Эти действия при правильном направлении их педагогами помогут добиваться результатов в учебной и творческой деятельности [33, с. 113].

Учебной деятельностью человек не обладает с рождения, ее надо сформировать. Д.Б. Эльконин рассматривал учебную деятельность как особую деятельность учащегося, сознательно направляемую им на осуществление целей обучения и воспитания, принимаемых в качестве своих личных целей. Он подчеркивал, что учебная деятельность есть, прежде всего, такая деятельность, в результате которой происходят изменения в самом ученике. Это деятельность по самоизменению, ее продуктом являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте [20].

В исследованиях психологов и педагогов выявлены следующие особенности учебной деятельности. Основной функцией учебной деятельности является то, что она ориентирована не на получение каких-то результатов, а направлена непосредственно на изменение самих учащихся. Вначале у школьника формируется интерес к самому процессу учебной деятельности без осознания её значения. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется интерес к содержанию учебной деятельности, к приобретению знаний. Вот эта основа и является благоприятной почвой для формирования у младшего школьника мотивов учения высокого общественного порядка, связанных с подлинно ответственным отношением к учебным занятиям [14, с. 142].
    1. 1   2   3   4   5