Файл: И зучение особенностей развития внимания у детей 710 лет.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретический анализ проблемы исследования внимания в младшем школьном возрасте
Психоло-педагогическая характеристика младшего школьного возраста
Особенности развития внимания в младшем школьном возрасте
Глава 2. Экспериментальное изучение внимания у детей 7-10 лет
У 15% детей концентрация и устойчивость внимания развиты ниже среднего, у 15% - низкие показатели. При проведении теста, дети часто отвлекались, не могли сосредоточиться, путали линии и возвращались к началу задания. Или не закончив линию, начинали другую. Это обуславливается слабостью волевых процессов, эмоциональной неустойчивостью и импульсивностью.
У 55% средние показатели устойчивости и концентрации, эти дели правильно закончили большую часть линий, сделав немного ошибок, такие результаты являются возрастной нормой.
У 15% детей высокий уровень концентрации и устойчивости внимания, они смогли правильно выделить и закончить все линии.
Данные результатов диагностики по методике № 3 «Запомни и расставь точки» [10] (Немов Р.С.) представлены в таблице 3.
Таблица 3
Диагностика уровня объема внимания у детей 7-10 лет по методике «Запомни и расставь точки»
№ | Воспроизведенные точки | Количество баллов | Уровень развития |
1 | 2 | 4-5 | Низкий |
2 | 3 | 4-5 | Низкий |
3 | 5 | 8-9 | высокий |
4 | 3 | 4-5 | Низкий |
5 | 5 | 8-9 | высокий |
6 | 3 | 4-5 | Низкий |
7 | 4 | 6-7 | средний |
8 | 2 | 4-5 | Низкий |
9 | 4 | 6-7 | средний |
10 | 4 | 6-7 | средний |
11 | 5 | 8-9 | высокий |
12 | 5 | 8-9 | высокий |
13 | 4 | 6-7 | средний |
14 | 4 | 6-7 | средний |
15 | 4 | 6-7 | средний |
16 | 4 | 6-7 | средний |
17 | 5 | 8-9 | высокий |
18 | 4 | 6-7 | средний |
19 | 4 | 6-7 | средний |
20 | 4 | 6-7 | средний |
Данная методика вызвала трудности у 50% детей данной категории. Они не могли запомнить расположение точек, быстро истощались, ошибались, тем самым показав низкие результаты объема внимания. У этих детей низкий объем внимания.
У 20% высокий объем внимания. Эти дети внимательно запоминали точки, их расположение и старались повторить. Из всей группы детей справились только 20%. А 30% детей показали средний уровень объема внимания.
Таким образом, были получены следующие результаты:
У 10% детей очень низкий уровень переключения и распределения внимания, у 25% детей, наблюдается низкий уровень переключения и распределения внимания, 65% младших школьников обнаружен средний (нормальный уровень распределения и переключения внимания). Высокого уровня не обнаружено.
У 15% детей концентрация и устойчивость внимания развиты ниже среднего, у 15% - низкие показатели. У 55% средние показатели устойчивости и концентрации. У 15% детей высокий уровень концентрации и устойчивости внимания, они смогли правильно выделить и закончить все линии.
У 50% детей низкий объем внимания, у 20% высокий объем внимания, 30% детей показали средний уровень объема внимания.
Хуже всего у младших школьников развиты такие свойства внимания, как переключения и распределения внимания, лучше развита концентрация, самые высокие показатели у объема внимания. Это может быть связано с тем, что еще не всех детей в достаточном мере развита произвольность, а также с особенностями развития внимания современных детей, которые часто отвлекаются на различные гаджеты и т.д. Также примерно у 15-20% младших школьников плохо развиты все показатели внимания, это говорит о том, что необходимо поводить целенаправленную работу по развитию всех свойств внимания у младших школьников.
Заключение
В результате проведенного исследования мы рассмотрели основные понятия внимания, определили сущность понятия произвольного внимания, особенности развития внимания в младшем школьном возрасте.
Внимание – это один из главных психических процессов, лежащих в основе успеха любой человеческой деятельности. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательность и длительность сосредоточенности психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.
Психологической особенностью произвольного внимания является сопровождение его переживанием большего или меньшего волевого усилия, напряжения, причем длительное поддерживание произвольного внимания вызывает утомление, зачастую даже большее, чем физическое напряжение. Полезно чередовать сильную концентрацию внимания с менее напряженной работой, путем переключения на более легкие или интересные виды действия или же вызвать у человека сильный интерес к делу, требующему напряженного внимания. Произвольное внимание разделяют на: 1) произвольное внимание (для достижения заранее поставленной цели); 2) волевое внимание (для того, чтобы отвлечься от отвлекающих факторов и сконцентрироваться на нужной деятельности); 3) ожидательное внимание (бдительность, осторожность).
Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.
Развитие детского внимания начинается с образования простейших условных рефлексов на основе нервных связей между доминантами, то есть очагами возбуждения, которые возникают одновременно в разных участках коры головного мозга. Этот первый органический процесс сохраняется в течение всей жизни, но отступает на задний план по мере развития ребёнка. Постепенно центральное место начинает занимать другой процесс, процесс культурного развития внимания.
У 10% детей очень низкий уровень переключения и распределения внимания, у 25% детей, наблюдается низкий уровень переключения и распределения внимания, 65% младших школьников обнаружен средний (нормальный уровень распределения и переключения внимания). Высокого уровня не обнаружено.
У 15% детей концентрация и устойчивость внимания развиты ниже среднего, у 15% - низкие показатели. У 55% средние показатели устойчивости и концентрации. У 15% детей высокий уровень концентрации и устойчивости внимания, они смогли правильно выделить и закончить все линии.
У 50% детей низкий объем внимания, у 20% высокий объем внимания, 30% детей показали средний уровень объема внимания.
Хуже всего у младших школьников развиты такие свойства внимания, как переключения и распределения внимания, лучше развита концентрация, самые высокие показатели у объема внимания. Это может быть связано с тем, что еще не всех детей в достаточном мере развита произвольность, а также с особенностями развития внимания современных детей, которые часто отвлекаются на различные гаджеты и т.д. Также примерно у 15-20% младших школьников плохо развиты все показатели внимания, это говорит о том, что необходимо поводить целенаправленную работу по развитию всех свойств внимания у младших школьников.
Список литературы
-
Батурина Е.В., Гани С.В., Квитатиани Ш.В., Константинова Н.И. Произвольное поведение как критерий готовности к школьному обучению / Научно-методический журнал «Традиции и новации в дошкольном образовании» №3, 2018 – с. 43 – 44 -
Богданова О. Ю. Развитие внимания младших школьников на уроках русского языка // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-vnimaniya-mladshih-shkolnikov-na-urokah-russkogo-yazyka (дата обращения: 22.01.2021). -
Борзенкова О. А., Ким Е. П. Особенности развития внимания в образовательной деятельности младших школьников (теоретический аспект) // Хуманитарни Балкански изследвания. 2019. №1 (3). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-vnimaniya-v-obrazovatelnoy-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov-teoreticheskiy-aspekt (дата обращения: 22.01.2021). -
Бухановский А.О. и др. Общая психопатология: Пособие для врачей / А.О. Бухановский, Ю.А. Кутявин, М.Е. Литвак. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д.: Изд-во ЛНРЦ «Феникс», 1998 – 416 с. -
Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия; Академия - Москва, 2018 - 368 c. -
Волков Б. С., Волкова Н. В. Возрастная психология. В 2 частях. Часть 2 От младшего школьного возраста до юношества; Владос - Москва, 2010 - 344 c. -
Волков Б. С., Волкова Н. В. Детская психология. Логические схемы; Владос - Москва, 2017. - 256 c. -
Вьюнова Н. И., Гайдар К. М., Темнова Л. В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе; Академический Проект - , 2005 - 256 c. -
Дарвиш О. Б. Возрастная психология; Владос-Пресс - Москва, 2005 - 264 c. -
Дмитриева, Н.Ю. Общая психология: учебное пособие – М. :Эксмо-Пресс, 2008 – 158 с. -
Донцов Д.А., Сабанин П.В. Методология и методики психологического исследования познавательных процессов детей младшего школьного возраста // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. 2016. №6-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologiya-i-metodiki-psihologicheskogo-issledovaniya-poznavatelnyh-protsessov-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 22.01.2021). -
Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. – СПб.: Питер, 2004 – 480 с. -
Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2015. – 992 с. -
Лаут Г. В., Шлоттке П. Ф. Нарушения внимания у детей. Тренинг и развивающие игры; Академия - Москва, 2008 - 368 c. -
Левитина С.С. Можно ли управлять вниманием школьника. – М.: Просвещение, 1994 – 192 с. -
Матюгин И.Ю., Аскоченко Т.Ю., Бонк И.А. Как развивать внимание и память вашего ребенка. - М.: Эйдос, 1996 – 114 с. -
Немов, Р. С. Психология. – М.: Владос, 2007 – 631 с. -
Овчинникова, Т. Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. – М. : Академический Проект, 2016. – 192 с. -
Пак Т. С. Психология развития и возрастная психология; Человек - Москва, 2015. - 896 c. -
Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. /Под ред. И.В. Дубровиной. 2-е издание – М.: ТЦ «Сфера», 1998 – 528 с. -
Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина. – М. : «Владос», 2005 – 229 с. -
Психология внимания / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Л. Романова. – М. : АСТ, 2018 – 704 с. -
Рибо, Т. Хрестоматия по вниманию. – М. : Академия, 2015 – 208 с. -
Сабанин П.В. Роль произвольного внимания в умственной деятельности младшего школьника // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. 2014. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-proizvolnogo-vnimaniya-v-umstvennoy-deyatelnosti-mladshego-shkolnika (дата обращения: 22.01.2021). -
Сабанин П.В. Роль произвольного внимания в умственной деятельности младшего школьника // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. 2014. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-proizvolnogo-vnimaniya-v-umstvennoy-deyatelnosti-mladshego-shkolnika (дата обращения: 22.01.2021). -
Чупров Л.Ф. Тест переплетенных линий А. Рея: методика исследования концентрации произвольного внимания младших школьников // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2012. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/test-perepletennyh-liniy-a-reya-metodika-issledovaniya-kontsentratsii-proizvolnogo-vnimaniya-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 22.01.2021). -
Шевердина Н.А. Тестирование первоклашек: готовимся к школе / Н.А. Шевердина. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2017 – 288 с.