Файл: Выпускная квалификационная работа Роль семьи в формировании познавательного интереса.rtf
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 218
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФОРМУЛА ИНТЕРЕСОВ
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ + ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ = ИНТЕРЕС
(попросить учащихся расшифровать каждый «компонент»)
Каково значение интересов в жизни человека?
Значение интересов в жизни человека очень велико: они побуждают овладевать знаниями, расширять кругозор; помогают преодолевать трудности, препятствия и т. д.
А теперь узнаем, кто из вас чем интересуется. Для этого сядем все в круг, чтобы всех было видно. И выполним несколько упражнений для определения и развития познавательных интересов.
Упражнения для определения и развития познавательных интересов школьников
«Мой портрет в лучах солнца»
Нарисуйте солнце, в центре солнечного круга напишите своё имя или нарисуйте свой портрет. Затем вдоль лучей напишите все свои интересы, достоинства, все хорошее, что вы о себе знаете. Постарайтесь, чтобы лучей было как можно больше.
«Рисунок»
В течение 5 мин. нарисовать или описать предмет своего интереса. После выполнения задания все рисунки или описания вкладываются в «волшебный ящик». Затем, доставая по одному, группа угадывает, кто это нарисовал или написал, и автор после «защищает» предмет своего интереса.
«Футболка с надписью»
В течение 5-7 минут придумать и записать на листочке надпись, которую вы бы сделали на своей футболке. Важно, чтобы она что-нибудь говорила о вас сейчас, о ваших занятиях, интересах.
Проделав данные упражнения, мы узнали, чем интересуется каждый из вас. А сейчас проведем анкету интересов, в результате которой каждый узнает область своих интересов. И ответите, совпадают ли результаты.
Анкета интересов
Любите ли вы? Нравится ли вам?..
-
Читать книги типа «Занимательная математика», «Математические досуги» и т. п. -
Читать технические журналы, журналы о компьютерах. -
Читать о жизни растений и животных. -
Читать о том, как люди научились бороться с болезнями, о врачах, о достижениях в области медицины. -
Знакомиться с различными странами по описаниям и географическим картам. -
Читать книги об исторических личностях и событиях. -
Интересоваться историей развития искусства, слушать оперную, симфоническую музыку. -
Интересоваться искусством кулинарии, моделирования одежды, конструирования мебели. -
Читать книги о войнах и сражениях. -
Читать спортивные газеты, журналы, книги о спорте и выдающихся спортсменах. -
Читать научно-популярную литературу о математических открытиях, о жизни и деятельности выдающихся математиков. -
Посещать технические выставки или слушать (смотреть) передачи о новинках компьютерной техники. -
Изучать ботанику, зоологию, биологию. -
Знакомиться с особенностями строения и функционирования человеческого организма. -
Узнавать об исследованиях новых месторождений полезных ископаемых. -
Обсуждать текущие политические события в своей стране и за рубежом. -
Обсуждать кинофильмы, театральные постановки, художественные выставки. -
Заботиться об уюте в доме, в классе. Приводить в порядок своё помещение. -
Знакомиться с военной техникой. -
Ходить на матчи и спортивные состязания. -
Решать математические задачи. -
Читать технические чертежи и схемы. -
Работать в саду, на огороде, ухаживать за растениями, животными. -
Изучать причины возникновения разных болезней. -
Собирать коллекции минералов. -
Изучать историю возникновения народов и государств. -
Декламировать, петь, выступать на сцене. -
Шить, вязать, вышивать, готовить пищу, изготовлять, совершенствовать или ремонтировать домашние бытовые приборы и устройства, мебель. -
Принимать участие в военизированных походах. -
Играть в спортивные игры. -
Заниматься в математическом кружке. -
Собирать и ремонтировать различные механизмы. -
Заниматься в биологическом кружке. -
Знакомиться с работой медсестры и врача. -
Составлять геологические и географические карты. -
Посещать исторические музеи, знакомиться с памятниками культуры, участвовать в археологических экспедициях. -
Заниматься в драматическом кружке. -
Оказывать людям различные услуги (починить обувь, сделать фотографию, помочь сделать прическу и т. п.). -
Участвовать в военных играх и походах. -
Принимать участие в спортивных соревнованиях. -
Участвовать в математических конкурсах, олимпиадах. -
Делать модели самолетов, кораблей или какие-либо иные конструкции. -
Участвовать в биологических олимпиадах. -
Ухаживать за больными. -
Ходить в походы, изучать местность. -
выступать с сообщениями по истории, заниматься в историческом (или археологическом) кружке. -
Играть на музыкальных инструментах, рисовать, резать по дереву. -
Заботиться об экономии семейного бюджета. -
Быть организатором в играх и походах, каких-либо делах. -
Заниматься в спортивной секции. -
Организовывать математические конкурсы. -
Принимать участие в технических выставках. -
Проводить опытническую работу по биологии. -
Перевязывать ушибленные, резаные раны товарищам. -
Участвовать в географических или геологических экспедициях. -
Принимать участие в организации походов по родному краю с целью его изучения. -
Принимать участие в конкурсах, олимпиадах художественной самодеятельности. -
Готовить еду во время походов или оборудовать походную стоянку всем необходимым для участников похода, фотографировать. -
Изучать военное дело. -
Тренировать младших в секциях, спортивных командах.
Инструкция
Ответьте на все вышеуказанные вопросы. Если вам очень нравиться заниматься тем, о чем говориться в вопросе, то в клеточке на листе ответов поставьте два плюса; если просто нравиться – один плюс; равнодушны – нуль; если не нравиться – минус.
Подсчитав по каждой колонке (по вертикали) сумму плюсов, вы можете выяснить область, в которой расположены ваши интересы (там, где будет получено максимальное число плюсов):
I – математика, II – техника и компьютер, III – биология, IV – медицина, V – география и геология, VI – история, VII – искусство, VIII – труд в сфере обслуживания, IX –военное дело, X – спорт.
Степень устойчивости интересов определяется по количеству плюсов в строках (по горизонтали). Если их количество максимально в I - II колонках, значит, у вас есть желание ознакомиться с той или иной областью знаний, деятельности, если в III – IV колонках – у вас есть стремление к более глубокому изучению, познанию предмета интересов, если в V – VI колонках – вы приступили к активным практическим занятиям в данной области.
По результатам практической работы:
а) назовите область своих интересов;
б)запишите, какие профессии относятся к этой области, какие из них вам нравятся.
Лист ответов
I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 |
Приложение 3
БЕСЕДА С РОДИТЕЛЯМИ О СУЩНОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА (план)
-
Познавательный интерес, его сущность.
-
Советы родителям по развитию познавательных интересов у детей:
-
Беседа о книгах (совсем не читают), можно читать вместе, обсудить кое-что. -
Музыка. (родители сетуют на то, что дети слушают какую-то ерунду). -
Фильмы, познавательные компьютерные игры. -
Общие интересы в семье (у мальчиков общий интерес с папами - техника).
Приложение 4
ДЕНЬ СЕМЬИ «МАМА, ПАПА, Я - ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ»
Цели: узнать интересы каждой семьи, сколько времени родители уделяют своим детям, определить уровень познавательного интереса в семье, занимаются ли родители развитием его у своих детей, помочь родителям лучше узнать своих детей, их способности, сплотить семью, чтобы родители и дети стали лучше понимать друг друга.
Родителей приглашают за столики.
l-й ведущий. Здравствуйте, уважаемые родители! Ребята! Учителя! Как хорошо, что Мы с вами собрались в этом зале. У вас, несомненно, много неотложных дел, забот, но все заботы и дела оставьте за дверьми этого зала и вместе со своими детьми постарайтесь сегодня отдохнуть.
2-й ведущий. Дети - это чудо света,
Я увидел это сам
И причислил чудо это
К самым чудным чудесам.
Мы пред будущим в ответе:
Наша радость, боль и гpycть,
Наше будущее - дети...
Трудно с ними, ну и пусть.
В наших детях наша сила,
Внеземных миров огни.
лишь бы будущее было
Столь же светлым, как они.
l-й ведущий. Когда-то папы и мамы были детьми и тоже ходили в школу. Сейчас мы проведем уроки для родителей и ребят. Для этого нам нужно две команды: первая комaнда - папы и девочки, вторая команда - мамы и мальчики. Выберите себе кaпитaнов.
Первый урок- урок рисования. Все присутствующие должны коллективно нарисовать портрет своей семьи: сын или дочь рисует своих родителей, а родители рисуют своих детей.
Раздается материал для рисования, создается жюри.
Собираются рисунки, показываются зрителям и
передаются в жюри, которое их оценивает.
l-й ведущий. Рисунки вы можете увидеть на выставке, а сейчас, дорогие родители, перед вами выступят ваши дети. Это было их домашнее задание.
Выступление детей
2-й ведущий. А сейчас состоится следующий урок, на нем родители ответят на вопросы анкеты.
Ведущие раздают анкеты.
Вопросы анкеты:
-
Сколько времени вы в день уделяете своим детям? -
Где и как вы предпочитаете проводить с ними свободное время? -
Какой последний кинофильм вы смотрели вместе с детьми? -
Как дети помогают вам? -
Гордитесь ли вы своими детьми?
Родители заполняют анкеты.
l-й ведущий. Уважаемые родители, незадолго до нашей встречи почти на такие же вопросы отвечали ваши дети. Предлагаем вашему вниманию их ответы.
Звучат ответы ребят, записанные на магнитофон.
Вопросы для детей:
1. Много ли ты времени проводишь с мамой и папой? .
2. Где и как вы проводите свободное время?
З. Какой последний кинофильм ты смотрел вместе с родителями?
4. Помогаешь ли ты маме и папе?
5. Что больше всего тебе нравится в твоих родителях?
6. Гордишься ли ты своими родителями?
7. Если бы ты былволшебником, что бы ты сделал для них?
2-й ведущий. Итак, родители услышали ответы своих детей на предложенныe вопросы и, конечно же, узнали их мнение о себе. Ведь не каждый ребенок отважится сказать отцу или матери об их достоинствах или недостатках, о том, какими бы он хотел видеть своих родителей. А знать родителям это необходимо.
Далее жюри может прочитать отдельные ответы родителей.
l-й ведущий. Сейчас мы с вами проведем конкурс «Я помогаю маме». В нем определится тот, кто действительно помогает маме или папе. Командам необходимо выполнить следующие задания (участвуют только мальчики и девочки):
1. Рассказать, как сварить борщ. (В руках у ребят карточки, на которых
перечислены продукты, необходимые для приготовления борща. а
также лишние. Ребята должны выбрать необходимое и сообщить рецепт приготовления борща.)
2. Рассказать, как испечь пирог.
З. Заплести косичку сестренке (за 1 минуту).
4. Покормить сестричку (1 минута).
Жюри оценивает конкурсы.
2-й ведущий. Сейчас проведем конкурс Для пап и сыновей. Им предстоит показать, как они умеют чистить картофель. Участвуют две команды - по три папы и три сына.