Файл: Выпускная квалификационная работа Роль семьи в формировании познавательного интереса.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 198

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Матвеевы:

Новых интересов у мальчика не появилось. Мать по-прежнему мало времени уделяет детям. Но стала заботиться об учебе сына, часто беседует с ним об этом. Т.к. предметы даются ему сложно, надо сдавать экзамены, учиться дальше, мальчик стал дополнительно заниматься по некоторым предметам, ходит к репетиторам. Результат, конечно, есть, уровень познавательного интереса повысился. Учителя отмечают, что стал приходить на уроки более подготовленным, стал проявляться интерес к гуманитарным наукам, в частности к истории.
Можно сделать следующие выводы, что проведенная мной работа не прошла бесследно, родители стали больше внимания уделять своим детям, заботиться об их учебе, развивать у них познавательный интерес, расширять кругозор, стали более требовательны к своим детям. Цель моей опытной работы – повысить уровень познавательного интереса – была достигнута. Что легко заметить при сравнении результатов анкет, т.е. у 40% детей появились новые интересы, что в принципе является не плохим результатом. Конечно, он мог бы быть выше, если бы постоянно велась совместная работа школы и семьи по развитию познавательного интереса.
Заключение

Исследование проблемы познавательного интереса и его развития в семье показывает, что изучение этих проблем является актуальным и сегодня. Как было уже отмечено, современное образование должно ориентироваться на развитие личности учащихся, их познавательных и созидательных способностей; на формирование у школьников глубокого личностного мотива, стимула к получению образования. Поэтому главными задачами являются: научить школьников учиться и хотеть учиться, развивать у них познавательный интерес и повысить его уровень. Для чего необходима не только работа школы, но и сотрудничество школы и семьи.

В ходе работы мы определили, что познавательный интерес – это особое отношение человека к тому, что его окружает, в котором выражено его стремление к всестороннему, глубокому изучению существенных свойств окружающей действительности. Познавательный интерес с точки зрения психологии и физиологии представляет собой также сложное взаимодействие интеллектуальных, волевых и эмоциональных процессов. Он несомненно влияет на развитие памяти, творческого воображения, внимания, мышления, а также является мощным стимулом в развитии ценных качеств личности – настойчивости в достижении цели, целеустремленности, стремление к достижению намеченного результата. Сформировать познавательный интерес у детей в семье можно через эмоциональное отношение к делу, через воспитание сознательности, ответственного отношения, понимание общественной важности, нужности выполняемого дела.


Наличие познавательного интереса у школьника делает процесс самоопределения более осознанным, придавая ему, характер привлекательной, продуктивной деятельности, делает ребенка субъектом собственной жизни и счастья. Семейное воспитание имеет свою специфику, которая положительно влияет на развитие познавательных интересов ребенка. Специфика воспитания познавательного интереса в семье заключается в том, что по природе своей семейное воспитание, прежде всего, основано на чувстве. Важно когда вся гамма чувств, возникающих в семье, благотворно влияет на развитие и воспитание ребенка: дает ему ощущение счастья, надежности существования, чувства защищенности от внешних невзгод, и в лице родителей – авторитетных советчиков, помощников, защитников, старших друзей.

Во-вторых, семья представляет собой разновозрастную социальную группу, в которой есть представители разных поколений. Следовательно, вместе существуют различные ценностные ориентации, жизненные позиции, точки зрения, убеждения, потребности, интересы. У ребенка есть возможность сопоставлять, сравнивать, выбирать то, что его больше привлекает, участвовать в совместной деятельности, получать поддержку в реализации своих интересов и помогать другим членам семьи реализовать их интересы.

Еще одной особенностью семейного воспитания является то, что оно органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека: в семье ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности – интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, ценностно-ориентировочную, художественно-творческую, игровую и т.д.

Чтобы развить познавательные интересы детей родителям необходимо все время изучать изменения, происходящие с личностью ребенка, обращать внимание на то, какие виды деятельности, события, люди интересуют ребенка. Что привлекает ребенка в разных областях жизни, в области литературы, искусства, техники, науки, спорта и т.п. Какие интересы являются наиболее устойчивыми, длительными и обширными. Родителям так же необходимо обратить внимание на то, чем ребенок занимается в свободное время, какие кружки и детские объединения посещает, помочь ему подобрать те виды занятий, которые эффективно развивают его интересы.

Опытная работа показала, что выдвинутая гипотеза подтвердилась, т.е. очень важна роль семьи в формировании познавательных интересов у детей. После проведенных мероприятий у 40% детей появились новые интересы, что является не плохим результатом. В некоторых семьях появились общие увлечения, родители стали более внимательны к учебе своих детей. Таким образом, чтобы повысить уровень познавательного интереса у детей, необходимо не только работа школы, но и сотрудничество школы и семьи.


Библиографический список

  1. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. – М., 1985.

  2. Актуальные вопросы интереса в обучении. / Под ред. Г.И. Щукиной. – М.: Просвещение, 1984.

  3. Бардин, К.В. Как научить детей учиться. – М.: Просвещение, 1987.

  4. Бардин, К.В. Чтобы ребенок успешно учился. М.: Педагогика, 1988.

  5. Березовин, К.А., Сманцер, А.П. Воспитание у школьников интереса к учению. – Минск, 1987.

  6. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. – М.: Просвещение, 1985.

  7. Воликова, Т.В. Учитель и семья школьника. – М., 1979.

  8. Воликова, Т.В. Учитель и семья. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1980.

  9. Габидулина, Р. Отцы глазами детей.// Воспитание школьников, №10, 2004. – С. 47.

  10. Гаврилова, Т.П. Учитель и семья школьника. – М., 1988.

  11. Гранкин, А.Ю. Е.А. Аркин о семейном воспитании.// Педагогика, №6, 2004. С. 80-84.

  12. Гребенников, И.В. Основы семейной жизни. – М.: Просвещение, 1991.

  13. Гребенников, И.В. Школа и семья. – М., 1985.

  14. Даминова, П.С., Поверинова, Н.А. Программа «Школа родительской любви».// Классный руководитель, №7, 2004. – С. 63.

  15. Долинина, Н.Г. Дорогие родители!.. – Л., 1975.

  16. Дусовицкий, А.К. Воспитывая интерес. – М.: Знание, 1979.

  17. Заслуженюк, В.С. Родители и дети. Взаимопонимание или отчуждение. – М., 1996.

  18. Игошев, К.Е., Миньковский, Г.М. Семья, дети, школа. – М., 1989.

  19. Капралова, Л.М. Работа классного руководителя с родителями. – М., 1980.

  20. Ковалев, С.В. Психология семейных отношений. – М.:Педагогика,1991.

  21. Ковалев, С.В. Психология современной семьи. – М.: Просвещение, 1988.

  22. Кувалдина, Е.А. Роль семьи в развитии познавательных интересов школьника.// Молодая семья XXI века: тенденции, проблемы и перспективы развития. – Киров, 2004. – С. 118-119.

  23. Кувалдина, М.М. Роль семьи в формировании познавательной мотивации.// Молодая семья XXI века: тенденции, проблемы и перспективы развития. – Киров, 2004. - С. 79-81.

  24. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб. для сред. и высш. пед. заведений. – М.: Академия, 1999.

  25. Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. 1991.

  26. Мавлевич, М. Кому книги в руки?// Семья и школа, №11, 2003. – С. 12.

  27. Маленкова, Л.И. Воспитание в современной школе: Кн. для учителя-воспитателя. – М.: Ноосфера, 1999.

  28. Маленкова, Л.И. Педагоги, родители, дети. Методическое пособие для воспитателей, классных руководителей. – М., 2000.

  29. Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для вузов и начинающих педагогов-воспитателей./ Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Пед. о-во России, 2002.

  30. Маленкова, Л.И. Человековедение (программа и методические материалы) – М.: ТОО «Интел Тех», О-во «Знание» России, 1993.

  31. Матейчик, З. Родители и дети. – М., Просвещение,1992.

  32. Мачехина, О. Семья в современном обществе (беседа со старшеклассниками).// Воспитание школьников, 2003 №4, стр. 33-35.

  33. Морозова, Н.Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье. – М., 1961.

  34. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе. – М.: Знание, 1979.

  35. Осипова, И. Семейное консультирование в школе.// Воспитание школьников, №1, 2004. – С. 30.

  36. Петряевская, Л.Г. Образование родителей и школа. – М., 1999.

  37. Сухарь, Е. Ошибки семейного воспитания.// Воспитание школьников, №3, 2005. – С. 46.

  38. Формирование интереса к учению у школьников./ Под ред. А.К. Марковой. – М.: Педагогика, 1986.

  39. Хямяляйнен, Ю. Воспитание родителей. Концепции, направления и перспективы. – М., 1993.

  40. Чудинова, В., Голубева, Е. Что читают современные подростки.// Воспитание школьников, №4, 2004. – С. 38.

  41. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1979.

  42. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М: Педагогика, 1988.

  43. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М.: Педагогика, 1971.




Приложение 1


АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ


Ф АМИЛИЯ ИМЯ

  1. Перечислите увлечения и интересы каждого члена вашей семьи.

  2. Есть ли общие интересы и увлечения в семье? Какие?

  3. Проводите ли с детьми свободное время? Сколько? Как? В какой форме.

  4. Влияете ли на выбор профессии ребенка? Каким образом?

  5. Советуете ли вы им куда пойти учиться, в какие кружки записаться? Прислушиваются ли к вашему мнению?


АНКЕТА ДЛЯ ДЕТЕЙ


Ф АМИЛИЯ ИМЯ

  1. Перечислите увлечения и интересы каждого члена вашей семьи.

  2. Проводите ли с родителями свободное время? Сколько? Как? В какой форме.

  3. Есть ли общие интересы и увлечения в семье? Какие?

  4. Перечислите свои интересы и увлечения.

  5. Помогают ли родители в развитии ваших интересов? Каким образом?

  6. Как влияют и влияют ли вообще родители на выбор профессии?

  7. Помогает ли вам кто-нибудь в подготовке к урокам?

  8. Советуете ли вы вам родители, старшие братья и сестры, в какие кружки записаться, какие книги или статьи прочитать и т. п.? Прислушиваетесь ли к их мнению?


Приложение 2


Классный час «Это мои увлечения и интересы»

Цели:

  1. показать широту интересов одноклассников;

  2. заставить ребят задуматься над тем, как их сегодняшние интересы помогут им в будущем;

  3. развить стремление к самопознанию и самосовершенствованию;

  4. развить познавательную мотивацию, активность и самостоятельность;


На доске записано название классного часа «Это мои увлечения и интересы». (Отталкиваемся от этого. Дети прочитали запись на доске.) Как вы уже догадались, сегодня мы поговорим о наших интересах.

Что такое интерес?

(спросить у детей, а потом сказать формулировку и записать формулу)

Интерес – это индивидуальная особенность человека, которая характеризуется избирательной направленностью к явлениям действительности, иначе – «хочу знать».