ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 28
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оглавление
Введение 3
Основная ᅟ часть 8
Заключение 15
Список литературы 16
Введение
Роль отношений поставки для государственных и муниципальных нужд в жизни российского общества и государства в последнее время значительно возрастает. Участие в рассматриваемых правоотношениях особых публичных субъектов права – Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, не могло не сказаться на рассматриваемых отношениях. Сочетая в себе методы публично-правового и частноправового методов, данные отношения характеризуются сложностью и неоднородностью. Необходимость выполнения федеральных целевых программ, обеспечение деятельности органов власти, решение социальных задач общества и государства требует усиленного законодательного регулирования, а также усиленного контроля в целях недопущения возможных случаев злоупотреблений со стороны органов, выполняющих функции государственных и муниципальных заказчиков.
Актуальной ᅟ тема ᅟ исследования ᅟ специфики ᅟ договора ᅟ на ᅟ поставку ᅟ товаров ᅟ для ᅟ государственных ᅟ нужд ᅟ является ᅟ по ᅟ причине ᅟ законодательного ᅟ становления ᅟ процедур ᅟ проведения ᅟ закупок, ᅟ формирования ᅟ единых ᅟ подходов ᅟ и ᅟ площадок ᅟ для ᅟ проведения ᅟ таких ᅟ закупок, ᅟ развития ᅟ правовых ᅟ традиций ᅟ в ᅟ Российской ᅟ Федерации ᅟ в ᅟ этой ᅟ области.
Объектом ᅟ исследования ᅟ в ᅟ работе ᅟ является ᅟ исследование ᅟ отношений ᅟ между ᅟ сторонами ᅟ договора, ᅟ а ᅟ также ᅟ специфики ᅟ договора ᅟ на ᅟ поставку ᅟ товаров ᅟ для ᅟ государственных ᅟ нужд, ᅟ порядок ᅟ его ᅟ заключения, ᅟ изменения ᅟ и ᅟ расторжения, ᅟ правовых ᅟ проблем ᅟ с ᅟ реализацией ᅟ института ᅟ договора ᅟ
на ᅟ поставку ᅟ товаров ᅟ для ᅟ государственных ᅟ нужд.
Предметом ᅟ исследования ᅟ будет ᅟ являться ᅟ изучение ᅟ нормативно ᅟ правовых ᅟ актов, ᅟ регулирующих ᅟ порядок ᅟ заключения, ᅟ изменения ᅟ и ᅟ расторжения ᅟ договора ᅟ на ᅟ поставку ᅟ товаров ᅟ для ᅟ государственных ᅟ нужд.
Основной ᅟ целью ᅟ работы ᅟ является ᅟ анализ ᅟ института ᅟ договора ᅟ на ᅟ поставку ᅟ товаров ᅟ для ᅟ государственных ᅟ нужд.
Основная ᅟ часть
Отношения, связанные с заключением и исполнением государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, регулируются правилами параграфа 4 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), а в части, не урегулированной данными правилами, применяются, как сказано в абз. 2 п. 2 ст. 525 ГК РФ, иные законы.
Вынесение положений, регулирующих отношения поставки для государственных и муниципальных нужд, в отдельный вид обязательств в системе купли-продажи, обусловлено присущими данному виду отношений отличительных признаков. Как указывается в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28 января 2014 г. №11535/13 (Вестник ВАС РФ. 2014. N 6):
«Отношения, возникающие при размещении заказов, отличает совокупность следующих особенностей: контракт заключается в публичных интересах, специальным публичным субъектом (государственным или муниципальным образованием, казенным учреждением), целью его заключения выступает удовлетворение государственных или муниципальных потребностей, финансирование этих потребностей осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов» Отношения поставки для государственных и муниципальных нужд являются особым гражданско-правовым обязательством, регулирование которых, с одной стороны, подчиняется отраслевым методам регулирования и основополагающим принципам права – равенство участников правоотношений, свобода договора, но с другой стороны, участие публичных субъектов права в рассматриваемых правоотношениях и направленность интересов сторон на удовлетворение нужд государства и муниципальных образований содержит в себе публично-правовые элементы.
В литературе относительно характера отношений поставки для государственных и муниципальных нужд авторы, преимущественно, сходятся во мнении, что названных отношениям присуще сочетание публично-правовых элементов (таковыми являются: наличие специальных субъектов –
государство и муниципальные образования, источник финансирования является бюджет соответствующего уровня) и частноправовых элементов (способы размещения заказов, равенство участников гражданского оборота, победители закупок приобретают и осуществляют права по своей воле и в своих интересах, контракты и договоры заключаются в соответствии с гражданско-правовой нормативной базе)1.
При этом нет единого понимания к вопросу о том, какой из элементов является доминирующим. В рассматриваемых отношениях участвует особые публичные субъекты - Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования, что является одним из отличительных признаков рассматриваемых правоотношений. В случае и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов Российской Федерации по их специальным поручениям от их имени могут выступать государственные органы, а также юридические лица и граждане.
Не смотря на то, что нормами гражданского законодательства установлено, что Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования выступают в гражданских правоотношениях наравне с иными участниками гражданского оборота, этот факт не может не сказаться на характере правоотношений поставки для государственных и муниципальных нужд, где одной из сторон выступает публичный субъект права. В своей работе Григорян Л.М. отмечает, что поскольку рассматриваемое правоотношение объективируется в гражданском обороте преимущественно путем заключения государственного (муниципального) контракта на поставку товаров, здесь используются императивные правила, которые в некоторой степени ограничивают правоспособности участников правоотношений, а также устанавливают жесткие правовые конструкции Неудивительно, что судебная практика подтверждает данную позицию.
Например, в постановлении Президиума ВАС РФ от 25.06.1996 №4194/95, и в письме ВАС РФ от 19.08.1994 №С1-7/ОП-587 «Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике» отмечается, что «обязательственное отношение, возникающее на основе государственного контракта, не следует рассматривать в качестве обычного договорного отношения по осуществлению предпринимательской деятельности». Основанием для такого подхода является то обстоятельство, что «предпринимательская деятельность в данном случае совмещается с функциями организации, выполняющей поручение государства по закупке продукции для государственных нужд».
Самостоятельные хозяйствующие субъекты заключают обычные договоры поставки по своему усмотрению, даже если одной из сторон выступает государственная организация. Поставщик и покупатель при этом главной целью преследуют получение прибыли. Однако, как справедливо отметил Романец Ю.В., в современной экономике имеются публичные потребности, которые должны удовлетворяться для нормального существования и развития общества2.
Для выполнения поставленных задач, государство должно планировать хозяйственную деятельность, необходимую для удовлетворения государственных и муниципальных нужд. В связи с чем, участие особых публичных субъектов является квалифицирующим признаком, позволяющих ограничить отношения поставки для государственных и муниципальных нужд от иных отношений в системе обязательств купли-продажи. В отношениях по поставке для государственных и муниципальных нужд от имени публичных субъектов права выступают государственные и муниципальные заказчики, которыми являются осуществляющие закупки юридические лица, уполномоченные принимать от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, муниципального образования бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ. Отношения поставки для государственных и муниципальных нужд отличает также направленность деятельности участников. Государственные и муниципальные нужды удовлетворяются через институт государственного и муниципального заказа, представляя собой ключевой элемент данной системы. Потребности государства определяются исходя из необходимости реализации федеральных государственных программ; обеспечения необходимого уровня обороноспособности; формирования государственных материальных резервов; реализации экспортных поставок во исполнение международных соглашений с участием Российской Федерации. В этой связи важно правильно относить те или иные потребности к государственным и муниципальным нуждам, которые включают в себя потребности в материальных и нематериальных благах: имущество как движимое, так и недвижимое, результаты интеллектуальной деятельности, научные исследования и экспериментальные разработки, природные ресурсы, строительство различных объектов, необходимых для обороны страны, социально-культурного и иного назначения, создании объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, оказания различного рода услуг.
Перечень государственных и муниципальных нужд ставится в зависимость от политических, экономических и социальных условий в стране, регионах и муниципальных образований. Тем не менее, цели формирования государственных и муниципальных заказов, исходя из потребностей государства, его субъектов и муниципальных образований, направлены на решение общественно значимых вопросов. В настоящее время понятия государственных и муниципальных нужд законодательно не закреплено. Однако действовавший ранее Федеральный закон от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов) определял государственные нужды как потребности различных публичных образований, государственных заказчиках, в товарах, работах, услугах, обеспечиваемые за счет средств соответствующего бюджета и внебюджетных источников финансирования, необходимых для исполнения международных обязательств Российской Федерации, для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ. Муниципальные нужды, в свою очередь, определялись как обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.
Действующий по настоящее время Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. №60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» при определении государственных нужд акцентирует внимание на наиболее важных задач государства: создание и поддержание государственных материальных резервов Российской Федерации, поддержание необходимого уровня обороноспособности и безопасности Российской Федерации, обеспечение экспортных поставок продукции для выполнения международных экономических, в том числе валютно- кредитных, обязательств Российской Федерации, реализация федеральных целевых программ, обеспечение иных федеральных государственных нужд.