Файл: Нетрадиционные формы уроков литературы в 5 9 классах.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 235
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1.1 Творческие подходы к обучению в современной школе…………...6
1.2 Формы, методы и приёмы нетрадиционного обучения……………13
2.1 Виды нестандартных уроков литературы……………………….…26
2.2 Организация нетрадиционных уроков литературы в 5 – 9 классах..38
овым технологиям. Как констатирует в своей работе Е. Н. Гуляков, «выдвигается все больше предложений о замене традиционных уроков формами обучения, не имеющими строгой структуры, но оставляющими простор для творческой фантазии учителей. Однако на деле это не так. не привести к конкретным положительным изменениям в способах проведения школьного образования, поскольку такие уроки часто носили хаотичный характер, бессистемно и показало несоответствие поставленным задачам. При этом допускалось непонимание современной интерпретации урока» [11, с.99].
Рассмотрим классификацию нетрадиционных уроков, предложенную разными авторами. Для этого посмотрим определение понятия «нетрадиционные уроки». Н. Ф. Бакарова трактует это понятие следующим образом: «Нетрадиционные уроки – это импровизированные учебные занятия с нетрадиционной (неконсолидированной) структурой» [9, с.5].
А. В. Дубоносова классифицирует нетрадиционные уроки по содержанию материала (см. табл. 1) [18, с. 49]:
Таблица 1
Классификация нетрадиционных уроков А. В. Дубоносовой
М. И. Ильина предлагает классификации по составу нетрадиционных уроков (см. табл. 2) [21, с. 65]:
Таблица 2
Классификация нетрадиционных уроков М. И. Ильиной
Г. Л. Кириллов классифицирует форматы уроков как пример различных подходов к типам уроков (см. табл. 3) [23, с.18]:
Таблица 3
Классификация нетрадиционных уроков Г. Л. Кириллова
Рассмотрим подробнее некоторые виды нетрадиционного урока.
Экскурсии – это форма образовательной деятельности, характеризующаяся осуществлением процессов обучения на природе, в музеях, на тропах, в парках, на заводах и т. д., а не на занятиях. Непосредственное узнавание окружающего мира учащимися.
Способ проведения экскурсии зависит от темы, дидактических задач, возраста учащегося, развития и цели экскурсии. Основой техники похода является наглядная демонстрация и рассказывание историй. Кроме того, выезд на урок должен включать в себя самостоятельную работу учащихся в соответствии с планом. Наблюдение, рисование, зарисовка, составление наглядного и описательного материала (фотографии) и др.
Игры – это вид деятельности, когда ситуация направлена на усвоение социального опыта, на формирование и совершенствование управления своим поведением. С помощью игры учащиеся входят в жизненные ситуаци
и, получают эмоциональное переживание за успехи или наоборот неудачи. Также в процессе игры развиваются необходимые навыки отношений с другими людьми: проявляют инициативу, решают проблемы, планируют свою деятельность, а также решают коммуникативные задачи. Играя, дети сами того не замечая, узнают свою независимость, сотрудничество, терпимость. Во время игры формируются уверенность в себе, инициативность и стремление к творчеству.
Составление обучающей игры начинается с подготовительного этапа. на данном этапе важно тщательно разработать сценарий самой игры. Главные элементы сценария - ситуация и участники игры. Ставятся учебные цели и задачи урока, дается объяснение проблемы, учитывается логика выполнения заданий, составляется план игры. Нужно объяснить ход и правила игры, содержание ситуации.
Деловые игры – это способ имитировать принятие деловых решений в различных производственных и экономических ситуациях путем организации коллективной деятельности в соответствии с определенными правилами и положениями. При проведении деловой игры нельзя прерывать или откладывать конечный результат игры. Так как конец игры требует принять решение, которое следует оценивать участникам и ведущему. Такие игры эффективно проводить для старшеклассников и студентов при обучении решени
и сложных задач, изучении новой темы для повышения внимания и интереса всего класса. Также деловые игры способствуют развитию творческих способностей и в общеобразовательных навыков.
Поэтому нетрадиционные занятия для учащихся необходимы для развития их самостоятельности, коммуникабельности, ответственности.
По Ю. В. Долбиловой нетрадиционные игры имеют следующие виды [4, с. 142]:
1. Занятия, отражающие современные социальные тенденции: лекции под руководством студентов, открытые обзоры знаний, обсуждения в классе и компьютерные уроки.
2. Уроки с использованием игровых ситуаций: урок-ролевые игры, урок-встречи с прессой, урок-конкурсы, урок-уроки КВН, урок-поездки, урок-аукцион, урок-игры, урок-театральные представления.
3. Творческие уроки: урок сочинения, конспектирование урока «живой газеты», уроки изобретательства, уроки комплексного творчества, осмотр урока самодеятельности.
4. Традиционные уроки с новым взглядом: лекции, уроки-семинары, уроки решения проблем, уроки-встречи, уроки-экскурсии, уроки-консультации, уроки-викторины.
С. А.Мухина и А. А.Соловьева приводят классификацию следующих уроков по способу и формату их проведения [15, с. 25]:
Из выше перечисленных классификаций уроков можно сделать вывод, что все нетрадиционные способы проведения уроков противопоставляются традиционной четырехчастной структуре урока.
На уроках литературы учителя используют методы обучения, которые основаны на творческих подходах к обучению. Например, урок с технологическим подходом «учебная лаборатория». «В лабораторной технике главное не общение и обучение, а передача того, как человек работает. На всех этапах работа ведется в основном в парах и группах, и каждый ребенок ее достигает. Основной этап творческой мастерской – что «провалов» не бывает [32, с. 4].
«Образовательная мастерская», метод, специально применяемый к урокам литературы, включает следующие основные этапы:
1) индукторы (создание эмоционального настроя, мотивация к творческой деятельности);
2) Деконструкция (детальный анализ текста);
3) Перестроить (создать свой творческий продукт, свой текст);
4) социализация (сравнение своей работы с работой другого, самокоррекция);
5) Публичность (факультативная демонстрация результатов собственной работы или результатов групповой работы);
6) Гэп (новый взгляд на предмет или явление, побуждение к поиску информации для ответа на вопросы, возникающие на данном этапе),
7) Рефлексия (самоанализ)» [32, с. 7-20].
Эта учебная технология с творческим подходом к учебной деятельности преподавателей и студентов. Эту технологию педагоги успешно используют на уроках литературы. Например,
Рассмотрим классификацию нетрадиционных уроков, предложенную разными авторами. Для этого посмотрим определение понятия «нетрадиционные уроки». Н. Ф. Бакарова трактует это понятие следующим образом: «Нетрадиционные уроки – это импровизированные учебные занятия с нетрадиционной (неконсолидированной) структурой» [9, с.5].
А. В. Дубоносова классифицирует нетрадиционные уроки по содержанию материала (см. табл. 1) [18, с. 49]:
Таблица 1
Классификация нетрадиционных уроков А. В. Дубоносовой
М. И. Ильина предлагает классификации по составу нетрадиционных уроков (см. табл. 2) [21, с. 65]:
Таблица 2
Классификация нетрадиционных уроков М. И. Ильиной
Г. Л. Кириллов классифицирует форматы уроков как пример различных подходов к типам уроков (см. табл. 3) [23, с.18]:
Таблица 3
Классификация нетрадиционных уроков Г. Л. Кириллова
Рассмотрим подробнее некоторые виды нетрадиционного урока.
Экскурсии – это форма образовательной деятельности, характеризующаяся осуществлением процессов обучения на природе, в музеях, на тропах, в парках, на заводах и т. д., а не на занятиях. Непосредственное узнавание окружающего мира учащимися.
Способ проведения экскурсии зависит от темы, дидактических задач, возраста учащегося, развития и цели экскурсии. Основой техники похода является наглядная демонстрация и рассказывание историй. Кроме того, выезд на урок должен включать в себя самостоятельную работу учащихся в соответствии с планом. Наблюдение, рисование, зарисовка, составление наглядного и описательного материала (фотографии) и др.
Игры – это вид деятельности, когда ситуация направлена на усвоение социального опыта, на формирование и совершенствование управления своим поведением. С помощью игры учащиеся входят в жизненные ситуаци
и, получают эмоциональное переживание за успехи или наоборот неудачи. Также в процессе игры развиваются необходимые навыки отношений с другими людьми: проявляют инициативу, решают проблемы, планируют свою деятельность, а также решают коммуникативные задачи. Играя, дети сами того не замечая, узнают свою независимость, сотрудничество, терпимость. Во время игры формируются уверенность в себе, инициативность и стремление к творчеству.
Составление обучающей игры начинается с подготовительного этапа. на данном этапе важно тщательно разработать сценарий самой игры. Главные элементы сценария - ситуация и участники игры. Ставятся учебные цели и задачи урока, дается объяснение проблемы, учитывается логика выполнения заданий, составляется план игры. Нужно объяснить ход и правила игры, содержание ситуации.
Деловые игры – это способ имитировать принятие деловых решений в различных производственных и экономических ситуациях путем организации коллективной деятельности в соответствии с определенными правилами и положениями. При проведении деловой игры нельзя прерывать или откладывать конечный результат игры. Так как конец игры требует принять решение, которое следует оценивать участникам и ведущему. Такие игры эффективно проводить для старшеклассников и студентов при обучении решени
и сложных задач, изучении новой темы для повышения внимания и интереса всего класса. Также деловые игры способствуют развитию творческих способностей и в общеобразовательных навыков.
Поэтому нетрадиционные занятия для учащихся необходимы для развития их самостоятельности, коммуникабельности, ответственности.
По Ю. В. Долбиловой нетрадиционные игры имеют следующие виды [4, с. 142]:
1. Занятия, отражающие современные социальные тенденции: лекции под руководством студентов, открытые обзоры знаний, обсуждения в классе и компьютерные уроки.
2. Уроки с использованием игровых ситуаций: урок-ролевые игры, урок-встречи с прессой, урок-конкурсы, урок-уроки КВН, урок-поездки, урок-аукцион, урок-игры, урок-театральные представления.
3. Творческие уроки: урок сочинения, конспектирование урока «живой газеты», уроки изобретательства, уроки комплексного творчества, осмотр урока самодеятельности.
4. Традиционные уроки с новым взглядом: лекции, уроки-семинары, уроки решения проблем, уроки-встречи, уроки-экскурсии, уроки-консультации, уроки-викторины.
С. А.Мухина и А. А.Соловьева приводят классификацию следующих уроков по способу и формату их проведения [15, с. 25]:
-
Уроки с измененной организацией: «Уроки-лекции, Парадокс-Уроки, Защита знаний, Защита идеи, Уроки для двоих, Уроки-Встречи». -
Уроки, основанные на фантазии: «Уроки сказок, уроки творчества, уроки сочинения, уроки изобретательства, уроки творческого брифинга, сложные творческие отношения, уроки демонстрации», уроки больших пригородных поездов, «уроки больших проектов», уроки научных историй, уроки прибыли, уроки портрета, Уроки сочинения, Уроки подарков Хоттабыча»; -
Уроки, имитирующие все виды деятельности и работы: «экскурсии, заочные поездки, прогулки, пребывания, поездки в прошлое (будущее), внутренние поездки, поездки на поезде, сдача уроков, защита туристических проектов». -
Конкурсные занятия в игре: «Урок-игра: «Подумай о проекте», Урок «Домино», Кроссворд-викторина, Урок в форме игры «Лото», «Эксперты ведут расследование», Урок-Деловые игры, обобщение игр, уроки типа КВН, уроки- «Что? Где? Когда?», уроки-эстафеты, конкурсы, игры, драки, состязания, уроки-дневники, уроки-пробы, уроки футбольных матчей, уроки-тесты, уроки родительских игр, уроки РПГ: "Семья Обсуждаем планы», Уроки-игры-уроки, Уроки-кроссворды, Игры-обобщение, Уроки-«Веселая рыбалка», Уроки-игры «Лазанья»; -
Уроки, которые обеспечивают трансформацию стандартного способа организации: Опросы для пар, Быстрые опросы, Тестовые уроки, Оценка защиты, Справочные уроки, Лабораторные уроки, Уроки семинаров, Защита модуля чтения, Уроки без ТВ, Уроки - Знание общественного обзора, Конференции - Консультации, итоговые интервью, студенческие встречи.
Из выше перечисленных классификаций уроков можно сделать вывод, что все нетрадиционные способы проведения уроков противопоставляются традиционной четырехчастной структуре урока.
На уроках литературы учителя используют методы обучения, которые основаны на творческих подходах к обучению. Например, урок с технологическим подходом «учебная лаборатория». «В лабораторной технике главное не общение и обучение, а передача того, как человек работает. На всех этапах работа ведется в основном в парах и группах, и каждый ребенок ее достигает. Основной этап творческой мастерской – что «провалов» не бывает [32, с. 4].
«Образовательная мастерская», метод, специально применяемый к урокам литературы, включает следующие основные этапы:
1) индукторы (создание эмоционального настроя, мотивация к творческой деятельности);
2) Деконструкция (детальный анализ текста);
3) Перестроить (создать свой творческий продукт, свой текст);
4) социализация (сравнение своей работы с работой другого, самокоррекция);
5) Публичность (факультативная демонстрация результатов собственной работы или результатов групповой работы);
6) Гэп (новый взгляд на предмет или явление, побуждение к поиску информации для ответа на вопросы, возникающие на данном этапе),
7) Рефлексия (самоанализ)» [32, с. 7-20].
Эта учебная технология с творческим подходом к учебной деятельности преподавателей и студентов. Эту технологию педагоги успешно используют на уроках литературы. Например,