Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 265
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.3. Форма государственного устройства
В зависимости от степени самостоятельности в управлении административно-территориальных единиц выделяют унитарное и федеративное государство. Традиционно в литературе в качестве формы государственного устройства выделяют также конфедерацию (см. схема 2), однако необходимо учитывать, что конфедерация не является государством, а представляет собой государственное образование.
Унитарное государство — это целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого (области, провинции, округа и т. д.) не имеют статуса государственных образований, не обладают самостоятельностью в решении вопросов осуществления государственной власти. В унитарном государстве существует единая система органов власти, единое гражданство, единая система налогов и система законодательства. Органы государственной власти осуществляют управление территориальными единицами. Местные органы, создающиеся в границах областей, провинций и т д. подчинены центральной власти. Большинство всех государств унитарные. (Франция, Швеция, Норвегия и др.). Унитарное государство обеспечивает государственное единство. Управление в нем является наиболее простым. в то же время унитарные государства должны быть небольшими по площади, для того чтобы обеспечить эффективное управление из центра.
Федеративное государство (федерация) – это сложное союзное государство, части которого (республики, штаты, земли, кантоны и п. д.) являются государственными образованиями, обладающими суверенитетом и самостоятельностью в решении некоторых государственных вопросов. Федерация часто возникает на основании договора между самостоятельными государствами, которые объединяясь утрачивают часть своей самостоятельности и передают ее центральной власти.
Входящие в состав федерации государственные образования и государства называются ее субъектами. Для федерации характерно существование двух систем государственных органов – федеральной и субъектов федерации
, двух систем законодательства, в некоторых федерациях двойное гражданство. Для федерации характерно законодательное разграничение полномочий между центральными , федеральными органами и органами субъектов федерации. В США, Канаде, Бразилии, Мексике и других странах конституции устанавливают сферы, подпадающие под исключительную компетенцию федерации и исключительную компетенцию ее субъектов. В ФРГ, Индии и иных государствах конституции, кроме того, предусматривают сферу действия совместной компетенции федерации и ее субъектов.
Конфедерация — это союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических и др.). «Конфедерации создаются для достижения определенных, ограниченных целей в пределах известного исторического периода»9. Государства, объединяясь в конфедерацию создают союзные органы, которые обладают полномочиями в решении общих вопросов и достижении целей, ради которых создавалась конфедерация. Конфедерация представляет собой объединение суверенных государств поэтому сама не обладает суверенитетом. Поэтому относить конфедерацию к формам государственного устройства, можно, лишь учитывая создание в рамках конфедерации органов власти. При этом необходимо понимать, что конфедерация не является собственно государством.
Исторический опыт показывает, что конфедеративные объединения имеют нестойкий, характер: они либо распадаются, либо преобразуются в федерации. Например, штаты Северной Америки с 1776 по 1787 г. были объединены в конфедерацию, и затем образовали федеративное государство. А созданная в 1952 г. конфедерация Египта и Сирии (Объединенная Арабская Республика) распалась. «Конфедерации представляют собой аморфные государственные образования, иногда они распадаются, в других случаях играют роль промежуточного звена на пути создания единого государства»10.
Таким образом, характеризуя форму государственного устройства можно определить порядок осуществления власти в государстве в территориальных пределах. Власть может быть сосредоточена в едином центре, либо распределена по отдельным территориям. Особенности формы государственного устройства диктуются историческими факторами, соображениями эффективности в управлении и др. Например государство небольшой территории скорее всего будет унитарным, поскольку им легче управлять. также государство с исторически сильной, централизованной властью также будет унитарным. Федеративное государство образуется на основании союза ранее самостоятельных государств, или в государствах многонациональных, в которых отдельные нации стремятся сохранить самостоятельность в решении государственных вопросов.
- 1 2 3 4 5 6 7 8
1.4. Форма политического (государственного) режима
При характеристике политического режима необходимо обращать внимание на следующие факторы:
степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;
соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства; гарантированность прав и свобод личности;
обеспечение в государстве свободы слова, гласности, политического плюрализма;
доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти;
В зависимости от указанных признаков различают противоположные по своему характеру режимы: демократический и антидемократический. Антидемократический в свою очередь подразделяется на тоталитарный и авторитарный (см. схему 3).
Демократический политический режим обладает следующими признаками:
1) Верховная власть и суверенитет здесь признаются принадлежащими народу. Каждый гражданин становится носителем власти, которую он посредством выборов и других механизмов демократии передает органам государства. Роль личности в демократической политической системе существенно возрастает. Взаимоотношения государства и личности строятся на основе признания и защиты широкого комплекса прав и свобод граждан.
2) Главной задачей государства является защита прав и свобод граждан, обеспечение их безопасности. Личность, ее права и свободы, объявляются государством высшей ценностью.
3) Государство не ограничивает участия граждан в политической жизни, признавая право на объединение в различные организации, на свободу слова и мысли, на идеологический плюрализм. Демократическое государство стремится к согласованию интересов различных социальных групп и слоев, к оптимальному сочетанию интересов личности и государства. «Признаком современной демократии прежде всего являются политические свободы — идеологический и политический плюрализм, многопартийность, свобода выражения мнений, свобода средств массовой информации, свободы объединений, собраний и манифестаций, всеобщее и равное избирательное право»
11
4) Вмешательство в жизнь граждан со стороны государства существенно ограничена и допускается только в пределах, установленных законом (например, в случае применения мер принуждения). Обеспечивается право на неприкосновенность личности, защиту чести и достоинства, неприкосновенность частной жизни. Применение насильственных методов осуществления власти не допускается.
Основные признаки тоталитарного политического режима заключаются в следующем.
Во-первых, неограниченная и бесконтрольная высшая власть сосредоточена в руках государства и осуществляется разветвленным чиновничьим аппаратом во главе с партийным лидером. Участие народа в осуществлении власти исключено.
Во-вторых, власть сосредоточена в руках одной партии. Деятельность иных партий и общественных объединений, каким либо образом не совпадающих с политикой партии строго запрещается. Верхушка партии стоит над государством и обществом. Идеология партии является единственно правильной и запрещаются, какие либо иные политические взгляды и убеждения. Как можно заметить при тоталитарном режиме не идет речь об обеспечении гласности и свободы слова. Многопартийность недопустима.
В третьих, власть часто осуществляется методами насилия, массового жестокого террора, произвола и беззакония. Права и свободы личности не защищены. Любой человек находится под угрозой применения принудительных мер со стороны государства.
В-четвертых, общество всеобъемлюще (тотально) контролируется административно-карательным аппаратом государства. Политическая власть распространяется на экономику, социальную и культурную сферу. Все материальные ресурсы находятся в государственной собственности, экономическое регулирование осуществляется командным методом, путем обязательных указаний со стороны аппарата государства.
Авторитарный режим - государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (класс, партия, элитная группа и т.д.) при минимальном участии народа (например, Испания периода правления Франко, Чили во времена власти Пиночета). Он является своего рода переходным, сочетает в себе признаки тоталитаризма и демократии.