Файл: Развитие воспитательного потенциала современной семьи в ходе реализации образовательнного детского родительского проекта родные люди.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 210
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- 1 2 3 4 5 6 7
Приложения
Приложение 1
Наименование программы | Цели, задачи | Основные наименования | Форма взаимодействия |
ООП ДО «От рождения до школы» | Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада. Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:
| Взаимопознание и взаимоинформирование | Стенды |
Непрерывное образование воспитывающих взрослых | Мастер – классы Тренинг | ||
Совместная деятельность педагогов, родителей, детей | Семейные художественные студии Семейные праздники Семейный театр Семейный абонемент Семейная ассамблея Проектная деятельность Семейный календарь | ||
Пособия для занятий с ребенком дома | Книги серии «Школа Семи Гномов» | ||
ПОП ДО «Детство» | Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников
| Педагогический мониторинг | Анкетирование родителей на тему «Мой ребенок» Беседа с родителями «Наша семья и ребенок» Наблюдение за общением родителей и детей в утренний и вечерний отрезки времени |
Педагогическая поддержка | «Первое знакомство» «Вместе с мамой бегаем, рисуем, играем» «Делаем рисунок (поделку) в подарок группе» Знакомство с материалами информационных бюллетеней и тематических газет Консультации у педагогов и специалистов ДОО Посещение программ психолого - педагогического образования родителей, участие в психолого-педагогических тренингах на темы «Знаю ли я своего ребенка», «Упрямые дети или упрямые родители», «Растим талантливого ребенка» | ||
Педагогическое образование родителей | встречи для родителей: «Что такое готовность к школе?», «Готов ли ваш ребенок к школе?», «Как повысить работоспособность и выносливость ребенка», «Учимся рассказывать», «Как не остаться одному в школьном коллективе», «В доме первоклассник» Клуб «Родители будущих школьников» | ||
Совместная деятельность педагогов и родителей | Конкурсы «Мы родом из детства» (конкурс семейных газет о детстве разных членов семьи), «Самое, самое, самое о нашем городе» Спортивные досуги «Крепкие и здоровые», «Зимние забавы», «Мы играем всей семьей» Совместные с дошкольниками дела, направленные на заботу об окружающих: «Сажаем цветы на участке», «Поздравляем ветеранов», «Украшаем детский сад к празднику», «Починим игрушки малышам» | ||
ОП ДО «Истоки» | Задачи :
| Тематика бесед, интернет-сайтов и форумов, детско-родительских проектов, информационных буклетов и выставок для родителей | Приоритетные вопросы семейного воспитания детей первого года жизни: что такое эмоциональный комфорт и для чего он нужен младенцу; О базисных потребностях ребенка в младенческом возрасте; Мать как объект привязанности ребенка; Как уважать природные законы развития младенца и заботиться о его безопасном существовании; Материнский фольклор — источник комфортного самочувствия ребенка; Психомоторное развитие как единство «пробуждения» движений мышц и психики ребенка; Приоритетные вопросы семейного воспитания детей 1—3 лет: Слагаемые здорового образа жизни ребенка в семье; Безопасность жизни ребенка в семье без физических и психологических травм; О воспитании опрятности без насилия; Как поддержать ребенка в проявлении любопытства и самостоятельности в исследовании окружающего мира и т.д. Приоритетные вопросы семейного воспитания детей дошкольного возраста (3—5 лет): В чем проявляется индивидуальность ребенка; О праве ребенка быть самим собой; Как обогащать двигательный и речевой опыт ребенка в семье; Почему в поведении ребенка появляются нерешительность и беспомощность; Легко ли ребенку быть «хозяином» своих чувств; Как выдерживать накал эмоций своего ребенка; Почему приходят капризы и упрямство; Педагогика родительского запрета; Приоритетные вопросы семейного воспитания детей дошкольного возраста (5—7 лет): Как воспитывать у ребенка навыки безопасного поведения в быту, социуме, природе; Как помогать ребенку выражать “запретные” чувства; Как поддерживать инициативу ребенка, в том числе, в установлении дружеских отношений со сверстниками своего и противоположного пола; Если ребенок не умеет проигрывать; Когда в семье растет маленький «спорщик»; Экологические игры с ребенком дома; Дошкольник и семейный туризм: «за» и «против»; Прародители как трансляторы знаний об истории своего семейного рода, Отечества и ценности мира; Как эмоционально поддержать ребенка в роли будущего первоклассника; |
Приложение 2
Недостатки и положительные стороны общественного и семейного воспитания (по Е.П. Арнаутовой и В.М. Ивановой)
Детский сад | Семья |
Преимущества | |
Наличие и использование программы воспитания и обучения дошкольников, педагогических знаний у педагогов, научно-методических пособий. Целенаправленный характер воспитания и обучения детей. Условия жизни и быта научно разработаны для воспитания и обучения детей. Применение методов воспитания, обучения, адекватных возрастным особенностям и возможностям дошкольников, понимание их духовных потребностей. Умелое применение оценки деятельности и поведения детей как стимула их развития. Разнообразная содержательная деятельность детей в детском обществе. Возможность играть и общаться с широким кругом сверстников. | Сравнительно "мягкие" отношения между родителями и ребенком, эмоциональная насыщенность отношений. Постоянство и длительность педагогической программы поведения родителей, воздействий их на ребенка. Индивидуальная обращенность педагогических воздействий к ребенку. Подвижный режим дня. Возможность общаться с детьми-родственниками разных возрастов. |
Недостатки | |
Деловая форма общения воспитателя с детьми, сниженная его интимность, эмоциональная недостаточность. Наличие сменяющих друг друга воспитателей с разными программами их поведения, методами воздействия на ребенка. Обращенность воспитателя ко всем детям, недостаточность индивидуального общения с каждым ребенком. Сравнительная жесткость режима дня. Общение с детьми одного возраста. | Отсутствие программы воспитания, наличие отрывочных представлений у родителей о воспитании, использование родителями случайной педагогической литературы. Стихийный характер воспитания и обучения ребенка, использование отдельных традиций и элементов целенаправленного воспитания. Стремление взрослых создать в семье условия для себя, непонимание ими важности этих условий для ребенка. Непонимание возрастных особенностей дошкольников, представление о детях как об уменьшенной копии взрослых, инертность в поисках методов воспитания. Непонимание роли оценки в воспитании и обучении ребенка, стремление оценивать не его поведение, а его личность. Однообразие и малосодержательность деятельности ребенка в семье. Недостаток общения с детьми в игре. Неумение дать ребенку объективную характеристику, проанализировать свои методы воспитания. |
Приложение 3
Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей
Наименование | Цель | Формы проведения |
Информационно-аналитические | Направлены на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. | Социологические опросы; Социологические срезы; Тесты; Анкетирование; Почтовый ящик; Информационные корзины; |
Досуговые | Призваны устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. | Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках «Встреча Нового года»; «Масленица»; «Праздник мам»; «Праздник урожая»; «Спортивный праздник с родителями»; «Дог-шоу», «Семейные театры»; Различные выставки; |
Познавательные | Направлены на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей. | Семинары-практикумы; педагогический брифинг; педагогическая гостиная; проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме; устные педагогические журналы; игры с педагогическим содержанием; педагогическая библиотека для родителей; «КВН»; «Педагогическое поле чудес»; «Театральная пятница»; «Педагогический случай»; «Что? Где? Когда?»; «Круглый стол»; «Ток-шоу»; «Телефон доверия»; |
Наглядно-информационные | ||
информационно-ознакомительная форма; | Ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, особенностями воспитания детей, с педагогами, преодоление поверхностных мнений о деятельности ДОУ. | дни открытых дверей; открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей; выставки детских работ; выставки совместных работ детей и родителей; информационные проспекты для родителей; видеоролики о жизни ДОУ; выпуск газет; организация мини-библиотек; использование современных технологий; |
информационно-просветительская форма | Направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. | |