Файл: Развитие воспитательного потенциала современной семьи в ходе реализации образовательнного детского родительского проекта родные люди.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 209

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


    1. 1   2   3   4   5   6   7

Приложения


Приложение 1

Наименование программы

Цели, задачи

Основные наименования

Форма взаимодействия

ООП ДО «От рождения до школы»

Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.

Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:

  • изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;

  • знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;

  • информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;

  • создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;

  • привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);

  • • поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

Взаимопознание и взаимоинформирование

Стенды

Непрерывное образование воспитывающих взрослых

Мастер – классы

Тренинг

Совместная деятельность педагогов, родителей, детей

Семейные художественные студии

Семейные праздники

Семейный театр

Семейный абонемент

Семейная ассамблея

Проектная деятельность

Семейный календарь


Пособия для занятий с ребенком дома

Книги серии «Школа Семи Гномов»

ПОП ДО «Детство»

Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников

  • Познакомить родителей с особенностями физического, социальноличностного, познавательного и художественного развития детей младшего дошкольного возраста и адаптации их к условиям ДОО.

  • Помочь родителям в освоении методики укрепления здоровья ребенка в семье, способствовать его полноценному физическому развитию, освоению культурногигиенических навыков, правил безопасного поведения дома и на улице.

  • Познакомить родителей с особой ролью семьи, близких в социальноличностном развитии дошкольников. Совместно с родителями развивать доброжелательное отношение ребенка ко взрослым и сверстникам, эмоциональную отзывчивость к близким, уверенность в своих силах.

  • Совместно с родителями способствовать развитию детской самостоятельности, простейших навыков самообслуживания, предложить родителям создать условия для развития самостоятельности дошкольника дома.

  • Помочь родителям в обогащении сенсорного опыта ребенка, развитии его любознательности, накоплении первых представлений о предметном, природном и социальном мире. 6. Развивать у родителей интерес к совместным играм и занятиям с ребенком дома, познакомить их со способами развития воображения, творческих проявлений ребенка в разных видах художественной и игровой деятельности.

Педагогический мониторинг

Анкетирование родителей на тему «Мой ребенок»

Беседа с родителями «Наша семья и ребенок»

Наблюдение за общением родителей и детей в утренний и вечерний отрезки времени


Педагогическая поддержка

«Первое знакомство»

«Вместе с мамой бегаем, рисуем, играем»

«Делаем рисунок (поделку) в подарок группе»

Знакомство с материалами информационных бюллетеней и тематических газет

Консультации у педагогов и специалистов ДОО

Посещение программ психолого - педагогического образования родителей, участие в психолого-педагогических тренингах на темы «Знаю ли я своего ребенка», «Упрямые дети или упрямые родители», «Растим талантливого ребенка»

Педагогическое образование родителей

встречи для родителей: «Что такое готовность к школе?», «Готов ли ваш ребенок к школе?», «Как повысить работоспособность и выносливость ребенка», «Учимся рассказывать», «Как не остаться одному в школьном коллективе», «В доме первоклассник»

Клуб «Родители будущих школьников»

Совместная деятельность педагогов и родителей

Конкурсы «Мы родом из детства» (конкурс семейных газет о детстве разных членов семьи), «Самое, самое, самое о нашем городе»

Спортивные досуги «Крепкие и здоровые», «Зимние забавы», «Мы играем всей семьей»

Совместные с дошкольниками дела, направленные на заботу об окружающих: «Сажаем цветы на участке», «Поздравляем ветеранов», «Украшаем детский сад к празднику», «Починим игрушки малышам»

ОП ДО «Истоки»

Задачи :

  • Оказывать родителям (законным представителям) дифференцированную психологопедагогическую помощь в семейном воспитании детей от двух месяцев до начала их школьной жизни, в том числе, по вопросам инклюзивного образования (в случае его организации).

  • Способствовать повышению компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования детей, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития их индивидуальных способностей.

  • Вовлекать родителей и других членов семей воспитанников непосредственно в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации.

  • Поддерживать образовательные инициативы родителей в сфере дошкольного образования детей.

Тематика бесед, интернет-сайтов и форумов, детско-родительских проектов, информационных буклетов и выставок для родителей

Приоритетные вопросы семейного воспитания детей первого года жизни: что такое эмоциональный комфорт и для чего он нужен младенцу; О базисных потребностях ребенка в младенческом возрасте; Мать как объект привязанности ребенка; Как уважать природные законы развития младенца и заботиться о его безопасном существовании; Материнский фольклор — источник комфортного самочувствия ребенка; Психомоторное развитие как единство «пробуждения» движений мышц и психики ребенка;

Приоритетные вопросы семейного воспитания детей

1—3 лет: Слагаемые здорового образа жизни ребенка в семье; Безопасность жизни ребенка в семье без физических и психологических травм; О воспитании опрятности без насилия; Как поддержать ребенка в проявлении любопытства и самостоятельности в исследовании окружающего мира и т.д.

Приоритетные вопросы семейного воспитания детей дошкольного возраста (3—5 лет): В чем проявляется индивидуальность ребенка; О праве ребенка быть самим собой; Как обогащать двигательный и речевой опыт ребенка в семье; Почему в поведении ребенка появляются нерешительность и беспомощность; Легко ли ребенку быть «хозяином» своих чувств; Как выдерживать накал эмоций своего ребенка; Почему приходят капризы и упрямство; Педагогика родительского запрета;

Приоритетные вопросы семейного воспитания детей дошкольного возраста (5—7 лет): Как воспитывать у ребенка навыки безопасного поведения в быту, социуме, природе; Как помогать ребенку выражать “запретные” чувства; Как поддерживать инициативу ребенка, в том числе, в установлении дружеских отношений со сверстниками своего и противоположного пола; Если ребенок не умеет проигрывать; Когда в семье растет маленький «спорщик»; Экологические игры с ребенком дома; Дошкольник и семейный туризм: «за» и «против»; Прародители как трансляторы знаний об истории своего семейного рода, Отечества и ценности мира; Как эмоционально поддержать ребенка в роли будущего первоклассника;


Приложение 2

Недостатки и положительные стороны общественного и семейного воспитания (по Е.П. Арнаутовой и В.М. Ивановой)

Детский сад

Семья

Преимущества

Наличие и использование программы воспитания и обучения дошкольников, педагогических знаний у педагогов, научно-методических пособий. Целенаправленный характер воспитания и обучения детей. Условия жизни и быта научно разработаны для воспитания и обучения детей. Применение методов воспитания, обучения, адекватных возрастным особенностям и возможностям дошкольников, понимание их духовных потребностей. Умелое применение оценки деятельности и поведения детей как стимула их развития. Разнообразная содержательная деятельность детей в детском обществе. Возможность играть и общаться с широким кругом сверстников.

Сравнительно "мягкие" отношения между родителями и ребенком, эмоциональная насыщенность отношений. Постоянство и длительность педагогической программы поведения родителей, воздействий их на ребенка. Индивидуальная обращенность педагогических воздействий к ребенку. Подвижный режим дня. Возможность общаться с детьми-родственниками разных возрастов.

Недостатки

Деловая форма общения воспитателя с детьми, сниженная его интимность, эмоциональная недостаточность. Наличие сменяющих друг друга воспитателей с разными программами их поведения, методами воздействия на ребенка. Обращенность воспитателя ко всем детям, недостаточность индивидуального общения с каждым ребенком. Сравнительная жесткость режима дня. Общение с детьми одного возраста.

Отсутствие программы воспитания, наличие отрывочных представлений у родителей о воспитании, использование родителями случайной педагогической литературы. Стихийный характер воспитания и обучения ребенка, использование отдельных традиций и элементов целенаправленного воспитания. Стремление взрослых создать в семье условия для себя, непонимание ими важности этих условий для ребенка. Непонимание возрастных особенностей дошкольников, представление о детях как об уменьшенной копии взрослых, инертность в поисках методов воспитания. Непонимание роли оценки в воспитании и обучении ребенка, стремление оценивать не его поведение, а его личность. Однообразие и малосодержательность деятельности ребенка в семье. Недостаток общения с детьми в игре. Неумение дать ребенку объективную характеристику, проанализировать свои методы воспитания.


Приложение 3

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей

Наименование

Цель

Формы проведения

Информационно-аналитические

Направлены на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.

Социологические опросы; 
Социологические срезы; 
Тесты; 
Анкетирование; 
Почтовый ящик; 
Информационные корзины; 

Досуговые

Призваны устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.

Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках 
«Встреча Нового года»; 
«Масленица»; 
«Праздник мам»; 
«Праздник урожая»; 
«Спортивный праздник с родителями»; 
«Дог-шоу», «Семейные театры»; 
Различные выставки; 

Познавательные

Направлены на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

Семинары-практикумы; 
педагогический брифинг; 
педагогическая гостиная; 
проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме; 
устные педагогические журналы; 
игры с педагогическим содержанием; 
педагогическая библиотека для родителей; 
«КВН»; 
«Педагогическое поле чудес»; 
«Театральная пятница»; 
«Педагогический случай»; 
«Что? Где? Когда?»; 
«Круглый стол»; 
«Ток-шоу»; 
«Телефон доверия»; 

Наглядно-информационные

информационно-ознакомительная форма;

Ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, особенностями воспитания детей, с педагогами, преодоление поверхностных мнений о деятельности ДОУ.

дни открытых дверей; 
открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей; 
выставки детских работ; 
выставки совместных работ детей и родителей; 
информационные проспекты для родителей; 
видеоролики о жизни ДОУ; 
выпуск газет; 
организация мини-библиотек; 
использование современных технологий; 

информационно-просветительская форма

Направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.