Файл: Развитие воспитательного потенциала современной семьи в ходе реализации образовательнного детского родительского проекта родные люди.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 211
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
проблемного обсуждения, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы, -
использования операций сравнения и сопоставления, -
проблемного изложения информации педагогом, -
организации опытов и экспериментов.
Последовательность работы педагога на данном этапе:
-
проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта), -
даёт домашние задания родителям и детям; -
поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);
Третий этап - презентация проекта.
Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта.
Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.). Последовательность работы педагога над проектом на данном этапе:
-
организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми; -
подводит итоги (выступает на педсовете, родительском собрании, обобщает опыт работы).
Четвёртый этап - рефлексия.
Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и координирующей к окончанию проекта.
Условием освоения каждого этапа является коллективная мыследеятельность педагогов, что позволяет:
-
ориентироваться на творческое развитие ребенка в образовательном пространстве детского сада; -
освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от запросов детей; -
уметь без амбиций подключаться к целям и задачам детей; -
объединять усилия всех субъектов педагогического процесса.
- 1 2 3 4 5 6 7
ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА «РОДНЫЕ ЛЮДИ», КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТАНЦЕАЛА СЕМЬИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
-
Анализ уровня воспитательного потенциала семей воспитанников старшей группы МДОУ-детский сад "Звездочка" г. Качканар
Преддипломная практика была пройдена в МДОУ – детский сад «Звездочка» г. Качканар. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад «Звездочка» комбинированного вида создан в марте 1963 году.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад «Звездочка» комбинированного вида является некоммерческой организацией и создано в соответствии с законодательством Российской Федерации для оказания муниципальной услуги в сфере дошкольного образования, направленного на формирование личности воспитанника, развитие интереса к познанию и творческих способностей воспитпанника.
В старшей группе 14 воспитанников, из них 3 девочек и 11 мальчиков. Возраст воспитанников: 6 человек – 2015г.р., 8 человек – 2014 г.р.
Социальная карта группы такова:
-
воспитанников из многодетных семей – 2 человек; -
из неполных семей – 3 человек; -
из малообеспеченных – 3 человек; -
из неблагополучных и в социально – опасном положении – 0 человек; -
семья, состоящая на учёте – 0 человек; -
«трудные» воспитанники – 2 человека;
В целом, дети воспитываются в хороших семьях, где родители уделяют должное внимание своим детям.
Работоспособность группы хорошая. На контакт со взрослыми воспитанники идут легко. Большинство воспитанников с различными видами работ справляются хорошо. В группе находится 1 воспитанник с диагнозом задержка психического развития. Воспитанники прилежны, опрятны, обеспечены необходимыми дошкольными принадлежностями. Это позволяет сделать вывод о том, что родители заботятся о своих детях.
Воспитанники подвижны, шустры, импульсивны, активны. Они любят подвижные игры, спортивные соревнования, активно принимают участие в подготовке и проведении праздников как внутри группы, так и в стенах детского сада.
Дисциплина в группе хорошая, но порой на некоторых занятиях приходится её сдерживать. Часто воспитаннику с задержкой психического развития сложно сидеть на занятии, долго концентрировать внимание на чем-либо, работать над каким-нибудь заданием. Он психологически неустойчив, с бурной реакцией на замечания, с нежеланием адекватно реагировать на ситуацию. Вспыльчив, эмоционален, обидчив, но отходчив. С этим воспитанником проводятся беседы, работа с родителями: даны разъяснения, убеждения, также личный пример и опыт из жизни являются результатом воздействия на этого воспитанника. Родители данного воспитанника легко идут на контакт, принимают все данные рекомендации и должным образом работают с ребенком.
Перед началом исследовательской деятельности был проведен тест для определения педагогической культуры родителей. Результаты теста показали, что большинство родителей (60%) перекладывают ответственность за воспитание детей на педагогов ДОУ, мотивируя это нехваткой свободного времени и тем, что данным вопросом должны заниматься только работники ДОУ, у других (10%) родителей отсутствует четкое представление о совместной работе ДОУ и семьи, а оставшиеся (30%) активно участвуют в жизни ДОУ и проявляют инициативу.
По результатам первичной диагностики выявления уровня педагогической культуры родителей старшей группы, обработке и анализа результатов, а также по итогам всей практической деятельности, сделан следующий общий вывод: благодаря использованию проектной деятельности у воспитанников и их родителей усваивается намного проще, чем, если бы то же доносилось до них с помощью стандартной беседы. Необходимо отметить, что одного месяца такой практики недостаточно для того, чтобы сформировать. Для качественного изменения во взаимоотношениях между семьей и ДОУ необходима систематическая, целесообразная, и методически грамотно организованная планомерная работа воспитателя в течение всего периода пребывания ребенка в ДОУ.
Для формирования педагогической культуры родителей важная роль принадлежит использованию современных методов общения. Они применяются, чтобы дать родителям возможность стать активными исследователями собственного родительского поведения, получить опыт нового видения привычных, стереотипных способов воздействия на ребенка. Работа с семьями воспитанников должна учитывать современные подходы к этой проблеме. И здесь удачной находкой оказался метод проектов, цель которого - объединение усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка.
-
Содержание проекта "Родные люди"
Наименование проекта | «Родные люди» |
Адресация проекта | Старшая группа |
Участник проекта | Дети, родители, педагоги ДОО |
Цель проекта | Создание древа семьи на тему «Родные люди» |
Задачи проекта | Задачи для детей
|
Задачи для родителей
| |
Задачи для педагога
| |
Сроки реализации | Краткосрочный |
Вид проекта | Практико-ориентированный, информационно - исследовательский, творческий |
Продукт проекта | Семейное древо «Родные люди» |
Особенности проекта | Актуальность проекта: содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. Для ребенка семья – это место его рождения и основная среда развития. Она определяет очень многое в жизни ребенка. Семья — это источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. Семейная история – это родословная. Родословная – слово о роде. Род – все родственники, которые имеют общего предка. Все родственники могут быть занесены в «генеалогическое древо» Практическая значимость: проект позволит детям познакомиться и закрепить уже имеющиеся знания о истории и традиции своей семьи Проблема: дети не знают о семейных традициях Проблемный вопрос: Каковы традиции моей семьи? |
Итоги проекта | Для детей: Знакомятся с историей своей семьи Знают историю и традиции своей семьи Получат опыт презентации результатов совместной деятельности. Для родителей: Развитие детско-родительских отношений в ходе совместной деятельности. Для педагогов: Установлены партнерские отношения с семьями детей группы; Повышение компетенции в организации проектной деятельности. |
Ресурсы проекта:
Информационные: книги, энциклопедии, интернет-источники
Материально-технические: иллюстрации, семейное древо
Человеческие: дети, родители, сотрудники ДОО.
Финансовые: за счет добровольно вложенных средств родителей и педагогов группы.
Подготовительный этап
Деятельность детей | Деятельность родителей | Деятельность педагогов |
1.Участвуют в беседе, демонстрация своих знаний о истории и семейных традициях | 1.Осмысливают и принимают цель и задачи проекта. 2. Вносят свои предложения по организации проекта | 1. Проводят беседу с детьми «Я и моя семья» 2. Анализируют собранную информацию, выделяют, проблемы. 3. Определяют совместно с детьми цель и задач проекта. 4. Определяют виды деятельности и продукт проекта. 5. Информируют родителей о цели и задачах проекта. 6. Подбирают информацию |
Основной этап
Деятельность детей | Деятельность родителей | Деятельность педагогов |
|
|
|
Заключительный этап
Деятельность детей | Деятельность родителей | Деятельность педагогов |
1. Участвуют в оформлении семейного древа. 2. Выступают на презентации семейного древа «Родные люди» для детей старшей группы. | 1. Помогают воспитателям в оформлении выставки 2. Готовят вместе с детьми выступление для презентации семейного древа «Родные люди» | 1. Оформляют выставку «Родные люди». 2. Оформляют презентацию для родителей по итогам проекта. 3. Составляют благодарственные письма для детей и родителей. 4. Проводят родительское собрание по итогам проекта. 5. Анализируют итоги проведенной работы. |
-
Анализ реализации проекта по мероприятиям
Изменения в содержании и технологиях дошкольного образования, инициированные Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, выделили основы современного качественного дошкольного образования. Это — направленность на развитие способностей каждого ребёнка, на поддержку его инициативности в самостоятельной деятельности, интересов и потребностей в активном движении, содержательном общении.
Ведущая идея моей педагогической работы – это внедрение в практику дошкольного образования совместной деятельности взрослого и ребенка, поскольку доказано, что семья и детский сад, интегрируя свои усилия в процессе социализации ребенка, способны обеспечить полноту и целостность социально-педагогической и культурно-образовательной среды, в которой ребенок живет, развивается и самореализуется.
При реализации метода проекта «Родные люди» были проведены беседы: «Моя семья и семейное древо», «В гостях у бабушки в деревне», «Что такое семейное древо?» «Какого человеку быть одному» с помощью которых были определены первичные знания детей о истории и традициях в их семьях. Участие дидактической игре «Сложи картинку» и сюжетно – ролевых «Дочки - матери», «Моя семья» помогает в формировании первичных семейных традиций.
При использовании метода проекта родители и воспитанники совместно собирали информацию о своей семье, подбирали фотографии и подготавливали защиту презентации своего семейного древа «Родные люди». Необходимо отметить, что