Файл: Развитие воспитательного потенциала современной семьи в ходе реализации образовательнного детского родительского проекта родные люди.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 212
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области «НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 1»
ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ
РАЗВИТИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬННОГО ДЕТСКОГО - РОДИТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА «РОДНЫЕ ЛЮДИ»
Студент:
Халявина Екатерина Павловна
Специальность 44.02.01.
«Дошкольное образование»
Группа №45
Руководитель:
преподаватель высшей категории
Котегова Марина Валерьевна
2020г.
Оглавление
Введение 4
РЕФЕРАТИВНАЯ ЧАСТЬ. 7
ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА «РОДНЫЕ ЛЮДИ», КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТАНЦЕАЛА СЕМЬИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ 50
2.1 Анализ уровня воспитательного потенциала семей воспитанников старшей группы МДОУ-детский сад "Звездочка" г. Качканар 50
2.2 Содержание проекта "Родные люди" 53
2.3 Анализ реализации проекта по мероприятиям 57
Заключение 59
Библиографический список 63
Приложения 66
Введение 4
РЕФЕРАТИВНАЯ ЧАСТЬ. 7
ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА «РОДНЫЕ ЛЮДИ», КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТАНЦЕАЛА СЕМЬИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ 50
2.1 Анализ уровня воспитательного потенциала семей воспитанников старшей группы МДОУ-детский сад "Звездочка" г. Качканар 50
2.2 Содержание проекта "Родные люди" 53
2.3 Анализ реализации проекта по мероприятиям 57
Заключение 59
Библиографический список 63
Приложения 66
-
Введение
Проблема воспитания никогда не потеряет своей актуальности. В наше время очень часто попадаются случаи, когда родители заняты работой, повседневными делами, забыв о времени для ребёнка. Время, проведенное ребенка с родителем, является особенно важным, в этот период происходит передача накопленного опыта, знания, умения, способы мышления, нравственные, этические и правовые нормы от старших поколений к младшим. Современное общество деликатно относится к вопросу воспитания. На данном этапе развития детские сады, школы и другие учебные организации проводят разного рода работы с детьми и семьями для
налаживания контакта как между ребенком и родителем, так и между всей семье и педагогами. Для того, что бы у ребенка сложились правильные ориентиры работа родителей и педагога должна дополнять друг друга.
В соответствии с ФГОС ДО, одним из основных принципов дошкольного образования является сотрудничество ДОУ и семьи. В Стандарте указывается, что он «является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития».
В соответствии с Законом "Об образовании" одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "Взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка". Поскольку взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет важную роль в развитии ребенка и обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования, необходимо детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, их влияния на взаимодействие и разработка рекомендаций, которые помогли бы повысить эффективность этого взаимодействия. В связи с этим, вопрос поиска нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.
Методологической основой данного проекта явились работы Т.Н. Дроновой, В.В. Чечет, Е.И. Артомановой, М.А. Галагузовой, А.В. Мудрик, М.В. Шакуровой, И.В. Гребенниковой по психолого-педагогическим основам взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй.
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования воспитательного потенциала современной семьи?
Актуальность и проблема исследования позволили сформулировать тему: «Развитие воспитательного потенциала современной семьи в ходе реализации образовательного детского – родительского проекта «Родные люди» ».
Объект исследования: процесс взаимодействия дошкольного учреждения с семьей
Предмет исследования: нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей
Цель исследования: рассмотреть особенности развития воспитательного потенциала семьи на основе использования проекта «Родные люди».
Задачи исследования:
-
Рассмотреть сущность понятия семья, функции современной семьи, типологии семей -
Изучить факторы воспитательного потенциала семьи, влияние родителей на становление личности ребенка -
Изучить особенности использования нетрадиционных форм взаимодействия -
Проанализировать и выявить более эффективные формы и методы работы с семьей -
Организовать работу по созданию и реализации образовательных проектов совместно с семьёй -
Привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе -
Проанализировать уровнь воспитательного потенциала семей воспитанников старшей группы МДОУ-детский сад "Звездочка" г. Качканар
Методы исследования: теоретические (теоретический анализ научной литературы, синтез, обобщение); эмпирические (проектирование).
В 20 столетии идеи взаимодействия ДОУ с семьей получили интенсивное развитие и распространение в образовательной практике.
Значительный вклад в исследование взаимодействия ДОУ с семьей внесли Виноградова, Н.А., Арнаутова, Е.П., Бахуташвили, Т.В., Бондаревская, Е.В., Гладкова, Ю.А., и др.
- 1 2 3 4 5 6 7
РЕФЕРАТИВНАЯ ЧАСТЬ.
-
Факторы воспитательного потенциала семьи и влияние родителей на становление личности ребенка
Овчарова Р.В. в «Справочной книге социального педагога» говорит о том, что человек в своей жизни имеет две семьи «здесь и теперь», членом которой он является и семью, из которой он произошел. Поэтому в жизни каждого человека семья занимает важное место.
Как считают авторы педагогического словаря Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров, семья - малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными узами, общностью быта, взаимной моральной и материальной ответственностью. Семья выполняет важнейшие общественные и социальные функции: репродуктивную, хозяйственно-экономическую, воспитательную, социальную, психотерапевтическую и т. д.
В энциклопедии психологии говорится, что в самом строгом значении термин "семья" относится к фундаментальной единице родства. В своей минимальной или ядерной форме семья состоит из матери, отца и потомства. В более широком использовании это может относиться к расширенной семье, которая может включать дедушку и бабушку, двоюродных братьев и сестер, приемных детей и т.д., которые все вместе действуют, как отдельная социальная единица.
Понятие семьи в социологии обладает отличительной особенностью, так как социология изучает ее и как социальный институт, и как малую социальную группу. Именно семья дает возможность узнать такие формы человеческих отношений как супружество, родительство, родство.
В социологическом словаре рассматривают несколько понятий «семья».
Семья - социальный институт, характеризующийся определенными социальными нормами, санкциями, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между супругами, родителями и детьми. Основные функции семьи: воспроизводство населения и социализация.
Семья - малая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной ответственностью и взаимопомощью.
Понятие слова «семья» в словаре Д.Н. Ушакова раскрывается, как группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе. А Ожегов в своем словаре говорит нам, что семья – это группа живущих вместе близких родственников.
В книге А.В. Мудрик «Социальная педагогика» говорится, что семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, в ней вырабатывается совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями и детьми, детей между собой.
Семья – важнейший институт социализации подрастающего поколения. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Это следующие понятия:
Демографический – структура семьи (большая, включая других родственников или нуклеарная, включающая только лишь родителей и детей; полная или неполная; бездетная, бездетная, однодетная, мало- или многодетная).
Социально - культурный – образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества.
Социально – экономический – имущественные характеристики и занятость родителей на работе.
Технико – гигиенический - условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.
М.В. Шакурова утверждает, что семья - это малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или индивидуальных потребностях людей в союзе друг с другом. Её отличают единое экономическое основание, общность быта, взаимно зависимый образ жизни ее старших и младших членов, определенная структура ролей и норм взаимодействия, эмоционально - нравственные связи, отношения помощи, поддержки и защиты.
Автор книги «Социальная педагогика» М.А. Галагузова даёт насколько определений понятия «семья».
Во-первых, семья - это основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу.
Во-вторых, семьёй называется социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания и т.д.
В современной науке нет единого определения семьи, хотя попытки сделать это предпринимались великими мыслителями много веков назад.