Файл: Концепция самопроизвольного (спонтанного) зарождения жизни.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Концепция самопроизвольного (спонтанного) зарождения жизни.




Оглавление


Концепция самопроизвольного (спонтанного) зарождения жизни. 1

1.Концепция в Древнем мире и античности 1

2.В античности, продолжение 1

3.В средние века, Парацельс (Гомункул) 2

4.16-17 в. 3

5. Критика 4

6. Опровержение 6
  1. Концепция в Древнем мире и античности


Ранние философские взгляды на проблему происхождения имеют черты сходства с мифологией более раннего времени.

Фалес: растения развиваются из земли, увлажненной водой.

Анаксимандр: живые существа образуются из айперона по тем же законам, что и неживое. Анаксимен: материальное начало мира – воздух, из которого все возникает.

Платон: Животные – это те формы, в которых существуют души людей, будучи наказанными.
Ее истоки относятся к мифологии Древнего Китая, Вавилона, Египта. Ранние философские взгляды на проблему происхождения жизни, во многих положениях смыкаются с мифологией более раннего времени.

Античность:

Фалес – первичное вещество для него – вода: растения развиваются из земли, увлажненной водой. Так для Анаксимандра живые существа образуются из айперона по тем же законам, что и неживое, животные рождаются из влаги и земли, нагретой солнцем. У Анаксимена материальное начало мира – воздух, соответственно из него все возникает. До 16-го века Платон и Аристотель оказывали огромное влияние на познание природы. Платон считал, что первым сотворен человек, у человека три души, одна бессмертная и две смертных, одна из смертных душ – мужская (мощная, энергичная), вторая – женская (слабая и податливая). И эволюция по Платону совершается путем деградации этих душ, т.е. животные — это те формы, в которых существуют души людей, будучи наказанными. Души людей переселяются в животных, смертная часть души превращается в четвероногих, те кто по тупоумию превосходит четвероногих, становятся пресмыкающимися, те, которые были просто легкомысленными дают свою душу птицам, кто был невежественен и бестолков превращаются в водных животных. у Платона только однонаправленное переселение от человека к животным.


  1. В античности, продолжение


Эмпедокл: сначала частицы 4 элементов соединились, образовав органы и части тела животных, далее в результате случайных сочетаний возникли полноценные, способные к размножению организмы.


Демокрит: земля, насыщенная влагой, состояла из мягкого ила. Под действием солнечного жара возникало гниение, давшее начало образованию пузырей (оболочек), внутри которых зародились первые животные.

Аристотель: определенные «частицы» вещества содержат некое «активное начало», которое при подходящих условиях может создать живой организм.

Анаксагор: первоначально организмы образовывались из соединения семян, увлажненных каплями дождя, с семенами, находившимися в земле. Анаксагор считал, что первоначально организмы образовывались из соединения семян, увлаженных каплями дождя с семенами, находящимися в земле. Во влаге возникали зародыши, из которых развивались живые существа, и они только в дальнейшем обрели свойства рождаться друг от друга.

Эмпедокл: сначала частицы 4 элементов соединились, образовав органы и части тела животных, далее в результате случайных сочетаний возникли полноценные, способные к размножению организмы. Эмпедокл считал, что сначала возникли частицы 4-х элементов, они соединились, образовали органы и части животных, которые существовали самостоятельно, затем из отдельных частей и органов возникли неполноценные, уродливые существа, нежизнеспособные, у них не было всех необходимых органов и потом в результате случайных сочетаний возникли полноценные, способные к размножению организмы. В зависимости от того, какие элементы преобладали в теле животного, животное выбирало среду для жизни: водную, воздушную, наземную.

Демокрит: земля, насыщенная влагой, состояла из мягкого ила. Под действием солнечного жара возникало гниение, давшее начало образованию пузырей (оболочек), внутри которых зародились первые животные.

По Демокриту живые существа произошли в период развития мира, когда земля, насыщенная влагой, состояла из мягкого ила, под действием солнечного жара в отдельных местах, где скапливалась влага, возникало гниение, дававшее начало образованию пузырей, оболочек, внутри которых находились первые животные и далее в зависимости от различия атомов, образовавших тела, некоторые животные стали летать, плавать, жить на суше.

Живое трактуется как возникающее путем быстрого спонтанного перехода от неживого к живому, но для этого нужны особые факторы, н-р, солнечный свет. Аристотель

: определенные «частицы» вещества содержат некое «активное начало», которое при подходящих условиях может создать живой организм. Аристотель, наиболее детально описав такие взгляды считал, что активное начало способствует созданию живого организма. Он думал, что такое активное начало содержится в оплодотворенном яйце, присутствует в солнечном свете, в тине и гниющем мясе. Цитирую Аристотеля: «Таковы факты – живое может возникать в результате не только спаривания животных, но и разложения почвы... Так же обстоит дело и у растений: некоторые развиваются из семян, а другие как бы самозарождаются под действием сил природы, возникая из разлагающейся земли, отбросов или из определенных частей растений». Известное высказывание Аристотеля: «Вши исходят из мяса, а клопы из животных соков». По Аристотелю самозарождение – не единственный путь, так про насекомых он говорит, что они и размножаются, и возникают самопроизвольно; растения происходят либо из семян, либо зарождаются самопроизвольно. Любое возникновение у Аристотеля согласно его общефилософским взглядам связано с причинами, когда материя лежит в основе становления, форма выступает целью, а движение – поводом.

  1. В средние века, Парацельс (Гомункул)


С распространением христианства концепция спонтанного самопроизвольного зарождения жизни продолжала существовать, но уже в тени креационизма. До середины 16 века Платон и Аристотель оказывали на философские представления о природе более сильное влияние, чем буквальная интерпретация Книги Бытия. Идея самозарождения в Средневековье и в эпоху Возрождения допускала возможность самозарождения не только простых, но и сложноорганизованных существ.

(Например, Шекспир был знаком с концепцией спонтанного самопроизвольного зарождения жизни и эта концепция относилась во время Шекспира к макроскопическим организмам, к таким, как крокодилы)

Концепция спонтанного самопроизвольного зарождения жизни связана с попытками творения гомункула. Описание попыток творения гомункула находят в арабских текстах. Есть такой источник, Книга о Корове, в ней описаны ингредиенты для сотворения жизни: сперма мужчины, животное для оплодотворения (корова или овца), кровь животного, которая используется в процессе, чтобы сделать существо, оплодотворенное, особь должна была произвести бесформенную субстанцию ее помещали в огромный сосуд с порошком из, так называемого, солнечного камня, дня на три и дальше в процессе роста гомункула в сосуд добавляли для кормления кровь его обезглавленной матери (коровы или овцы). И после таких манипуляций происходило образование
гомункула – искусственного человека.

Современные ученые говорят, что в книге о Корове, в этом арабском источнике описаны фантазии автора, а на слайде вы видите рецепт создания искусственного человека врача и химика раннего Возрождения, но по взглядам он скорее был представителем средневековья Филипп Ауреола Теофраста Бомбаста фон Гогенгейма, известного в истории под латинизированным именем Парацельс – «подобный Цельсу», он сам принял это имя в расцвете сил, научной зрелости. Он разрабатывал рецепты искусственного человека. Гомункул – это по представлениям древних, включая алхимиков средневековья, существо наподобие человека, полученное искусственным путем.

«Возьми известную человеческую жидкость (если вы не знаете, какую, если вы не спрашиваете, какую известную жидкость взять, вы не алхимик. Алхимия удел посвящённых.) и оставь гнить ее сперва в запечатанной тыкве, потом в лошадином желудке сорок дней, пока не начнет жить, двигаться и копошиться, что легко заметить. То, что получилось, еще нисколько не похоже на человека, оно прозрачно и без тела. Но если потом ежедневно, втайне и осторожно, с благоразумием питать его человеческой кровью (т.е., если у вас не получилось, думаете, в чем вы были неосторожны, в чем были неблагоразумны, т.е. в этом рецепте заложен сразу вариант неудачи) и сохранять в продолжение сорока седьмиц в постоянной и равномерной теплоте лошадиного желудка, то произойдет настоящий живой ребенок, имеющий все члены, как дитя, родившееся от матери, но только весьма маленького роста».

Парацельс очень интересный человек, он был противником мертвых догм, закостенелых традиций средневековых авторитетовю По Парацельсу человек производится Богом из вытяжки целого мира, словно в огромной алхимической лаборатории, и человек несет в себе образ творца, поэтому нет никакого запретного, по мнению алхимиков, для человека знания. Человек способен, а по Парацельсу даже обязан исследовать все сущности, которые есть в природе и за ее пределами, человека не должна смущать или останавливать их необычность. Потому что для Бога нет ничего необычного и все сущности – свидетельство всемогущества Бога, поэтому нимфы, гномы, саламандры, сирены, гиганты, карлики и иные существа, населяющие 4 стихии, должны быть познаны человеком.

Человечество в конце 20 века научилось создавать новые живые объекты генно-инженерными методами, и этот путь опасен и привлекателен одновременно. Сегодня человек активно вмешивается в собственную природу.


  1. 16-17 в.



Концепция самопроизвольного (спонтанного) зарождения жизни. В 16-17 веках в изучении природы произошел резкий перелом от собственно философских рассуждений и непосредственного наблюдения стали переходить к систематическим лабораторным исследованиям. Но на первых порах развитие экспериментального естествознания не поколебало представлений о возможности спонтанного зарождения живого. Посмотрите на изображение на этом слайде – это портрет Ван Гельмонта, который описал научный, по тем временам, эксперимент, в котором он наблюдал самопроизвольное рождение мышей. Вспомните первую тему курса, ответьте на вопрос: «Что в эксперименте Ван Гельмонта недостаточно, чтобы считать его научным с современной точки зрения?»

Ван Гельмонт использовал темный шкаф, горстку пшеницы, грязную рубашку, пропитанную человеческим потом. Активным началом в процессе зарождения мышей он считал человеческий пот. Цитирую: «Положи в горшок зерна, заткни его грязной рубашкой и жди». Через двадцать один день появятся мыши: они зародятся из испарений слежавшегося зерна и грязной рубашки. Поразительно, что появляются мыши обоего пола, кои совершенно схожи с рожденными естественным путем особями… Еще более поразительно, что получаются не детеныши, а взрослые мыши...». Что нужно, чтобы этот эксперимент считать научным с современной точки зрения? Задумайтесь и ответьте на этот вопрос.

Сторонники концепции самопроизвольного спонтанного зарождения жизни: Гете, Коперник, Галилей, Бэкон, Декарт, Гегель, Шеллинг.

5. Критика



Критика концепции спонтанного зарождения жизни была предпринята из разных философских оснований.

Критика идей спонтанного зарождения жизни была предпринята, исходя из различных оснований. Философские основания: немецкий философ Лейбниц (1646-1716) – ничто не возникает заново, но лишь претерпевает изменения через увеличение или уменьшение. Естественнонаучные основания: английский врач У. Гарвей (1578-1657) – каждое существо возникает, в конечном счете, из яйца.
Идею самозарождения критиковал Лейбниц на основании своих общефилософских взглядов. Согласно Лейбницу, вся живая природа берет начало от семенных животных, возникающих вместе с началом мира. Лейбниц считал, что ни что в природе не возникает заново, а только претерпевает изменения через увеличение или уменьшение