Файл: Курсовая История развития российской адвокатуры Содержание.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 188
Скачиваний: 14
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
20.
Например, в зарубежных странах, в частности Бразилии и др., адвокатуре придан конституционно-правовой статус, однако в России подобным статусом адвокатура, к глубокому сожалению, не обладает, что принижает ее значимость. Поэтому, если законодатель действительно заинтересован в создании сильной адвокатуры, то он не может не учитывать этот положительный опыт.
Эту конституционно-правовую проблему все равно придется решать, и, на наш взгляд, чем раньше, тем лучше, поскольку придание адвокатуре конституционной значимости будет иметь огромное значение для выполнения возложенных на нее государством публично-правовых функций по оказанию населению квалифицированной юридической помощи.
Полагаем, что, когда, наконец, в Конституции РФ будет закреплен статус адвокатуры как важного и крайне востребованного в обществе правозащитного органа, отношение к адвокатам и адвокатуре в целом, как со стороны наших граждан, так и особенно со стороны всех правоприменителей, существенно изменится в лучшую сторону.
В последнее время уделяется много внимания обсуждению роли и места адвокатуры в российском обществе и государстве. 24 октября 2017 года Министерство юстиции РФ опубликовало обновленный проект Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи21, обсуждение и разработка которого продолжались последние несколько лет.
Текст проекта позволяет определить намеченный ведомством курс реформирования рынка оказания юридической помощи в России, взглянуть на первостепенные цели и задачи необходимых преобразований, а также изучить зарубежный опыт регулирования этой сферы.
Основой проекта Концепции является идея наделения адвокатуры исключительным правом на оказание юридической помощи (необходимо отметить, что предлагаемое реформирование не коснется корпоративных юристов, патентных поверенных, нотариусов, аудиторов и государственных служащих). Такие планы Министерства юстиции РФ не могут не вызывать дискуссии в юридическом сообществе, поскольку грядущие преобразования носят неоднозначный характер.
С одной стороны, введение подобных мер может повысить качество оказания юридической помощи.
Современное юридическое сообщество представлено не только компетентными лицами в области права, но и теми, кто оказывает юридическую помощь низкого качества, зачастую непрофессионально и недобросовестно. Учитывая, что право на получение квалифицированной юридической помощи является одним из основополагающих прав человека и гражданина, подобная обстановка на юридическом рынке является серьезным препятствием в обеспечении конституционного права граждан на получение такой помощи.
Сложившаяся ситуация во многом вызвана тем, что в российском законодательстве не закреплен механизм контроля качества предоставляемой юридической помощи. На сегодняшний день такой механизм существует только в адвокатуре: члены корпорации обязаны строго подчиняться нормам профессиональной этики, за нарушение которых они могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности вплоть до лишения статуса.
Кроме того, процедура приобретения адвокатского статуса устанавливает квалификационные требования к кандидатам и предполагает сдачу экзамена. Адвокат также обязан на постоянной основе повышать свою профессиональную квалификацию.
Проектом Концепции предусматривается введение специализации адвокатов и избрание ими конкретной отрасли права в качестве своей основной практики. Подтверждением качества работы в этом случае будет являться «Сертификат специализированного адвоката». Реализация такого разграничения играет очень важную роль, поскольку для юристов, имеющих богатый юридический опыт, например, в гражданском праве, переход к уголовной практике будет затруднительным. При этом можно рассчитывать, что узкоспециализированный специалист будет обладать всеми необходимыми знаниями и навыками для оказания качественной юридической помощи именно в своей профессиональной области.
Все это может привести к росту уровня качества оказываемой юридической помощи.
Однако у идей, предложенных в проекте Концепции, есть и другая сторона. Существование на рынке профессиональной юридической помощи «неквалифицированных специалистов» оказывает влияние на стоимость юридических услуг. Такие специалисты зачастую предоставляют юридическую помощь низкого качества и в целях привлечения клиентов снижают стоимость своих услуг, что отражается на общей ценовой политике в сфере оказания юридической помощи. Исходя из этого, можно сделать предположение, что в результате исключения некомпетентных участников рынка ценник на услуги профессионалов значительно возрастет, что скажется на доступности квалифицированной юридической помощи для населения – в особенности для социально уязвимых групп.
Вызывает вопросы предлагаемая проектом Концепции «фильтрация» специалистов в области права путем сдачи квалификационных экзаменов на получение статуса адвоката
, которые будут приниматься определенными комиссиями. Возможно, объемность и сложность экзаменов могут повлечь за собой случаи незаконного обхода установленных барьеров некомпетентными специалистами, не сдавшими такие экзамены, в целях получения желаемого статуса.
Кроме того, положения проекта Концепции в негативной форме затрагивают интересы определенного круга лиц в юридическом сообществе. Так, например, получение «новоиспеченными юристами» статуса адвоката будет являться не таким простым делом: молодой юрист, только что получивший образование по специальности «юриспруденция» и не обладающий юридическим стажем, необходимым для приобретения статуса адвоката, не будет иметь возможности работать судебным представителем. Такая ситуация может затронуть базовые конституционные права граждан в сфере свободного распоряжения своими способностями к труду, выбора рода деятельности и профессии.
Принятие проекта Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи вызвано необходимостью повышения уровня защиты прав и законных интересов граждан и организаций, однако положения представленного документа не в полной мере позволяют оценить перспективы изменения качества и доступности квалифицированной юридической помощи в России путем введения предлагаемых мер.
По итогам исследования, проведенного в курсовой работе, можно сделать вывод, что в Российской империи и Российской Федерации понятие адвоката и адвокатуры несколько различается, что вполне естественно и обусловливается разницей в конкретно-исторических условиях и динамикой социального развития. В целом применительно к Российской империи адвокатами следует считать присяжных поверенных, помощников присяжных поверенных и частных поверенных, а адвокатурой – их совокупность.
Включенность адвокатуры в гражданское общество является отличием современной развитой адвокатуры от ее предшественниц.
Для гражданского общества и для адвокатуры как его отдельного и очень значимого элемента важным представляется вопрос установления границы между гражданским обществом и государством.
С идеально типологической точки зрения гражданское общество – это своего рода социальное пространство, в котором субъекты права (люди и организации) связаны и взаимодействуют между собой в качестве независимых как друг от друга, так и от государства единиц, т.е., используя философскую терминологию применительно к гражданскому обществу, можно сказать, что каждая идея включена в другую, более широкую, над нею стоящую, и, в свою очередь, включает в себя другую, менее широкую, находящуюся под ней, так что весь мир идей представляется как бы одной сплошной цепью, в которой каждое звено входит в следующее, большее, нежели оно само. Гражданское общество – это один из немногих известных современной политической науке социальных институтов, способных противостоять государству в легальной форме. Адвокатура, являясь частью гражданского общества, испытывает на себе влияние гражданского общества и зависит от структуры общества в его динамике.
Адвокат имеет право: заниматься сбором сведений, необходимых для оказания юридической помощи; вести опрос лиц, которые обладают той или иной информацией, важной для адвоката; собирать вещественные доказательства и вести работу с ними; привлекать отдельных специалистов в рамках того или иного делопроизводства; встречаться с доверителем и вести с ним работу
Каждый адвокат должен: разумно и честно отстаивать права и интересы доверителя; заниматься исполнением требований закона об участии адвоката в качестве государственного защитника в уголовном судопроизводстве; постоянно совершенствовать собственные умения, знания, навыки и профессиональные качества; соблюдать правила профессиональной адвокатской этики, исполнять решения, принимаемые адвокатской палатой - федеральной или региональной; отчислять каждый месяц средства на развитие адвокатской палаты; страховать собственные профессиональные риски. За неисполнение или некачественное исполнение хотя бы одной из перечисленных обязанностей у адвоката могут отнять удостоверение, закрепляющее профессиональный статус.
Вопрос о статусе адвокатуры в России имеет очень важное значение. На данный момент в стране работает огромный отряд адвокатов, которых насчитывается более 70 тысяч человек, и их права и законные интересы необходимо учитывать. В ближайшее время Минюстом РФ в целях реализации госпрограммы «Юстиция» планируется увеличить число адвокатов до 400–500 тысяч. Поэтому нельзя не учитывать в Конституции постоянно востребованный обществом профессиональный статус адвоката. Полагаем, что, когда, наконец, в Конституции РФ будет закреплен статус адвокатуры как важного и крайне востребованного в обществе правозащитного органа, отношение к адвокатам и адвокатуре в целом, как со стороны наших граждан, так и особенно со стороны всех правоприменителей, существенно изменится в лучшую сторону.
В настоящее время публикован Проект Распоряжения Правительства РФ «Концепция регулирования рынка профессиональной юридической помощи», согласно которому основной задачей разработанной Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи является формирование единой правовой основы предоставления юридических услуг в Российской Федерации, предполагающей: повышение уровня правовой защиты получателей юридических услуг; совершенствование института адвокатуры, в том числе путем устранения ограничений, затрудняющих организацию эффективной адвокатской деятельности и т.д. Самым революционным является то, что, согласно Концепции, с 1 января 2023 года представительство во всех судебных инстанциях вправе будут осуществлять только адвокаты, а также юристы, осуществляющие профессиональную деятельность по трудовому договору в составе юридических подразделений (иных структурных подразделений) организаций. Одновременно предусматривается, что с 1 января 2023 года юридическую помощь в Российской Федерации на возмездной основе вправе будут оказывать только адвокаты и адвокатские образования. Безусловно, все, что делается различными структурами в плане укрепления адвокатуры, совершенствования адвокатской деятельности, защиты прав и законных интересов адвокатов, идет только на
пользу.
3. Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 23. Ст. 2102.
Например, в зарубежных странах, в частности Бразилии и др., адвокатуре придан конституционно-правовой статус, однако в России подобным статусом адвокатура, к глубокому сожалению, не обладает, что принижает ее значимость. Поэтому, если законодатель действительно заинтересован в создании сильной адвокатуры, то он не может не учитывать этот положительный опыт.
Эту конституционно-правовую проблему все равно придется решать, и, на наш взгляд, чем раньше, тем лучше, поскольку придание адвокатуре конституционной значимости будет иметь огромное значение для выполнения возложенных на нее государством публично-правовых функций по оказанию населению квалифицированной юридической помощи.
Полагаем, что, когда, наконец, в Конституции РФ будет закреплен статус адвокатуры как важного и крайне востребованного в обществе правозащитного органа, отношение к адвокатам и адвокатуре в целом, как со стороны наших граждан, так и особенно со стороны всех правоприменителей, существенно изменится в лучшую сторону.
2.2. Перспективы развития российской адвокатуры в гражданском обществе
В последнее время уделяется много внимания обсуждению роли и места адвокатуры в российском обществе и государстве. 24 октября 2017 года Министерство юстиции РФ опубликовало обновленный проект Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи21, обсуждение и разработка которого продолжались последние несколько лет.
Текст проекта позволяет определить намеченный ведомством курс реформирования рынка оказания юридической помощи в России, взглянуть на первостепенные цели и задачи необходимых преобразований, а также изучить зарубежный опыт регулирования этой сферы.
Основой проекта Концепции является идея наделения адвокатуры исключительным правом на оказание юридической помощи (необходимо отметить, что предлагаемое реформирование не коснется корпоративных юристов, патентных поверенных, нотариусов, аудиторов и государственных служащих). Такие планы Министерства юстиции РФ не могут не вызывать дискуссии в юридическом сообществе, поскольку грядущие преобразования носят неоднозначный характер.
С одной стороны, введение подобных мер может повысить качество оказания юридической помощи.
Современное юридическое сообщество представлено не только компетентными лицами в области права, но и теми, кто оказывает юридическую помощь низкого качества, зачастую непрофессионально и недобросовестно. Учитывая, что право на получение квалифицированной юридической помощи является одним из основополагающих прав человека и гражданина, подобная обстановка на юридическом рынке является серьезным препятствием в обеспечении конституционного права граждан на получение такой помощи.
Сложившаяся ситуация во многом вызвана тем, что в российском законодательстве не закреплен механизм контроля качества предоставляемой юридической помощи. На сегодняшний день такой механизм существует только в адвокатуре: члены корпорации обязаны строго подчиняться нормам профессиональной этики, за нарушение которых они могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности вплоть до лишения статуса.
Кроме того, процедура приобретения адвокатского статуса устанавливает квалификационные требования к кандидатам и предполагает сдачу экзамена. Адвокат также обязан на постоянной основе повышать свою профессиональную квалификацию.
Проектом Концепции предусматривается введение специализации адвокатов и избрание ими конкретной отрасли права в качестве своей основной практики. Подтверждением качества работы в этом случае будет являться «Сертификат специализированного адвоката». Реализация такого разграничения играет очень важную роль, поскольку для юристов, имеющих богатый юридический опыт, например, в гражданском праве, переход к уголовной практике будет затруднительным. При этом можно рассчитывать, что узкоспециализированный специалист будет обладать всеми необходимыми знаниями и навыками для оказания качественной юридической помощи именно в своей профессиональной области.
Все это может привести к росту уровня качества оказываемой юридической помощи.
Однако у идей, предложенных в проекте Концепции, есть и другая сторона. Существование на рынке профессиональной юридической помощи «неквалифицированных специалистов» оказывает влияние на стоимость юридических услуг. Такие специалисты зачастую предоставляют юридическую помощь низкого качества и в целях привлечения клиентов снижают стоимость своих услуг, что отражается на общей ценовой политике в сфере оказания юридической помощи. Исходя из этого, можно сделать предположение, что в результате исключения некомпетентных участников рынка ценник на услуги профессионалов значительно возрастет, что скажется на доступности квалифицированной юридической помощи для населения – в особенности для социально уязвимых групп.
Вызывает вопросы предлагаемая проектом Концепции «фильтрация» специалистов в области права путем сдачи квалификационных экзаменов на получение статуса адвоката
, которые будут приниматься определенными комиссиями. Возможно, объемность и сложность экзаменов могут повлечь за собой случаи незаконного обхода установленных барьеров некомпетентными специалистами, не сдавшими такие экзамены, в целях получения желаемого статуса.
Кроме того, положения проекта Концепции в негативной форме затрагивают интересы определенного круга лиц в юридическом сообществе. Так, например, получение «новоиспеченными юристами» статуса адвоката будет являться не таким простым делом: молодой юрист, только что получивший образование по специальности «юриспруденция» и не обладающий юридическим стажем, необходимым для приобретения статуса адвоката, не будет иметь возможности работать судебным представителем. Такая ситуация может затронуть базовые конституционные права граждан в сфере свободного распоряжения своими способностями к труду, выбора рода деятельности и профессии.
Принятие проекта Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи вызвано необходимостью повышения уровня защиты прав и законных интересов граждан и организаций, однако положения представленного документа не в полной мере позволяют оценить перспективы изменения качества и доступности квалифицированной юридической помощи в России путем введения предлагаемых мер.
Заключение
По итогам исследования, проведенного в курсовой работе, можно сделать вывод, что в Российской империи и Российской Федерации понятие адвоката и адвокатуры несколько различается, что вполне естественно и обусловливается разницей в конкретно-исторических условиях и динамикой социального развития. В целом применительно к Российской империи адвокатами следует считать присяжных поверенных, помощников присяжных поверенных и частных поверенных, а адвокатурой – их совокупность.
Включенность адвокатуры в гражданское общество является отличием современной развитой адвокатуры от ее предшественниц.
Для гражданского общества и для адвокатуры как его отдельного и очень значимого элемента важным представляется вопрос установления границы между гражданским обществом и государством.
С идеально типологической точки зрения гражданское общество – это своего рода социальное пространство, в котором субъекты права (люди и организации) связаны и взаимодействуют между собой в качестве независимых как друг от друга, так и от государства единиц, т.е., используя философскую терминологию применительно к гражданскому обществу, можно сказать, что каждая идея включена в другую, более широкую, над нею стоящую, и, в свою очередь, включает в себя другую, менее широкую, находящуюся под ней, так что весь мир идей представляется как бы одной сплошной цепью, в которой каждое звено входит в следующее, большее, нежели оно само. Гражданское общество – это один из немногих известных современной политической науке социальных институтов, способных противостоять государству в легальной форме. Адвокатура, являясь частью гражданского общества, испытывает на себе влияние гражданского общества и зависит от структуры общества в его динамике.
Адвокат имеет право: заниматься сбором сведений, необходимых для оказания юридической помощи; вести опрос лиц, которые обладают той или иной информацией, важной для адвоката; собирать вещественные доказательства и вести работу с ними; привлекать отдельных специалистов в рамках того или иного делопроизводства; встречаться с доверителем и вести с ним работу
Каждый адвокат должен: разумно и честно отстаивать права и интересы доверителя; заниматься исполнением требований закона об участии адвоката в качестве государственного защитника в уголовном судопроизводстве; постоянно совершенствовать собственные умения, знания, навыки и профессиональные качества; соблюдать правила профессиональной адвокатской этики, исполнять решения, принимаемые адвокатской палатой - федеральной или региональной; отчислять каждый месяц средства на развитие адвокатской палаты; страховать собственные профессиональные риски. За неисполнение или некачественное исполнение хотя бы одной из перечисленных обязанностей у адвоката могут отнять удостоверение, закрепляющее профессиональный статус.
Вопрос о статусе адвокатуры в России имеет очень важное значение. На данный момент в стране работает огромный отряд адвокатов, которых насчитывается более 70 тысяч человек, и их права и законные интересы необходимо учитывать. В ближайшее время Минюстом РФ в целях реализации госпрограммы «Юстиция» планируется увеличить число адвокатов до 400–500 тысяч. Поэтому нельзя не учитывать в Конституции постоянно востребованный обществом профессиональный статус адвоката. Полагаем, что, когда, наконец, в Конституции РФ будет закреплен статус адвокатуры как важного и крайне востребованного в обществе правозащитного органа, отношение к адвокатам и адвокатуре в целом, как со стороны наших граждан, так и особенно со стороны всех правоприменителей, существенно изменится в лучшую сторону.
В настоящее время публикован Проект Распоряжения Правительства РФ «Концепция регулирования рынка профессиональной юридической помощи», согласно которому основной задачей разработанной Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи является формирование единой правовой основы предоставления юридических услуг в Российской Федерации, предполагающей: повышение уровня правовой защиты получателей юридических услуг; совершенствование института адвокатуры, в том числе путем устранения ограничений, затрудняющих организацию эффективной адвокатской деятельности и т.д. Самым революционным является то, что, согласно Концепции, с 1 января 2023 года представительство во всех судебных инстанциях вправе будут осуществлять только адвокаты, а также юристы, осуществляющие профессиональную деятельность по трудовому договору в составе юридических подразделений (иных структурных подразделений) организаций. Одновременно предусматривается, что с 1 января 2023 года юридическую помощь в Российской Федерации на возмездной основе вправе будут оказывать только адвокаты и адвокатские образования. Безусловно, все, что делается различными структурами в плане укрепления адвокатуры, совершенствования адвокатской деятельности, защиты прав и законных интересов адвокатов, идет только на
пользу.
Список использованных источников
-
Декларация прав человека и гражданина (Конституция Франции) (Принята 26.08.1789) // [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.consultant.ru (дата обращения 20.03.2022). -
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом поправок) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
3. Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 23. Ст. 2102.
-
Федеральный закон от 01.07.2017 № 146-ФЗ «О внесении изменения в статью 5.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Собрание законодательства РФ. 2017. № 27. Ст. 3943. -
Проект Распоряжения Правительства РФ от 24 октября 2017 г. «Об утверждении Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи» (подготовлен Министерством юстиции РФ) // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minjust.ru (дата обращения 20.02.2022). -
Азизова В.Т., Гитиновасов М.К. Основания, порядок и последствия приостановления и прекращения статуса адвоката // Юридический вестник ДГУ. 2016. Т. 18. № 2. С. 17-22. -
Большакова В.М. Адвокатура как институт гражданского общества в России: история и современность // Гражданское общество в России и за рубежом. 2017. № 4. С. 17-21. -
Большакова В.М. Адвокатура как институт гражданского общества в России: история и современность // Гражданское общество в России и за рубежом. 2017. № 4. С. 63-69. -
Большая Энциклопедия / Под ред. С.Н. Южакова. Первый том. СПб. Тип. Книгоиздательского Т-ва «Просвещение», 1900. 690 с. -
Демичев А.А. Судебная реформа 1864 г. в российской ментальности пореформенного периода (по материалам исторических анекдотов) // История государства и права. 2010. № 17. С.47-60. -
Деханов С.А. Positum института адвокатуры: государство и гражданское общество в борьбе за адвокатуру // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2017. № 12 (40). С. 77-85. -
Ильина Т.Н. Понятие «адвокатура» в дореволюционной России: семантические и правовые особенности // Историко-правовые проблемы: Новый ракурс. 2012. № 5. С.142-159. -
Либанова С.Э. Российская адвокатура в XXI веке и ее триединство // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2017. № 12 (40). С. 86-93. -
Мамедов Р.О. О природе адвокатуры как института гражданского общества // Актуальные проблемы экономики и права. 2016. Т. 10. № 2 (38). С. 186-191. -
Надысева Э.Х. Актуальные проблемы модернизации адвокатуры и адвокатской деятельности // В сборнике: ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАВА Сборник трудов научно-практической конференции преподавателей юридического факультета МГОУ, посвященной 85-летию МГОУ. 2015. С. 128-131. -
Новая Российская энциклопедия: В 12 т. / Редкол.: А.Д. Некипелов, В.И. Данилов-Данильян, В.М. Карев и др. М.: ООО «Издательство «Энциклопедия»; ИД «ИНФРА-М», 2005. Т. 2: А-Бояр. 814 с. -
Рагулин А.В. Международно-правовые нормы, регламентирующие права адвоката и некоторые аспекты их закрепления в законодательстве Российской Федерации // Юстиция. 2013. № 1. С. 7-20. -
Сайфудинова А.А. Правовая природа адвокатуры как института гражданского общества // В сборнике: Современная юридическая наука и практика: актуальные проблемы Сборник научных статей (по материалам II Международного форума магистрантов, аспирантов и молодых ученых). 2017. С. 56-60. -
Советская историческая энциклопедия. Т. 11. М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1968. 914 с. -
Холодова Е.И. Особый правовой статус адвоката как гарантия реализации права на квалифицированную юридическую помощь // В сборнике: Юридическая наука: вопросы истории, теории и практики Материалы международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава и аспирантов. Белгородский университет кооперации, экономики и права. 2016. С. 218-227. -
Черепанов С.И. Адвокатура как хронодискретный российский институт (к вопросу о периодизации истории отечественной адвокатуры) // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2016. №10. С. 14-30. -
Юридический энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.Е. Крутских. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2003. 490 с.