Файл: Курсовая История развития российской адвокатуры Содержание.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 185
Скачиваний: 14
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Параллельное существование адвокатуры и судебного представительства под патронажем государства продолжалось достаточно долго. Но вот на смену традиционному государству приходит правовое государство. С появлением государств нового типа, формированием идеи правового государства, принятием прежде всего Французской декларации прав человека и гражданина12 начинает формироваться современный институт адвокатуры. Институт адвокатуры становится, с одной стороны, институтом гражданского общества, с другой – средством государственных гарантий конституционного права на квалифицированную юридическую помощь (защиту, помощь адвоката или доверенного лица). Государство рассматривает адвокатуру в качестве публично-правового института и устанавливает путем принятия специального законодательства определенные критерии его функционирования.
Включенность адвокатуры в гражданское общество является отличием современной развитой адвокатуры от ее предшественниц.
Для гражданского общества и для адвокатуры как его отдельного и очень значимого элемента важным представляется вопрос установления границы между гражданским обществом и государством.
Известно, что принадлежащая государству сфера деятельности распадается – с точки зрения, как исторического развития, так и правильного понимания тех целей, к попечению о которых оно призвано, – на две большие группы: функции, принадлежащие исключительно государству, и такие, которые лишь примыкают к индивидуальной и социальной деятельности, только упорядочивая, поддерживая, поощряя или тормозя ее.
По мнению Г. Еллинека, несмотря на определенные сложности, пограничная черта между государственной и негосударственной деятельностью может быть установлена, т.к. в соответствии со всем ходом исторического развития государство призвано занимать определенное положение ко всем солидарным человеческим интересам, а отношение его к отдельным интересам обусловлено природой этих интересов. «Лишь поскольку свободная индивидуальная или корпоративная деятельность не в состоянии достигнуть предположенной цели, государство может и должно взять ее на себя; а если мы имеем дело с чисто индивидуальными интересами, достижение их дело индивида»13.
Профессор Г. В. Мальцев, анализируя либертарные концепции свободы в ее исторических и современных вариантах, пришел к выводу, что «у государства должно быть как можно меньше прав, а тем более реальных возможностей совершать интервенцию в сферу частнохозяйственных отношений, поэтому идеальным является «малое государство», требующее небольших общественных расходов на свое содержание, связанное всякого рода политическими и юридическими ограничениями, «идеей господства права»»
14.
В 1905 г. Дж. Н. Фиггис, размышляя о пределах деятельности государства, написал о том, что «сейчас нам нужно обеспечить свободу и возможность саморазвития обществам иным, нежели государство. Именно о таких обществах… последующие два и более поколения будут вести спор»15.
Среди всех обществ, несомненно, самое значительное место принадлежит гражданскому обществу.
С идеально типологической точки зрения гражданское общество – это своего рода социальное пространство, в котором субъекты права (люди и организации) связаны и взаимодействуют между собой в качестве независимых как друг от друга, так и от государства единиц, т.е., используя философскую терминологию применительно к гражданскому обществу, можно сказать, что каждая идея включена в другую, более широкую, над нею стоящую, и, в свою очередь, включает в себя другую, менее широкую, находящуюся под ней, так что весь мир идей представляется как бы одной сплошной цепью, в которой каждое звено входит в следующее, большее, нежели оно само.
Гражданское общество – это один из немногих известных современной политической науке социальных институтов, способных противостоять государству в легальной форме.
Адвокатура, являясь частью гражданского общества, испытывает на себе влияние гражданского общества и зависит от структуры общества в его динамике.
Вне всякого сомнения, гражданское общество, в общем и целом, формирует контуры адвокатуры, но это формирование происходит только в тесном взаимодействии с государством. Государство, позволяя гражданскому обществу «присваивать» себе тот или иной институт, отчуждая его от себя, внимательно наблюдает за его развитием и соответствием его политическому режиму (в конституционно-правовом смысле)16.
В формально-юридическом смысле формы организации адвокатуры и политический режим как система организации государственной власти должны соответствовать друг другу. И в этой связи необходимо заметить, что противоречия между адвокатурой и политическими режимами в государствах, имеющих развитые политико-правовые институты, как правило, отсутствуют. Данный факт не является характерным для всех стран. Основная проблема для отдельных государств состоит в том, что, признавая на словах и даже в форме закона независимость института адвокатуры, фактически государство использует этот институт в своих интересах, превращая его в «троянского
коня».
Итак, история развития института адвокатуры показывает, что адвокатура развивается в соответствии с развитием других гражданских институтов, она растет вместе с ростом свободы граждан и ослабевает вместе с ограничением их свобод.
Несмотря на то что институт адвокатуры невероятно консервативен, адвокатура не должна существенно отставать от развития иных надстроечных форм общественного развития; адвокатуре следует сохранять композиционное равновесие внутри себя (равновесие между реалистическим и романтическим течением внутри российской адвокатуры) за счет усиления внедрения в практику деятельности адвокатов деонтологических стандартов; адвокатуре следует отказываться от регрессивных (устаревших) форм оказания юридической помощи; строго следить за тем, чтобы организационно-правовые формы, в которых осуществляется адвокатская деятельность, существенно не отставали от потребностей правовой защиты современного периода; добиваться единого порядка и процедуры сдачи квалификационных экзаменов для судей и адвокатов и работать с кадрами.
Таким образом, по итогам исследования, проведенного в первой главе курсовой работы, можно сделать следующие выводы.
В Российской империи и Российской Федерации понятие адвоката и адвокатуры несколько различается, что вполне естественно и обусловливается разницей в конкретно-исторических условиях и динамикой социального развития. В целом применительно к Российской империи адвокатами следует считать присяжных поверенных, помощников присяжных поверенных и частных поверенных, а адвокатурой – их совокупность.
Включенность адвокатуры в гражданское общество является отличием современной развитой адвокатуры от ее предшественниц.
Для гражданского общества и для адвокатуры как его отдельного и очень значимого элемента важным представляется вопрос установления границы между гражданским обществом и государством.
С идеально типологической точки зрения гражданское общество – это своего рода социальное пространство, в котором субъекты права (люди и организации) связаны и взаимодействуют между собой в качестве независимых как друг от друга, так и от государства единиц, т.е., используя философскую терминологию применительно к гражданскому обществу, можно сказать, что каждая идея включена в другую, более широкую, над нею стоящую, и, в свою очередь, включает в себя другую, менее широкую, находящуюся под ней, так что весь мир идей представляется как бы одной сплошной цепью, в которой каждое звено входит в следующее, большее, нежели оно само. Гражданское общество – это один из немногих известных современной политической науке социальных институтов, способных противостоять государству в легальной форме. Адвокатура, являясь частью гражданского общества, испытывает на себе влияние гражданского общества и зависит от структуры общества в его динамике.
Рассмотрим проблемы и перспективы института адвокатуры на современном этапе.
2. Современное развитие адвокатуры
2.1. Адвокат в современном гражданском обществе
Статус адвоката обладает особыми чертами, в частности, на него накладываются некоторые ограничения. Стоит, например, выделить тот факт, что адвокату запрещено трудиться на второй работе, только если она не связана с преподавательской или творческой сферой деятельности.
Адвокат имеет право: заниматься сбором сведений, необходимых для оказания юридической помощи; вести опрос лиц, которые обладают той или иной информацией, важной для адвоката; собирать вещественные доказательства и вести работу с ними; привлекать отдельных специалистов в рамках того или иного делопроизводства; встречаться с доверителем и вести с ним работу17.
При этом адвокат не вправе: принимать от доверителя поручения, носящие незаконный характер; занимать в деле позицию, несоответствующую воле доверителя (за исключением случаев самооговора доверителя); говорить о вине доверителя, при том что сам клиент ее отрицает; разглашать сведения, доверенные ему доверителем, без согласия последнего.
Запрещается также тайное сотрудничество адвоката с оперативно- розыскными органами.
Каждый адвокат должен: разумно и честно отстаивать права и интересы доверителя; заниматься исполнением требований закона об участии адвоката в качестве государственного защитника в уголовном судопроизводстве; постоянно совершенствовать собственные умения, знания, навыки и профессиональные качества; соблюдать правила профессиональной адвокатской этики, исполнять решения, принимаемые адвокатской палатой федеральной или региональной; отчислять каждый месяц средства на развитие адвокатской палаты; страховать собственные профессиональные риски. За неисполнение или некачественное исполнение хотя бы одной из перечисленных обязанностей у адвоката могут отнять удостоверение, закрепляющее профессиональный статус.
Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» содержит в себе статьи 16 и 17, в которых повествуется о ситуациях, при которых статус адвоката может быть изъят - временно или навсегда. Статья 16 гласит о приостановлении адвокатского статуса. Вот что может способствовать остановке работы адвоката: избрание адвоката в государственный орган или в орган местного самоуправления; неспособность адвоката исполнять свои профессиональные обязанности более полугода; призыв адвоката на военную службу. Прекращение же статуса, согласно статье 17, происходит в следующих случаях: совершение адвокатом преступления; смерть адвоката; адвокат становится недееспособным; адвокат сам подает соответствующее заявление в адвокатскую палату.
Действующий федеральный закон от 31 мая 2002 года «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», успешно регулирует профессиональную деятельность адвокатуры в организационно-правовом плане на протяжении уже 16 лет. Хочется отметить, что в некоторых других странах нет такого закона18.
Однако в других странах существуют правовые институты и механизмы, более продвинутые в правозащитной сфере, которые российские законодатели могли бы в целях совершенствования адвокатуры также позаимствовать. Без позитивного опыта международных принципов организации и деятельности адвокатуры российская адвокатура не сможет полноценно реализовать свои поставленные цели и задачи. Российское общество скоро отметит четверть века Конституции РФ, однако, когда знакомишься с Основным законом, то ловишь себя на мысли по поводу отсутствия в нем какого-либо упоминания об очень важном для всего общества правозащитном институте. К глубокому сожалению, в Конституции РФ ни слова не говорится об адвокатуре, целях, задачах и принципах организации ее деятельности19.
Единственное, что следует из текста Конституции РФ, – это упоминание о том, что каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи. Однако о том, кто же является таким «спецсубъектом», в Конституции нет ни слова, и на кого возложена такая прямая обязанность обеспечивать граждан юридической, да еще и квалифицированной помощью, остается только догадываться.
Вопрос о статусе адвокатуры в России имеет очень важное значение. Если вспомнить 2002 год, когда принимался Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», то одновременно с ним принимались и другие федеральные законы: о судах общей юрисдикции, о прокуратуре, о полиции и др.
Однако, например, в отличие от адвокатуры, судебной системе в Конституции РФ посвящена целая 7 глава (статьи с 118 по 128), и в этой главе даже нашлось место прокуратуре (ст. 129). Но почему-то авторы Конституции 1993 года «забыли» про адвокатуру.
Однако вопреки мнению некоторых авторов, полагаем, это «упущение» необходимо как можно скорее исправить. Тем более, что за последние годы в Конституцию уже вносились изменения и дополнения, да и российское общество живет уже в 2022, а не в 1993 году. Это однозначно придало бы адвокатуре в обществе совсем другое значение.
На данный момент в стране работает огромный отряд адвокатов, которых насчитывается более 70 тысяч человек, и их права и законные интересы необходимо учитывать. В ближайшее время Минюстом РФ в целях реализации госпрограммы «Юстиция» планируется увеличить число адвокатов до 400–500 тысяч. Поэтому нельзя не учитывать в Конституции постоянно востребованный обществом профессиональный статус адвоката