Файл: Е. В. Шарохина О. О. Петрова О. В. Долганова Педагогика конспект лекций.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 947

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Е. В. Шарохина О. О. Петрова О. В. Долганова

Педагогика: конспект лекций

ЛЕКЦИЯ № 1. Педагогика как наука

ЛЕКЦИЯ № 2. Объект и предмет педагогики

ЛЕКЦИЯ № 3. Задачи и функции педагогики

ЛЕКЦИЯ № 4. Методы педагогики

ЛЕКЦИЯ № 5. Связь педагогики с другими гуманитарными науками

ЛЕКЦИЯ № 6. Понятие «методология педагогической науки»

ЛЕКЦИЯ № 7. Зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества

ЛЕКЦИЯ № 8. Воспитание и школа в античном мире

ЛЕКЦИЯ № 9. Зарубежная педагогика

ЛЕКЦИЯ № 10. Развитие школы и педагогики в России

ЛЕКЦИЯ № 11. Образование в России после Второй мировой войны

ЛЕКЦИЯ № 12. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса

ЛЕКЦИЯ № 13. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение

ЛЕКЦИЯ № 14. Педагогическая деятельность

ЛЕКЦИЯ № 15. Педагогическое взаимодействие

ЛЕКЦИЯ № 16. Педагогическая система

ЛЕКЦИЯ № 17. Педагогическая технология

ЛЕКЦИЯ № 18. Педагогическая задача

ЛЕКЦИЯ № 19. Образовательный процесс

ЛЕКЦИЯ № 20. Цели и содержание образования

ЛЕКЦИЯ № 21. Структура непрерывного образования

ЛЕКЦИЯ № 22. Образование как общественное явление и педагогический процесс

ЛЕКЦИЯ № 23. Сущность, противоречия и логика образовательного процесса

ЛЕКЦИЯ № 24. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности

ЛЕКЦИЯ № 25. Государственный образовательный стандарт

ЛЕКЦИЯ № 26. Содержание начального образования

ЛЕКЦИЯ № 27. Учебные планы и программы

ЛЕКЦИЯ № 28. Учебники

ЛЕКЦИЯ № 29. Процесс обучения

ЛЕКЦИЯ № 30. Функции процесса обучения

ЛЕКЦИЯ № 31. Структурные элементы процесса обучения

ЛЕКЦИЯ № 32. Законы и закономерности процесса обучения

ЛЕКЦИЯ № 33. Совершенствование процесса обучения

ЛЕКЦИЯ № 34. Принципы обучения

ЛЕКЦИЯ № 37. Методы устного изложения

ЛЕКЦИЯ № 38. Наглядные и практические методы обучения

ЛЕКЦИЯ № 39. Развивающее обучение

ЛЕКЦИЯ № 40. Сущность проблемного обучения

ЛЕКЦИЯ № 41. Современные модели организации обучения

ЛЕКЦИЯ № 42. Блочно-модульное обучение

ЛЕКЦИЯ № 43. Программированное и компьютерное обучение

ЛЕКЦИЯ № 44. Компенсирующее обучение

ЛЕКЦИЯ № 45. Обучение «трудных» детей

ЛЕКЦИЯ № 46. Обучение одаренных детей

ЛЕКЦИЯ № 47. Типология и многообразие образовательных учреждений

ЛЕКЦИЯ № 48. Авторские школы

ЛЕКЦИЯ № 49. Формы обучения

ЛЕКЦИЯ № 50. Классно-урочная система

ЛЕКЦИЯ № 51. Урок как основная форма работы в школе

ЛЕКЦИЯ № 52. Структура уроков разных типов

ЛЕКЦИЯ № 53. Внеклассная работа педагога

ЛЕКЦИЯ № 54. Лекция как форма обучения

ЛЕКЦИЯ № 55. Семинары, тренинги и диспуты как одна из форм работы педагога

ЛЕКЦИЯ № 56. Консультация

ЛЕКЦИЯ № 57. Экзамен и тест как методы контроля в школе

ЛЕКЦИЯ № 58. Понятие о средствах обучения

ЛЕКЦИЯ № 59. Классификация средств обучения и их виды

ЛЕКЦИЯ № 60. Технические средства обучения

ЛЕКЦИЯ № 61. Дидактика. Предмет и задачи дидактики

ЛЕКЦИЯ № 62. Понятие о дидактических принципах и дидактических правилах

ЛЕКЦИЯ № 63. Понятие технологии обучения

ЛЕКЦИЯ № 64. Технологии обучения педагогов-новаторов

ЛЕКЦИЯ № 65. Сущность контроля усвоения знаний и его функции

ЛЕКЦИЯ № 66. Педагогическая диагностика

ЛЕКЦИЯ № 67. Методы контроля

ЛЕКЦИЯ № 68. Формы контроля

ЛЕКЦИЯ № 69. Виды контроля

ЛЕКЦИЯ № 70. Тестовый контроль

ЛЕКЦИЯ № 71. Рейтинговый контроль

ЛЕКЦИЯ № 72. Оценки и отметки в учебном процессе

ЛЕКЦИЯ № 73. Безотметочное обучение в начальной школе

ЛЕКЦИЯ № 74. Формы организации познавательной деятельности на уроке

ЛЕКЦИЯ № 75. Основные формы организации внеклассной работы

ЛЕКЦИЯ № 76. Методы и формы воспитания

ЛЕКЦИЯ № 77. Проблемы воспитания в школе

ЛЕКЦИЯ № 78. Нравственное воспитание

ЛЕКЦИЯ № 79. Трудовое воспитание

ЛЕКЦИЯ № 80. Умственное воспитание

ЛЕКЦИЯ № 81. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса

ЛЕКЦИЯ № 82. Физическое воспитание

ЛЕКЦИЯ № 83. Общественное воспитание

ЛЕКЦИЯ № 84. Эстетическое воспитание

ЛЕКЦИЯ № 85. Самовоспитание

ЛЕКЦИЯ № 86. Коллективное воспитание

ЛЕКЦИЯ № 87. Коллектив как объект и субъект воспитания

ЛЕКЦИЯ № 88. Дистанционное обучение

ЛЕКЦИЯ № 89. Функции и основные направления деятельности классного руководителя

ЛЕКЦИЯ № 90. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития ребенка

ЛЕКЦИЯ № 77. Проблемы воспитания в школе



На уровне обычной воспитательной деятельности учитель самодостаточен, так как руководствуется не научным, а традиционным, профессиональным опытом. Самодостаточность в данном случае означает отсутствие потребности в сомнениях, критичности и переосмыслении воспитательного материала. Она подводит педагога к деятельности, которая представляет собой «закрытое воспитание» – готовые образцы воспитывающих мероприятий и упорядоченных действий с ними.

Особенности «закрытого воспитания»:

1) не требует от учителя какой-либо научной организации (достаточно взять сценарий мероприятия и распределить ответственных за его выполнение;

2) не учитывается ценность понимания учеником смысла информации, которая становится содержанием сознания;

3) для ученика снижается ценность работы учителя, который автоматически становится передатчиком воспитывающей информации, направленной на обучение качествам, правилам поведения или на тренировку их выполнения.

Основные признаки применения традиционных методов воспитания:

1) увещевание;

2) пристыжение;

3) убеждение;

4) угрозы;

5) наказания.

Основные признаки закрытого воспитания :

1) линейность;

2) законченность;

3) объективность;

4) замкнутость;

5) предельная полнота описания;

6) абсолютная точность;

7) устойчивость;

8) всеобщность основ передаваемых знаний о культуре;

9) предсказуемость результатов применения знаний.

Важными проблемами и задачами современной педагогики становятся:

1) понимание учителем смысла «открытого воспитания». Его открытость понимается только как доступность, допуск к все более возрастающему объему информации. Феномен открытости намного шире, что связано с появлением новых социальных понятий, в частности «общества открытого типа». Такое общество еще не создано
, однако его модели выступают в качестве наиболее приближенных к гуманистическому идеалу условий для выживания и успешного существования человечества XXI в.;

2) создание соответствующей гуманистическому идеалу действующей модели воспитания.

Основные направления «открытого воспитания »:

1) процесс «открытого воспитания» – процесс целенаправленный, имеющий целью в современных условиях формирование всесторонне и гармонично развитого человека;

2) цель в воспитании должна реализовываться так, чтобы она превращалась бы в цель, близкую и понятную воспитаннику;

3) необходимы усложнение и углубление воспитательных задач по мере роста и развития человека;

4) процесс воспитания должен быть многофакторным (с активным участием в воспитании отдельных воспитателей, всей школы в целом и всего общества, всех его воспитательных институтов);

5) процесс воспитания должен быть комплексным, так как личность человека формируется в целом и развитие у него определенных черт и качеств идет не поочередно, а сразу, в комплексе;

6) формирование новых взглядов, характеризующих этап принятия, освоения и превращения усвоенных норм в личное достояние.

ЛЕКЦИЯ № 78. Нравственное воспитание



Наивысший уровень нравственного становления человека – направленность личности, в которой отражены наиболее типичные черты и качества, способы действий и формы поведения.

В основе поведения всегда должны лежать:

1) знания о том, что является правильным, а что неправильным, т. е. у человека должны быть сформированы определенные представления и понятия о моральных нормах ;

2) определенная эмоционально окрашенная оценка этих норм, т. е. необходимость следовать им, должно быть выработано нравственное сознание как регулятор всех действий и поступков человека.

Нравственный идеал – личное представление о человеке, в котором воплощены лучшие нравственные черты и качества – является важнейшим компонентом нравственного сознания.

Знание о нравственности в значительной части приобретается стихийно – из окружающей действительности при восприятии реальных взаимоотношений окружающих.

Нравственная оценка лежит в основе формирования отношения к выбору того или иного способа действия.



Понимание и усвоение нравственных норм – это начало работы по формированию у ученика тех или иных качеств. Становлению нравственности ребенка активно способствуют:

1) воспитание патриотизма;

2) воспитание гуманизма;

3) воспитание бережного отношения к природе.

Воспитание патриотизма. Патриотизм – любовь к своему отечеству – ведущее нравственное качество, которое следует рассматривать как проявление идейности и политической сознательности человека. Это общественный и нравственный принцип отношения людей к своей стране.

Существует несколько направлений патриотического воспитания:

1) воспитание любви к своему краю, месту, где человек родился и вырос, позволяющее учащимся усвоить знания о сущности общественного строя страны, понимать причины происходящих в стране событий, знать ее политические и государственные учреждение, законы;

2) разъяснение и использование государственных символов: герба, флага, гимна;

3) воспитание любви и бережливости по отношению к природе;

4) изучение истории литературы и географии родного края;

5) развитие интереса к национальной культуре, к исторически сложившимся национальным обычаям, традициям.

Воспитание гуманизма. Гуманность – это:

1) нравственное качество, обращенное к другим, т. е. оно характеризует особое мировоззрение человека, реализуемое в его непосредственных взаимоотношениях с другими людьми;

2) мировосприятие, а точнее – восприятие другого человека, включающее уважение к нему как к другому равноправному члену общества, дружелюбие и доброжелательность, внимание к его нуждам и готовность прийти на помощь;

3) терпимость и великодушие, предполагающие умение понять слабости или затруднения другого человека, прощать случайные проступки.

Воспитание бережного отношения к природе. Отношение человека к природе – это также область общественных отношений. Природа – наша среда обитания, источник знаний, область труда, место отдыха. Воспитание у человека правильного отношения к природе – это забота о сохранности природы, бережное использование ее ресурсов, приучение учащихся с младшего возраста заботиться о природных богатствах.



ЛЕКЦИЯ № 79. Трудовое воспитание



Под организацией труда понимается его упорядочивание, придание ему планомерности. Организация детского труда должна учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей и закономерности их развития, в том числе эстетическое и физическое.

От педагога требуется быть примером, изучать сильные и слабые стороны своих учеников, организовывать деятельность и т. п.

Психологический аспект деятельности педагога при воспитании средствами труда состоит в воздействии личным примером, в управлении воздействия среды на личность, а также управление его трудовой деятельностью. Педагог согласовывает содержание и формы труда с педагогическими целями, направляет трудовую деятельность таким образом, чтобы она требовала от учеников проявление тех или иных качеств, оценивает эффективность воспитательных воздействий. Роль педагога состоит также в помощи ученику повысить свой авторитет у сверстников.

В трудовом обучении многие учащиеся добиваются более значительных результатов чем в общеобразовательных предметах. В связи с этим у ребенка возникает потребность в признании. Если он добивается повышения своего авторитета, то его активность повышается и в других видах деятельности. И одна из главных задач педагога сформировать и направить эту активность.

Решение многих вопросов трудового воспитания подрастающего поколения существенно зависит от правильного понимания функций, целей и психологического содержания детского труда.

Труд школьника имеет свою специфику. Прежде всего труд учащихся отличается от труда взрослых тем ради чего он организован. Детский труд организовывается прежде всего с воспитательными целями.

Труд в обществе, как правило, носит коллективный характер, поэтому от каждого участника требуется умение взаимодействовать. Следовательно, школьники должны включаться в общественное производство. Подготовить ребенка к труду – это значит сформировать у него психологическую готовность трудиться.