Файл: Е. В. Шарохина О. О. Петрова О. В. Долганова Педагогика конспект лекций.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 899

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Е. В. Шарохина О. О. Петрова О. В. Долганова

Педагогика: конспект лекций

ЛЕКЦИЯ № 1. Педагогика как наука

ЛЕКЦИЯ № 2. Объект и предмет педагогики

ЛЕКЦИЯ № 3. Задачи и функции педагогики

ЛЕКЦИЯ № 4. Методы педагогики

ЛЕКЦИЯ № 5. Связь педагогики с другими гуманитарными науками

ЛЕКЦИЯ № 6. Понятие «методология педагогической науки»

ЛЕКЦИЯ № 7. Зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества

ЛЕКЦИЯ № 8. Воспитание и школа в античном мире

ЛЕКЦИЯ № 9. Зарубежная педагогика

ЛЕКЦИЯ № 10. Развитие школы и педагогики в России

ЛЕКЦИЯ № 11. Образование в России после Второй мировой войны

ЛЕКЦИЯ № 12. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса

ЛЕКЦИЯ № 13. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение

ЛЕКЦИЯ № 14. Педагогическая деятельность

ЛЕКЦИЯ № 15. Педагогическое взаимодействие

ЛЕКЦИЯ № 16. Педагогическая система

ЛЕКЦИЯ № 17. Педагогическая технология

ЛЕКЦИЯ № 18. Педагогическая задача

ЛЕКЦИЯ № 19. Образовательный процесс

ЛЕКЦИЯ № 20. Цели и содержание образования

ЛЕКЦИЯ № 21. Структура непрерывного образования

ЛЕКЦИЯ № 22. Образование как общественное явление и педагогический процесс

ЛЕКЦИЯ № 23. Сущность, противоречия и логика образовательного процесса

ЛЕКЦИЯ № 24. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности

ЛЕКЦИЯ № 25. Государственный образовательный стандарт

ЛЕКЦИЯ № 26. Содержание начального образования

ЛЕКЦИЯ № 27. Учебные планы и программы

ЛЕКЦИЯ № 28. Учебники

ЛЕКЦИЯ № 29. Процесс обучения

ЛЕКЦИЯ № 30. Функции процесса обучения

ЛЕКЦИЯ № 31. Структурные элементы процесса обучения

ЛЕКЦИЯ № 32. Законы и закономерности процесса обучения

ЛЕКЦИЯ № 33. Совершенствование процесса обучения

ЛЕКЦИЯ № 34. Принципы обучения

ЛЕКЦИЯ № 37. Методы устного изложения

ЛЕКЦИЯ № 38. Наглядные и практические методы обучения

ЛЕКЦИЯ № 39. Развивающее обучение

ЛЕКЦИЯ № 40. Сущность проблемного обучения

ЛЕКЦИЯ № 41. Современные модели организации обучения

ЛЕКЦИЯ № 42. Блочно-модульное обучение

ЛЕКЦИЯ № 43. Программированное и компьютерное обучение

ЛЕКЦИЯ № 44. Компенсирующее обучение

ЛЕКЦИЯ № 45. Обучение «трудных» детей

ЛЕКЦИЯ № 46. Обучение одаренных детей

ЛЕКЦИЯ № 47. Типология и многообразие образовательных учреждений

ЛЕКЦИЯ № 48. Авторские школы

ЛЕКЦИЯ № 49. Формы обучения

ЛЕКЦИЯ № 50. Классно-урочная система

ЛЕКЦИЯ № 51. Урок как основная форма работы в школе

ЛЕКЦИЯ № 52. Структура уроков разных типов

ЛЕКЦИЯ № 53. Внеклассная работа педагога

ЛЕКЦИЯ № 54. Лекция как форма обучения

ЛЕКЦИЯ № 55. Семинары, тренинги и диспуты как одна из форм работы педагога

ЛЕКЦИЯ № 56. Консультация

ЛЕКЦИЯ № 57. Экзамен и тест как методы контроля в школе

ЛЕКЦИЯ № 58. Понятие о средствах обучения

ЛЕКЦИЯ № 59. Классификация средств обучения и их виды

ЛЕКЦИЯ № 60. Технические средства обучения

ЛЕКЦИЯ № 61. Дидактика. Предмет и задачи дидактики

ЛЕКЦИЯ № 62. Понятие о дидактических принципах и дидактических правилах

ЛЕКЦИЯ № 63. Понятие технологии обучения

ЛЕКЦИЯ № 64. Технологии обучения педагогов-новаторов

ЛЕКЦИЯ № 65. Сущность контроля усвоения знаний и его функции

ЛЕКЦИЯ № 66. Педагогическая диагностика

ЛЕКЦИЯ № 67. Методы контроля

ЛЕКЦИЯ № 68. Формы контроля

ЛЕКЦИЯ № 69. Виды контроля

ЛЕКЦИЯ № 70. Тестовый контроль

ЛЕКЦИЯ № 71. Рейтинговый контроль

ЛЕКЦИЯ № 72. Оценки и отметки в учебном процессе

ЛЕКЦИЯ № 73. Безотметочное обучение в начальной школе

ЛЕКЦИЯ № 74. Формы организации познавательной деятельности на уроке

ЛЕКЦИЯ № 75. Основные формы организации внеклассной работы

ЛЕКЦИЯ № 76. Методы и формы воспитания

ЛЕКЦИЯ № 77. Проблемы воспитания в школе

ЛЕКЦИЯ № 78. Нравственное воспитание

ЛЕКЦИЯ № 79. Трудовое воспитание

ЛЕКЦИЯ № 80. Умственное воспитание

ЛЕКЦИЯ № 81. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса

ЛЕКЦИЯ № 82. Физическое воспитание

ЛЕКЦИЯ № 83. Общественное воспитание

ЛЕКЦИЯ № 84. Эстетическое воспитание

ЛЕКЦИЯ № 85. Самовоспитание

ЛЕКЦИЯ № 86. Коллективное воспитание

ЛЕКЦИЯ № 87. Коллектив как объект и субъект воспитания

ЛЕКЦИЯ № 88. Дистанционное обучение

ЛЕКЦИЯ № 89. Функции и основные направления деятельности классного руководителя

ЛЕКЦИЯ № 90. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития ребенка

являются:

1) формирование таких качеств и свойств личности, которые помогут достойно преодолевать трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути;

2) развитие интеллекта и творческих способностей, познавательных сил и первичного опыта трудовой деятельности, нравственных и эстетических начал, эмоциональной культуры и физического здоровья детей – все это зависит от семьи, от родителей и составляет главную цель воспитания.

Для эффективного семейного воспитания необходимо формировать у самих родителей педагогически целесообразную направленность на постоянное и взаимополезное общение с собственными детьми.

Значение воспитания детей в семье:

1) семья создает для ребенка ту модель жизни, в которую он включается;

2) влияние родителей на собственных детей должно обеспечивать их физическое совершенство и моральную чистоту;

3) часто семейные обстоятельства и условия, в которых родились и выросли дети, накладывают отпечаток на всю их жизнь и даже предопределяют судьбу.

В современных условиях дети нуждаются в воспитании:

1) разумной практичности;

2) делового расчета;

3) честной предприимчивости.

Вначале всем этим должны овладеть родители.

Педагогически целесообразная родительская любовь – это любовь к ребенку во имя его будущего в отличие от любви во имя удовлетворения собственных сиюминутных родительских чувств. Слепая, неразумная родительская любовь приводит к негативным последствиям:

1) смещает в сознании детей систему нравственных ценностей, порождает потребительство;

2) формирует у детей пренебрежение к труду, притупляется чувство благодарности и бескорыстной любви к родителям и другим родственникам.

Родители для детей – это жизненный идеал. В семье координируются усилия всех участников воспитательного процесса:

1) школы;

2) учителей;

3) друзей.

В зависимости от количества детей современные семьи делятся на:

1) многодетные;

2) малодетные;

3) однодетные;

4) бездетные.

По своему составу они могут быть:

1) однопоколенными (только супруги);

2) двухпоколенными (родители и дети);

3) межпоколенные, в которых совместно проживают дети, их родители и родители родителей.

Если в семье есть только один из родителей (мама или папа), семья называется неполной
. Разновидностью неполной семьи является внебрачная семья, где женщина рождает ребенка, не зарегистрировав брак.

В педагогике существует классификация семей не только по составу, но и по характеру взаимоотношений в них. Ю. П. Азаров делит семьи на три типа:

1) идеальная;

2) средняя;

3) негативная, или скандально-раздражительная.

М. И. Буянов , пользуясь исследованиями социологов, называет такие типы семей:

1) гармоничная;

2) распадающаяся;

3) распавшаяся;

4) неполная.

По Д. Фримену к основным функция м семьи можно отнести:

1) обеспечение выживания человека;

2) воспитание детей;

3) обеспечение безопасности;

4) создание и поддерживание факторов и предпосылок (социальных, эмоциональных, экономических и др.) для полноценного индивидуального развития человека;

5) обеспечение социального контроля общего поведения людей в обществе в рамках принятых норм поведения.

К второстепенным функциям семьи относят:

1) передача следующим поколениям традиций, ценностей общества, народности;

2) поиск и поддержание собственного «Я»;

3) удовлетворение потребностей в материнстве и отцовстве;

4) самореализация в последующем поколении;

5) формирование разносторонней деятельности членов семьи.

Значение семьи в воспитательном процессе имеет огромное значение, поскольку именно семья способна удовлетворить практически все потребности человека в развитии и сохранении личности.

Каждая эпоха характеризуется соответствующими моделями (стилями) воспитания ребенка. Выбор стиля воспитания во многом зависит от требований общества к личности человека. Стиль воспитания – это наиболее значимые виды отношений родителей к ребенку, которые используются в качестве непосредственных методов педагогического воспитания (учитывается вербальное и невербальное общение).

Существуют следующие стили семейного воспитания: состязательный, попустительский, рассудительный, предупредительный, гармоничный, сочувствующий, контролирующий.

Формирование стилей семейного воспитания ребенка происходит в результате действия разных факторов (объективных или субъективных). На выбор стиля семейного воспитания оказывают влияние следующие факторы:

1) общественное мнение;

2) уровень нравственности семьи;

3) степень доверия научно-педагогической литературе

;

4) темперамент родителей и близких родственников;

5) традиции семьи;

6) межличностные отношения родителей.

В процессе воспитания в рамках семьи ребенок имеет возможность нормально развиваться: своевременно усваивать правила общения с окружающим миром, учиться распознавать положительные и отрицательные нормы поведения, формировать личные идеалы. Отсутствие семейного воспитания не дает возможности ребенку корректно сформировать собственные жизненные критерии, выбрать самостоятельную линию поведения. В неполных семьях чаще всего формируется однобокое восприятие мира и общественных, межличностных отношений. Семья как субъект педагогического воспитания несет большую ответственность за воспитание будущих полноценных членов общества.

Ребенок перенимает поведение и мировоззрение своих родителей (воспитателей), но только разностороннее общение делает процесс воспитания полноценным.