Файл: Курсовая работа По дисциплине Психодиагностика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
средний уровень проявления лидерских качеств составляет 50%;

низкий уровень – составляет 12,5%;

Рассматривая девочек, по определению уровня проявления лидерских качеств получены следующие данные:

высокий уровень наблюдается у 71,5%;

средний уровень - у 28,5%.

Из полученных данных видно, что уровень проявления лидерских качеств в классе завышен, особенно это проявляется у девочек.

ВЫВОДЫ


Сопоставляя статусное положение каждого ребенка группы с присущим ему уровнем самооценки и уровнем самооценки лидерства, получены следующие результаты:

в экспериментальной группе из общего количества детей первого статуса (лидеры) 71,4% имеют высокий уровень самооценки и 28,6% имеют средний уровень самооценки, а уровень проявления лидерских качеств высокий у 71,5% детей, у остальных 28,5% - средний;

из всех детей находящихся во втором статусе (предпочитаемые) 40% имеют высокий уровень самооценки и 60% имеют средний уровень самооценки; а уровень проявления лидерских качеств высокий у 40% детей, у остальных 60% - средний;

из всех детей третей статусной категории (пренебрегаемые) 50 % имеют высокий уровень самооценки, и столько же средний; а уровень проявления лидерских качеств высокий у 50% детей, у остальных 50% - средний;

из всех детей находящихся в четвертой статусной категории (отверженные) по 100% имеют низкий уровень самооценки и уровень проявления лидерских качеств.

В результате исследования связи самооценки школьника и уровнем проявления лидерских качеств с его статусным положением в системе межличностных отношений можно сделать вывод: самооценка подростка и лидерские качества в целом тем ниже, чем ниже его статусное положение в группе.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Подросткам свойственно инстинктивное тяготение к сплочению, к группированию со сверстниками, где вырабатываются и апробируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, умение завоевывать авторитет и занять желаемый статус. В группе сверстников более эффективно отрабатывается самооценка подростка. Он дорожит мнением сверстников, предпочитая их общество, а не общество взрослых, критику которых он отвергает.

Каждый подросток психологически принадлежит к нескольким группам: семье, школьному классу, дружеским компаниям и т. п. Если цели и ценности групп не противоречат друг другу

, формирование личности подростка проходит в однотипных социальных условиях. Противоречивость норм и ценностей различных групп ставит подростка в позицию выбора.

В качестве объекта исследования неслучайно выбраны ученики старшего подросткового возраста, т.к. они находятся на промежуточном этапе между переходом от подросткового возраста к юношескому, где центральным новообразованием становится самоопределение школьника.

Подростковый возраст традиционно является трудным в воспитательном отношении. Об актуальности проблем психологии подростка свидетельствует наличие обширной литературы.

Курсовая работа логически состоит из трёх частей; первая - это выдержки из классической теории психологии. Особое внимание уделено понятию малых групп, особенностям взаимоотношений подростков в коллективе.

Вторая часть посвящена самооценке человека, а также формированию детского коллектива и развитию в нём ребёнка - формирующейся личности. Этот тип коллектива взят целенаправленно, так как на этом уровне происходит активное познание ребёнком окружающей среды, складываются первые взаимоотношения со сверстниками, формируется собственное понятие “коллектив”, осознание собственного “Я” и положение собственной личности в коллективе.

В третьей части приведены результаты работы по исследованию взаимоотношений подростков в коллективе, самооценки детей в группе и уровню проявления лидерских качеств.

В результате исследования связи самооценки школьника и уровнем проявления лидерских качеств с его статусным положением в системе межличностных отношений можно сделать вывод: самооценка подростка и лидерские качества в целом тем ниже, чем ниже его статусное положение в группе, что подтверждает гипотезу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Андреева Г. М. Социальная психология. – М., 2000.

  2. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М.; 1982.

  3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Просвещение, 1995.

  4. Большой психологический словарь. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. 3-е изд., 2002г

  5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. – М.: Просвещение, 1984.

  6. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – 9-е изд. – СПб.: Питер, 2005.

  7. Коломинский Я.Л. Педагог среди детей. – М., 1998.

  8. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000.

  9. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 2002.

  10. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 1997.

  11. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3-х кн-х. Кн. 2 Общие основы психологии- 2-е изд. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994.

  12. Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология. М. 2005г.

  13. Петровский В.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. Учебное пособие для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 1978.

  14. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Знание, 1982.

  15. Психическое развитие младших школьников / Под ред. В.В.Давыдова. М., 1990.

  16. Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000.

  17. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999.

  18. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983г.

  19. Тейлор Ш., Пипло Л., Сирс Д. Социальная психология. 10-е изд. – СПб.: Питер, 2004.

  20. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. Учебное пособие – М., 2002.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1



Список детей экспериментальной группы


№ п/п

Имя

Мальчик / девочка



Галина Г.

Д



Павел Г.

М



Вера Л.

Д



Ольга Л.

Д



Иван Л.

М



Михаил Л.

М



Николай М.

М



Анастасия Н.

Д



Валентина Р.

Д



Михаил Р.

М



Игорь С.

М



Александра С.

Д



Иван С.

М



Мария Я.

Д



Иван Я.

М


Приложение 2

Социометрический эксперимент
Карточка для социометрического опроса:
1. С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?

1-й выбор__________ 2-ой выбор__________ 3-й выбор__________

2. С кем бы вы больше всего хотели работать по уборке школьных территорий?

1-й выбор__________ 2-ой выбор__________ 3-й выбор__________

3. Кого из одноклассников ты охотнее всего пригласил бы на день рождения?

1-й выбор__________ 2-ой выбор__________ 3-й выбор__________
Результаты по первому вопросу представлены в таблице 1.

Таблица 1. Матрица выбора


Имена учеников

№ п/п

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Галина Г. Б

1

+




3













1
















2




Павел Г. Б

2




+







1
















2




3







Вера Л. Б

3







+

1










2
















3




Ольга Л. Б

4







2

+










1
















3




Иван Л. Б

5













+

2










1







3







Михаил Л. Б

6













2

+










1

3













Николай М.Б

7



















+







3

2




1







Анастасия Н. Б

8










1










+

2













3




Валентина Р. Б

9










2










3

+













1




Михаил Р. Б

10













1

2










+







3







Игорь С. Б

11



















3










+




2




1

Александра С.Б

12










1













2







+




3




Иван С. Б

13













1

3










2







+







Мария Я. Б

14










1










3

2













+




Иван Я. Б

15
















3










1

2










+

Число полученных выборов










2

5

4

4

1

5

3

5

4




5

6

1

Число взаимных выборов










1

3

3

2

1

3

2

3

2




2

3

1