Файл: Курсовая работа По дисциплине Психодиагностика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2. Особенности самооценки в подростковом возрасте


Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, - это более высокий уровень самосознания, потребность осознать себя как личность. Л.С. Выгодский считает, что формирование самосознания составляет главный итог переходного возраста [5].

На первых порах в основе самосознания подростка лежат суждения о нем других – взрослых (учителей и родителей), коллектива, товарищей. Младший подросток словно смотрит на себя глазами окружающих. С возрастом, помимо этого, начинает сказываться тенденция самостоятельно анализировать и оценивать собственную личность. Но поскольку подросток еще не обладает достаточным умением правильно анализировать собственные личностные проявления, то на этой основе возможны конфликты, порождаемые противоречием между уровнем притязаний подростка, его мнением о себе и его реальным положением в коллективе, отношением к нему со стороны взрослых и товарищей.

Подросток начинает всматриваться в самого себя, как бы открывает для себя свое “Я”, стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. У него возникает интерес к себе, к качествам собственной личности, потребность сопоставления себя с другими людьми, потребность в самооценке. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности – самопознания. Основной формой самопознания подростков является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками.

Как правило, общественная оценка классного коллектива значит для подростка больше, чем мнение учителей или родителей, и он обычно очень чутко реагирует на воздействие коллектива товарищей. Приобретенный опыт коллективных взаимоотношений прямо сказывается на развитии его личности, а значит предъявлении требований через коллектив – один из путей формирования личности подростка [3].

В этом возрасте создаются неплохие условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости и других полезных личностных качеств, связанных с взаимоотношениями людей, в том числе умения налаживать деловые контакты
, договориться о совместных делах, распределять между собой обязанности и т.д. Подобные личностные качества могут развиваться практически во всех сферах деятельности, в которые вовлечен подросток и которые могут быть организованы на групповой основе: учение, труд, игра.

Прилив физических сил побуждает к деятельности. Не у каждого подростка проявляется весь набор противоречий, но их нельзя игнорировать. В работе с подростком следует учитывать главные возрастные и личностные особенности, основные психологические новообразования этого возраста.

Потребность занимать уважаемое положение среди товарищей вызывает анализ и самооценку собственной личности как условие успешных взаимоотношений. Особое внимание подросток уделяет своим недостаткам и способам их устранения. Размышления о себе становятся самостоятельным внутренним процессом; наблюдается недовольство собой и попытки самовоспитания. Все это подстегивается анализом взаимоотношений, которые часто не устраивают подростка. Возрастает самостоятельность в суждениях о себе, хотя самооценка бывает не только неадекватной, но и непостоянной. От успешных или неуспешных поступков самооценка то неоправданно повышается, то резко снижается, и подросток чувствует себя никчемной личностью. Других он оценивает более объективно, чем себя.

Под влиянием обучения, общения с товарищами, собственных размышлений у подростков формируется система жизненных ценностей. Прежде всего, они подражают внешним проявлениям взрослости, «привилегиям» взрослых. Это - курение, алкоголь, взрослая форма одежды и мода, украшения, косметика, формы отдыха, кокетство и т. д. Все это усваивается путем подражания окружающим и киногероям как самый легкий способ демонстрации взрослости. Более «осведомленные» товарищи также приобщают «новичков» к взрослой жизни с низкой культурой досуга в виде бесцельного хождения по улице, игры в карты, сексуальных игр. При этом познавательные интересы, учебная мотивация резко снижаются, подростки озабочены добыванием денег и идут по пути правонарушений[10].

Самосознание подростков становится серьезным механизмом саморегуляции поведения. Они начинают сознательно заниматься самовоспитанием и разви

вать в себе определенные качества, закалять свою волю, выносливость. Пренебрегают теплой одеждой, не хотят «кутаться», соревнуются в том, кто дольше сможет задержать дыхание или смотреть не моргая, выдержать боль при сдавливании пальцев и т. д. Все это - детские способы самовыражения во внешне эффектных действиях, в них проявляется стремление к мужеству. Но есть и такие подростки, которые в целях закалки обливаются водой в любое время года или самостоятельно осваивают музыкальные инструменты. Их самообладанию мог бы позавидовать взрослый.

Интересы подростков часто неустойчивы, но они всегда действенны, активны. Подростки включаются в разнообразные кружки, секции, даже в несколько сразу. Конечно, такой разброс не содействует развитию способностей, но зато дает подростку осознание своих возможностей и перспектив дальнейшей деятельности. Это - самопознание через практические действия и в то же время накопление различных полезных умений.

Разнообразные увлечения включают подростка во все новые и новые группы сверстников. Создается объективная необходимость быть самим собой, выработать и сохранять свой стиль поведения, свои, хотя бы элементарные, принципы взаимоотношений.

Итого: поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми, а, прежде всего, со сверстниками. Ориентация на сверстника связана с потребностью быть принятым и признанным в группе, коллективе, с потребностью иметь друга, кроме того, с восприятием сверстника как образца, который ближе, понятнее, доступнее по сравнению с взрослым человеком. Таким образом, на развитие самооценки подростка влияют взаимоотношения со сверстниками, с классным коллективом.


ВЫВОДЫ


Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей.

Различают общую и частную самооценку. Частной самооценкой будет, например, оценка каких-то деталей своей внешности, отдельных черт характера. В общей, или глобальной самооценке отражается одобрение или неодобрение, которое переживает человек по отношению к самому себе.

Если человек недооценивает себя по сравнению с тем, что он в действительности есть, то у него самооценка заниженная. В противном же случае самооценка у него завышена.

Неадекватная самооценка осложняет жизнь не только тех, кому она свойственна, но и окружающих. Конфликтные ситуации, в которых оказывается человек, очень часто являются следствием его неправильной самооценки.

Итоговым измерением Я, формой существования глобальной самооценки является самоуважение личности, которое определяется отношением ее действительных достижений к тому, на что человек претендует какие цели перед собой ставит.

Подростковый возраст – это возраст, когда начинает выстраиваться механизм саморегуляции в виде цепочки взаимосвязанных факторов: самосознание - самооценка - самовоспитание Осознание себя взрослым и стремление доказать свою самостоятельность; увлечение всем новым, необычным, стремление все попробовать, во все включаться лично; - расширение круга общения и усиление значимости мнения товарищей при относительном снижении авторитета взрослых; усвоение кодекса товарищеской чести, морали равенства против морали послушания; активизация самоанализа, самосознания, самооценки и попытки выработать у себя желаемые качества; появление кумиров, идеальных образов, стремление копировать их хотя бы внешне..

Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми, а, прежде всего, со сверстниками. Ориентация на сверстника связана с потребностью быть принятым и признанным в группе, коллективе, с потребностью иметь друга, кроме того, с восприятием сверстника как образца, который ближе, понятнее, доступнее по сравнению с взрослым человеком. Таким образом, на развитие самооценки подростка влияют взаимоотношения со сверстниками, с классным коллективом.

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ГРУППОВОЙ МИКРОСРЕДЫ НА САМООТНОШЕНИЕ ПОДРОСТКА


Исследование проводилось в экспериментальной группе подростков 6 класса средней школы. Участвовало 15 человек, 7 девочек и 8 мальчиков (приложение 1). Возраст детей 11-12 лет. Исследование проводилось в групповой форме, в равных условиях, в привычной обстановке.

В ходе исследования были использованы методы наблюдения, тестирования.

Исходя из гипотезы, исследование было спланировано следующим образом:

1 этап - исследование межличностных взаимоотношений и установление социального статуса каждого ребенка в группе.

2 этап - изучение самооценки.

3 этап - исследование уровня проявления лидерства в совместной деятельности.

3.1. Социометрический эксперимент. Метод социометрии


Для того чтобы использовать количественные характеристики при изучении социальных взаимодействий в группе применяется так называемая социометрическая процедура, или социометрия (впервые предложенная в 30-х годах Д. Морено).

Социометрия – это система некоторых приёмов, дающих возможность выяснить количественное определение предпочтений, безразличий или неприятий, которые получают индивиды в процессе межличностного общения и взаимодействия [7].

Социометрическая процедура требует от экспериментатора четкого определения критериев выборов и их количества, исходя из целей и задач исследования. Результатом этого является карточка опроса. Её содержание составляет обращение к испытуемому, объяснение смысла опроса, инструкцию по заполнению, перечень вопросов, гарантию сохранения тайны ответов, благодарность, шифр.

Опрашиваемого обычно просят установить последовательность своего выбора, следуя порядку предпочтения. Порядок выборов имеет при анализе характера и закономерностей межличностного общения.

Результаты ответов переносят на так называемые матрицы выбора.

Социометрический эксперимент проведен с подростками шестого класса средней школы. Прежде, чем составить матрицу выборов, необходимо расположить фамилии всех учеников класса по алфавиту и присвоить каждому ученику порядковый номер. Этот номер должен быть постоянным, т. е. во всех экспериментах, проводимых в данном классе, ученик фигурирует под одним и тем же номером. Далее имена с начальной буквой фамилии располагаются на листе по вертикали, имена мальчиков можно отделить от имен девочек жирной линией. Это облегчит подсчет выборов, которыми они обменялись в эксперименте. По горизонтали сверху листа записываются порядковые номера по числу учеников в классе. Для удобства на пересечении одинаковых номеров клетки заштриховываются.