Файл: Курсовая работа По дисциплине Психодиагностика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


После нанесения всех отданных выборов на вертикальные линии, над которыми стоят номера учеников, обозначаются все выборы, полученные каждым из учеников класса. Эта взаимность выделяется в таблице (приложение 2).

После того как найдены все взаимные выборы, можно приступить к суммированию результатов.

Статус ребенка определяется числом полученных им выборов. Дети могут быть отнесены в зависимости от этого к одной из 4-х статусных категорий:

1 – «лидеры» – 6 и более выборов,

2 – «предпочитаемые» – 4 - 5 выборов,

3 – «пренебрегаемые» – 1 - 3 выбора,

4 – «отверженные» - 0 выборов.

1 и 2 статусная группы являются благоприятными. Исходя из этого, мы можем знать насколько благоприятен статус каждого ребенка в группе. Иными словами, насколько ребенок желанен в системе межличностных отношений, испытывают ли к нему дети симпатию или нет. В зависимости от этого можно говорить об эмоциональном климате группы для каждого воспитанника: теплый, благоприятный, холодный, отчужденный.

КВ – коэффициент взаимности - соотнесение числа взаимных выборов к общему числу всех выборов сделанных в эксперименте.
(3.1)

где R - общее число выборов сделанных в эксперименте;

R 1 - число взаимных выборов.
КУ – коэффициент удовлетворенности в общении – это процентное отношение числа одноклассников, с которыми у этого ученика был взаимный выбор на всем протяжении экспериментальной работы, к числу учеников, которых он выбрал за этот период. Так, если за весь период экспериментальной работы данный школьник выбрал n одноклассников, из которых часть ребят (n1) выбрали и его (т.е. число одноклассников, с которыми у данного ученика были взаимные выборы, равно n1), то коэффициент удовлетворенности выразится следующей формулой:
(3.2)

Исходя из величины КУ, ученика можно отнести к одной из четырех групп. В 1, высшую группу, входят ученики КУ, которых от 75 до 100%. Такой показатель означает, что детей, входящих в 1 группу, выбрали либо все одноклассники, которых они выбрали сами, либо не менее ¾ этого количества. Ко 2 группе относятся школьники КУ, которых от 50 до 75%, 3 группу составляют ученики с коэффициентом удовлетворенности от 25 до 50%, к 4 группе относят детей, имеющих минимальный коэффициент удовлетворенности – от 0 до 25%. Они либо совсем не имеют
взаимного выбора ни с одним из учеников, либо имеют взаимный выбор менее чем с ¼ частью выбранных ими учеников.

УБВ – уровень благополучия взаимоотношений. Если большинство учеников класса оказываются в благоприятных статусных категориях (1 и 2) – УБВ – высокий; при одинаковом соотношении — средний, при преобладании в классе учеников с низким статусом (3 и 4) – УБВ – низкий, Последний означает неблагополучие большинства детей в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками.

В результате проведенного социометрического исследования в группе детей подросткового возраста с целью изучения характеристики межличностных отношений мы определили следующие диагностические показатели:

статусные категории каждого ребенка:

  • лидеры – 7 человек или 46,7%;

  • предпочитаемые – 5 человек или 33,3%;

  • пренебрегаемые – 2 человека или 13,3%;

  • отверженные – 1 человек или 6,7%.

В экспериментальной группе более 50% детей имеют благоприятный статус, т.е. относятся к первой и второй статусным группам, а 20% имеют третий и четвертый статус. Исходя из полученных данных можно сделать вывод, что эмоциональный климат группы благоприятный.

Рассмотрев отдельно мальчиков и девочек по определению социометрического статуса очевидно, что:

в экспериментальной группе 37,5 % мальчиков имеют первую статусную категорию (лидеры),

37,5 % мальчиков относятся к предпочитаемым,

к третьей статусной категории (пренебрегаемые) относятся 12,5 %,

к четвертой статусной категории (отверженные) относятся 12,5% мальчиков.

В экспериментальной группе 57,2% девочек имеют первую статусную категорию,

к предпочитаемым относятся 28,5% девочек,

третью статусную категорию (пренебрегаемые) имеют 14,3 %,

отверженных среди девочек нет.

УБВ – уровень благополучия взаимоотношений:

1 группа 75-100% - 7 человек;

2 группа 50-75% - 3 человека;

3 группа 25-50% - 1 человек;

4 группа 0-25% - 4 человека.

Большинство учеников класса оказались в благоприятных статусных категориях (1 и 2), уровень благополучия взаимоотношений – высокий;

В экспериментальной группе не выявлены взаимосвязи между мальчиками и девочками, идет разделение группы по половому признаку. В данной группе не наблюдаются явления взаимной симпатии и «неразделенной любви». Между собой как у девочек, так и у мальчиков выявленные взаимоотношения

основаны на первой и второй статусных категориях, но только у мальчиков есть один «отверженный» член группы под номером два.

3.2. Методика изучения самооценки (Т. Дембо - С. Рубинштейн)


Для исследования была применена методика изучения самооценки качеств личности Т. Дембо - С. Рубинштейна.

Целью данной методики является выявление уровня самооценки школьника по заранее заданным качествам личности; выбор тех или иных качеств личности обусловлен целями исследования.

Материалом для исследования служат ряд шкал (100 мм.), условно обозначающих проявление различных качеств личности (доброта, честность, сообразительность и др.)

Методика предполагает следующую процедуру проведения: Ребенку предлагается ряд шкал, условно обозначающих проявление различных черт личности, и следующая инструкция: "Допустим, что на этой линии расположились все люди мира в порядке повышения их состояния здоровья (пример со шкалой здоровья): внизу – самые больные люди, вверху – самые здоровые (те, которые никогда не болеют). Как ты думаешь, где твое место среди всех людей мира по состоянию здоровья?".

На примере оценки качества "здоровье" ребенок с помощью экспе­риментатора усваивает выполнение инструкции. Работу с остальными шкалами он осуществляет самостоятельно.

Высота самооценки определяется с помощью условного разбиения шкал на отрезки в соответствии с пятибальной системой. При этом одно деление на шкале является равным 0,5 балла. Исходя из этого, подсчитывается средний балл самооценки. "Нормальной", "Средней" самооценкой принято считать самооценку со средним баллом 2,5 и немного выше; "Высокой" – со средним баллом 4–5; "Низкой" – со средним баллом 0-2,5.

Исследование самооценки качеств личности проводилось в индивидуальной форме. Каждому была изложена тема и цель исследования, дано описание и инструкция, предоставлено достаточно времени для обдумывания.

После обработки методики нам необходимо сделать сводную таблицу сырых данных (приложение 3).

Результаты проведения представленной методики в группах детей младшего подросткового возраста выглядят следующим образом:

В экспериментальной группе из общего количества детей:

53% имеют высокий уровень самооценки;

40% имеют средний уровень самооценки;

7% имеют низкий уровень самооценки
;

В классе 8 мальчиков и 7 девочек, рассмотрев их отдельно мы видим, что у мальчиков экспериментальной группы уровень высокой самооценки составляет 62,5%, уровень средней самооценки у мальчиков экспериментальной группы – 25%, уровень низкой самооценки у мальчиков экспериментальной группы составляет 12,5%.

Рассматривая девочек по определению уровня самооценки мы наблюдаем следующее у девочек экспериментальной группы уровень высокой самооценки составляет 42,8%, уровень средней самооценки у девочек экспериментальной группы равен 57,2%, у девочек экспериментальной группы низкой самооценки нет.

В итоге, в группе подростков наблюдается завышенный уровень самооценки, особенно у мальчиков.

3.3. Экспресс-тест «Самооценка лидерства»


Для исследования уровня проявления лидерства в совместной деятельности был применен экспресс-тест по книге авторов Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. «Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп». Он состоит из десяти вопросов. К каждому вопросу дается два варианта ответа, из которых нужно выбрать один.

Подросткам было предложено внимательно прочитать каждое из десяти суждений и выбрать наиболее подходящий для них ответ. Работая с опросником, им необходимо помнить, что нет ни плохих, ни хороших ответов. Немаловажным фактором является и то, что в своих ответах надо стремиться к объективности и записывать тот ответ, который первым приходит в голову.

Для определения уровня самооценки подсчитывается общее количество ответов «1» и «2».

Высокий уровень лидерства «1» = 7-10 баллов.

Средний уровень лидерства «1» = 4-6 баллов.

Низкий уровень лидерства «1» = 1-3 балла.

Преобладание ответов «2» свидетельствует об очень низком или деструктивном лидерстве.

После обработки экспресс-теста оформляется матрица выбора сырых данных (приложение 4).

Результаты проведения представленного экспресс-теста группе детей подросткового возраста выглядят следующим образом:

высокий уровень проявления лидерских качеств имеют 8 учеников, что составляет 53,3% от класса;

средний уровень проявления лидерских качеств имеют 6 учеников, что составляет 40% от класса;

низкий уровень проявления лидерских качеств наблюдается у одного ученика, что составляет 12,5%.

Рассмотрев отдельно мальчиков и девочек видно, что:

у мальчиков высокий уровень проявления лидерских качеств составляет 37,5%;