Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 126
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Психологическая характеристика группы и коллектива
1.2. Социально-психологическая характеристика групп подростков
2.2. Особенности самооценки в подростковом возрасте
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ГРУППОВОЙ МИКРОСРЕДЫ НА САМООТНОШЕНИЕ ПОДРОСТКА
3.1. Социометрический эксперимент. Метод социометрии
3.2. Методика изучения самооценки (Т. Дембо - С. Рубинштейн)
После нанесения всех отданных выборов на вертикальные линии, над которыми стоят номера учеников, обозначаются все выборы, полученные каждым из учеников класса. Эта взаимность выделяется в таблице (приложение 2).
После того как найдены все взаимные выборы, можно приступить к суммированию результатов.
Статус ребенка определяется числом полученных им выборов. Дети могут быть отнесены в зависимости от этого к одной из 4-х статусных категорий:
1 – «лидеры» – 6 и более выборов,
2 – «предпочитаемые» – 4 - 5 выборов,
3 – «пренебрегаемые» – 1 - 3 выбора,
4 – «отверженные» - 0 выборов.
1 и 2 статусная группы являются благоприятными. Исходя из этого, мы можем знать насколько благоприятен статус каждого ребенка в группе. Иными словами, насколько ребенок желанен в системе межличностных отношений, испытывают ли к нему дети симпатию или нет. В зависимости от этого можно говорить об эмоциональном климате группы для каждого воспитанника: теплый, благоприятный, холодный, отчужденный.
КВ – коэффициент взаимности - соотнесение числа взаимных выборов к общему числу всех выборов сделанных в эксперименте.
(3.1)
где R - общее число выборов сделанных в эксперименте;
R 1 - число взаимных выборов.
КУ – коэффициент удовлетворенности в общении – это процентное отношение числа одноклассников, с которыми у этого ученика был взаимный выбор на всем протяжении экспериментальной работы, к числу учеников, которых он выбрал за этот период. Так, если за весь период экспериментальной работы данный школьник выбрал n одноклассников, из которых часть ребят (n1) выбрали и его (т.е. число одноклассников, с которыми у данного ученика были взаимные выборы, равно n1), то коэффициент удовлетворенности выразится следующей формулой:
(3.2)
Исходя из величины КУ, ученика можно отнести к одной из четырех групп. В 1, высшую группу, входят ученики КУ, которых от 75 до 100%. Такой показатель означает, что детей, входящих в 1 группу, выбрали либо все одноклассники, которых они выбрали сами, либо не менее ¾ этого количества. Ко 2 группе относятся школьники КУ, которых от 50 до 75%, 3 группу составляют ученики с коэффициентом удовлетворенности от 25 до 50%, к 4 группе относят детей, имеющих минимальный коэффициент удовлетворенности – от 0 до 25%. Они либо совсем не имеют
взаимного выбора ни с одним из учеников, либо имеют взаимный выбор менее чем с ¼ частью выбранных ими учеников.
УБВ – уровень благополучия взаимоотношений. Если большинство учеников класса оказываются в благоприятных статусных категориях (1 и 2) – УБВ – высокий; при одинаковом соотношении — средний, при преобладании в классе учеников с низким статусом (3 и 4) – УБВ – низкий, Последний означает неблагополучие большинства детей в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками.
В результате проведенного социометрического исследования в группе детей подросткового возраста с целью изучения характеристики межличностных отношений мы определили следующие диагностические показатели:
статусные категории каждого ребенка:
-
лидеры – 7 человек или 46,7%; -
предпочитаемые – 5 человек или 33,3%; -
пренебрегаемые – 2 человека или 13,3%; -
отверженные – 1 человек или 6,7%.
В экспериментальной группе более 50% детей имеют благоприятный статус, т.е. относятся к первой и второй статусным группам, а 20% имеют третий и четвертый статус. Исходя из полученных данных можно сделать вывод, что эмоциональный климат группы благоприятный.
Рассмотрев отдельно мальчиков и девочек по определению социометрического статуса очевидно, что:
в экспериментальной группе 37,5 % мальчиков имеют первую статусную категорию (лидеры),
37,5 % мальчиков относятся к предпочитаемым,
к третьей статусной категории (пренебрегаемые) относятся 12,5 %,
к четвертой статусной категории (отверженные) относятся 12,5% мальчиков.
В экспериментальной группе 57,2% девочек имеют первую статусную категорию,
к предпочитаемым относятся 28,5% девочек,
третью статусную категорию (пренебрегаемые) имеют 14,3 %,
отверженных среди девочек нет.
УБВ – уровень благополучия взаимоотношений:
1 группа 75-100% - 7 человек;
2 группа 50-75% - 3 человека;
3 группа 25-50% - 1 человек;
4 группа 0-25% - 4 человека.
Большинство учеников класса оказались в благоприятных статусных категориях (1 и 2), уровень благополучия взаимоотношений – высокий;
В экспериментальной группе не выявлены взаимосвязи между мальчиками и девочками, идет разделение группы по половому признаку. В данной группе не наблюдаются явления взаимной симпатии и «неразделенной любви». Между собой как у девочек, так и у мальчиков выявленные взаимоотношения
основаны на первой и второй статусных категориях, но только у мальчиков есть один «отверженный» член группы под номером два.
3.2. Методика изучения самооценки (Т. Дембо - С. Рубинштейн)
Для исследования была применена методика изучения самооценки качеств личности Т. Дембо - С. Рубинштейна.
Целью данной методики является выявление уровня самооценки школьника по заранее заданным качествам личности; выбор тех или иных качеств личности обусловлен целями исследования.
Материалом для исследования служат ряд шкал (100 мм.), условно обозначающих проявление различных качеств личности (доброта, честность, сообразительность и др.)
Методика предполагает следующую процедуру проведения: Ребенку предлагается ряд шкал, условно обозначающих проявление различных черт личности, и следующая инструкция: "Допустим, что на этой линии расположились все люди мира в порядке повышения их состояния здоровья (пример со шкалой здоровья): внизу – самые больные люди, вверху – самые здоровые (те, которые никогда не болеют). Как ты думаешь, где твое место среди всех людей мира по состоянию здоровья?".
На примере оценки качества "здоровье" ребенок с помощью экспериментатора усваивает выполнение инструкции. Работу с остальными шкалами он осуществляет самостоятельно.
Высота самооценки определяется с помощью условного разбиения шкал на отрезки в соответствии с пятибальной системой. При этом одно деление на шкале является равным 0,5 балла. Исходя из этого, подсчитывается средний балл самооценки. "Нормальной", "Средней" самооценкой принято считать самооценку со средним баллом 2,5 и немного выше; "Высокой" – со средним баллом 4–5; "Низкой" – со средним баллом 0-2,5.
Исследование самооценки качеств личности проводилось в индивидуальной форме. Каждому была изложена тема и цель исследования, дано описание и инструкция, предоставлено достаточно времени для обдумывания.
После обработки методики нам необходимо сделать сводную таблицу сырых данных (приложение 3).
Результаты проведения представленной методики в группах детей младшего подросткового возраста выглядят следующим образом:
В экспериментальной группе из общего количества детей:
53% имеют высокий уровень самооценки;
40% имеют средний уровень самооценки;
7% имеют низкий уровень самооценки
;
В классе 8 мальчиков и 7 девочек, рассмотрев их отдельно мы видим, что у мальчиков экспериментальной группы уровень высокой самооценки составляет 62,5%, уровень средней самооценки у мальчиков экспериментальной группы – 25%, уровень низкой самооценки у мальчиков экспериментальной группы составляет 12,5%.
Рассматривая девочек по определению уровня самооценки мы наблюдаем следующее у девочек экспериментальной группы уровень высокой самооценки составляет 42,8%, уровень средней самооценки у девочек экспериментальной группы равен 57,2%, у девочек экспериментальной группы низкой самооценки нет.
В итоге, в группе подростков наблюдается завышенный уровень самооценки, особенно у мальчиков.
3.3. Экспресс-тест «Самооценка лидерства»
Для исследования уровня проявления лидерства в совместной деятельности был применен экспресс-тест по книге авторов Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. «Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп». Он состоит из десяти вопросов. К каждому вопросу дается два варианта ответа, из которых нужно выбрать один.
Подросткам было предложено внимательно прочитать каждое из десяти суждений и выбрать наиболее подходящий для них ответ. Работая с опросником, им необходимо помнить, что нет ни плохих, ни хороших ответов. Немаловажным фактором является и то, что в своих ответах надо стремиться к объективности и записывать тот ответ, который первым приходит в голову.
Для определения уровня самооценки подсчитывается общее количество ответов «1» и «2».
Высокий уровень лидерства «1» = 7-10 баллов.
Средний уровень лидерства «1» = 4-6 баллов.
Низкий уровень лидерства «1» = 1-3 балла.
Преобладание ответов «2» свидетельствует об очень низком или деструктивном лидерстве.
После обработки экспресс-теста оформляется матрица выбора сырых данных (приложение 4).
Результаты проведения представленного экспресс-теста группе детей подросткового возраста выглядят следующим образом:
высокий уровень проявления лидерских качеств имеют 8 учеников, что составляет 53,3% от класса;
средний уровень проявления лидерских качеств имеют 6 учеников, что составляет 40% от класса;
низкий уровень проявления лидерских качеств наблюдается у одного ученика, что составляет 12,5%.
Рассмотрев отдельно мальчиков и девочек видно, что:
у мальчиков высокий уровень проявления лидерских качеств составляет 37,5%;