Файл: Курсовая работа по дисциплине Частные методики адаптивной физической культуры на тему Методика обучения плаванию глухих и слабослышащих детей.docx
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 178
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра «Теоретические основы физической культуры и спорта»
Курсовая работа
по дисциплине «Частные методики адаптивной физической культуры»
на тему «Методика обучения плаванию глухих и слабослышащих детей»
Профиль подготовки – Физическая реабилитация
Выполнил студент _______________ Иванова А.С.
Группа: 20ЗТА-02
Руководитель:
к.б.н., доцент _______________Е.П. Абражкина
Работа защищена с оценкой ____________
Преподаватели ____________
____________
____________
Дата защиты ____________
2023
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1.АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
НАРУШЕНИЙ СЛУХА 5
-
Введение в проблему 6 -
Причины нарушений слуха у детей 12 -
Особенности развития координационных способностей у глухих детей.17
Глава 2.МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ .23
-
Организация исследования 23 -
Методы исследования 24
Глава 3. ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ УСКОРЕННОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДЛЯ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ 7-10 ЛЕТ 30
-
Оценка показателей физического состояния 30 -
Оценка начального уровня плавательной подготовленности 31 -
Оценка контрольных нормативов по плаванию… 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41
ВВЕДЕНИЕ
Во всех странах мира и в любой группе общества имеются инвалиды. С каждым годом их количество только увеличивается. Сегодня в России проживает порядка 25-30 миллионов инвалидов. В настоящее время число
слабослышащих людей в стране более 13 млн. человек, из них свыше 1 млн.- дети, которые страдают нарушениями слуха.
Специфика познавательных процессов детей с нарушением слуха оставляет отпечаток на формирования двигательной функции, овладение двигательными способностями, развитие двигательных навыков и двигательной памяти. У глухих детей более всего уязвима мелкая моторика и четко отслеживается нарушение и снижение координационных возможностей. Потеря слуха значительно влияет на координацию движения, а также на проявление силы, выносливости и быстроты.
В.И. Ляха координационные способности определяет следующим образом – это возможность человека, которая определяет его готовность к оптимальному регулированию и управлению своих двигательных действий
[36] .
Координационные способности необходимо рассматривать в качестве моторной адаптации индивида, что представляет специфичное качество.
Специфические координационные способности у детей, имеющих с нарушение слуха и речи, проходят процесс становления и формирования более продолжительно и детально. Рассмотреть это можно на примере таких координационных навыков как:
-
способность к пространственной ориентации; -
способность к дифференцированию параметров движений; -
способность к ритму; -
способность к равновесию; -
способность к вестибулярному равновесию.
Плавание является одним из самых действенных коррекционно- оздоровительных способов в адаптивном физическом воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья. За счет особенностей водной среды формируются
положительные условия для формирования осанки, снимается нагрузка с позвоночника, снижается психоэмоциональное и мышечное напряжение, скованность движений, повышается работа дыхательной и сердечно-сосудистой систем, улучшается жизненная емкость легких, повышается интенсивность процессов обмена в организме, активизируется познавательная деятельность. Помимо этого, в результате плавания формируются личностные социальные качества, которые имеют большое значение для личностного становления: самостоятельность, смелость, решительность, дисциплинированность, настойчивость в преодолении сложностей. Прикладное значение и коррекционно- оздоровительная направленность плавания вызвана необходимостью его широкого применения как в реабилитационной, так и в рекреативной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Объектисследования– учебно-тренировочный процесс обучения плаванию слабослышащих и глухих детей младшего школьников возраста.
Предмет исследования -программа обучения плаванию глухих и слабослышащих детей младшего школьного возраста.
Цельисследования– овладение навыком обучения плаванию слабослышащих и глухих детей младшего школьников возраст.
Задачи исследования:
-
Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования. -
Разработать методику обучения плаванию детей младшего школьного возраста с нарушением слуха. -
Определить эффективность разработанной методики обучения плаванию детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.
Глава 1. Анатомо-физиологическая характеристика нарушений слуха
-
Введение в проблему
Методика обучения плаванию младших школьников, имеющих нарушение слуха. Нарушения слухового анализатора влечет за собой не только недоразвитие речи, но и вызывает отклонения в двигательной активности индивида. У людей с нарушениями слуха отслеживается нестабильность вегетативной системы, которая проявляется в их поведении. Уменьшение функционального состояния двигательного анализатора у глухих детей вызывает ослабление работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем, также отслеживается учащение сердечного биения и дыхания в покое, увеличение реакции физиологических систем человеческого организма при физических нагрузках.
Учеными (Л. Выготский, В. Тарасун) доказано, что поражение слухового анализатора отрицательно сказывается на психическом и физическом развитии, социализации и становлении личности глухих детей. Затруднено развитие их речи, вызванное недостатками или полной потерей слуха, что приводит к нарушению мышления, памяти, воображения и других психических процессов, которые обеспечивают познавательную деятельность.
Для физического развития глухих детей свойственен слабый уровень развития физического развития. В связи с нарушением слуха страдают такие качества, как равновесие, точность, координация и многие другие. У детей с нарушениями слуха нарушена также работа вестибулярного аппарата, который необходим для поддержания равновесия и нужное положение в пространстве. Регуляция со