Техника альтернативных формулировок. Этот прием можно назвать своеобразной формой подсказок. Психолог предлагает 2-3 варианта переживаний, которые бы мог испытывать человек в той или иной ситуации. Пример: «То, что вы почувствовали в тот раз, можно назвать обидой или злостью?», «Так что это, по-вашему, было - защитная реакция или все-таки стремление исподволь спровоцировать конфликт?» Суть его состоит в том, что клиенту, гораздо проще узнать и выбрать чувство, нежели назвать его. Даже если внутри клиент испытывает всю гамму эмоций, не всегда он может назвать их. Данная техника стимулирует активность клиента по отношению к собственному внутреннему миру, и является примером для описания собственных переживаний. Для психолога она полезна более достоверным и окрашенным личностным смыслом материалом для анализа.
Техника акцентирования переживаний. Эта техника позволяет выявить особо эмоционально окрашенные переживания по средствам контент-анализа речи клиента. Нужно обращать внимание на прилагательные, наречия и глаголы, которые указывают на отношение к определенным ситуациям и людям. Пример: «Когда она приезжает, мне хочется стремглав бежать из дома куда глаза глядят», «Когда он вызывает меня в кабинет, у меня подкашиваются ноги», «Мне не хочется по вечерам возвращаться домой, я допоздна сижу на работе, пока вахтер не начинает греметь ключами». Следует обратить особое внимание на такие слова как: «стремглав», «бежать», «подкашиваются», «куда глаза глядят», «допоздна», они позволяю узнать истинное отношение клиент к предмету разговора. Иногда достаточно всего лишь подтолкнуть клиента к дальнейшему разговору, что бы узнать какой имеет для него смысл то или иное слово.
Техника парадоксальных вопросов. Данная техника нужна для того, что бы пошатнуть устоявшиеся истины клиента. В результате беседы психолог может приходит к определенным фиктивным идеям клиент, убежденность в которых у клиента присутствует на все 100% .
Чтобы консультация продолжала свое развитие, психологу следует задавать вопросы и предлагать «экстремальные» для клиента способы решения проблем. Цель психолога – это поставить под сомнения убеждения клиента и направить его мысли в новое русло Психолог, работающий через интернет, следует тем же профессиональным и этическим стандартам, как при очном консультировании. Специалист сможет оказать помощь человеку, только если он хочет изменить ситуацию, делится правдивой информацией, которая необходима для выявления истинных проблем и дальнейшего их решения.
1 этап – установление психологического контакта психолога с клиентом. На данном этапе, на первый план выступает эмоциональное принятие психологом клиента, осуществляющееся, так же как и всё последующее, с помощью вербальных средств коммуникации. Способ установления контакта, его глубина зависит от личностных особенностей клиента и психолога. Последнему важно с первой встречи быть наблюдательным. Клиент будет больше доверять психологу, если тот учтет его индивидуальную манеру реагирования. Установление контакта может быть как очень быстрым, так и очень медленным
2 этап – интеллектуальное овладение психологом проблемной ситуацией клиента. Этот этап складывается из структурирования психологом конкретной проблемной ситуации клиента. Психолог раскрывает (увязывает) разнообразные ситуативные взаимосвязи со всем, становящимся ему постепенно понятным, контекстом жизненных обстоятельств клиента, путем «снятия остроты», «ретуширования глубины», осуществления «терапии успехами и достижениями». Этот этап позволяет психологу выявить, как сам клиент видит проблему, ее источники. Обычно в начале работы психолог имеет дело с жалобой клиента на кого-то (или что-то) во внешнем мире. Психолог должен дать понять клиенту, что он не может изменить маму, начальника, общество в целом. То, что он действительно может - это помочь клиенту лучше понять себя, свой вклад в проблему, и изменить себя, систему своих отношений с окружающим миром. Таким образом, психологу необходимо переструктурировать, перевести жалобу в конкретную проблему, сложность, затруднение, которая будет описана на языке Я-высказываний клиента
3 этап – анализ проблемы планирование действий, необходимых для преодоления критической ситуации клиента. Этап осуществляется психологом совместно с клиентом в ходе конкретного обсуждения. Представления психолога относительно идеального выхода, решения проблемы могут не совпадать с мнением клиента, поэтому необходимо спросить об этом у него самого. Определение желаемого изменения может быть конкретным или носить общий характер. Важно, чтобы направление дальнейшей работы стало ясным. Вопросы, задаваемые клиенту, часто меняют направление консультативного процесса. Иногда требуется узнать недостающие факты или переосмыслить определение проблемы, что предполагает возвращение на вторую стадию с целью полного сбора информации.
4 этап – определение проблемы. Обязательным этапом является поиск вариантов решения проблемы. Каждое терапевтическое направление работает по-разному на этом этапе: интерпретирует, стимулирует клиента искать решение, проводит экспериментальную апробацию новых форм поведения и др. Сложность данного этапа в том, что решение, иногда «очевидное» для окружающих, невозможно или затруднено для клиента. Неопытные психологи склонны сразу предлагать клиенту тот или иной готовый выход, давать советы. Но, для того чтобы психолог не спроецировал свой личный опыт и переживания на историю клиента, им обоим необходимо попытаться взглянуть на проблему с разных точек зрения. На этом этапе обычно возникают наибольшие трудности. Если психолог «решит» проблему, а клиент будет чувствовать, что такой вариант ему не подходит, консультирование принесет мало пользы. Необходимо обеспечить процесс творческого поиска выхода из проблемной ситуации у клиента. Одним из способов может быть резюмирование психологом проблемы клиента, повторение формулировки желаемого результата и противопоставление реально существующей ситуации и идеального будущего.
– подбирают набор необходимых предметов для проведения аутотренинга пациентом, а именно - текст аутотренинга, раздражители для приятного классического обуславливания по всем сенсорным каналам восприятия и инструменты для их применения, инструкцию по применению. – обеспечивают многократное прослушивание пациентом индивидуального текста аутотренинга, с одновременным использованием предметов предназначенных для проведения аутотренинга пациентом в течение, например, двух месяцев каждое утро и каждый вечер продолжительностью, например 10 минут;
1) Принцип «Не навреди» – это гуманное отношение к человеку. Это самое первое, потому что независимо от того, насколько обширны наши знания в области психологии, никогда не следует забывать о тонкости, тайне и уязвимости души каждого человека.
2) Принцип «Осторожность и терпение», несомненно, относится к предыдущему и, безусловно, является гарантией его реализации. Более того, невозможно точно определить направление и скорость, с которой происходит процесс изменений у клиента.
Предусматривает «целый ряд профессионального поведения, ориентированного на то, чтобы клиент чувствовал себя спокойно и комфортно». Консультант внимательно слушает клиента, пытается понять и принять его, а также оказывает психологическую поддержку.
6) Ориентация психолога на нормы и ценности клиента, а не на социально принятые нормы и правила, которые позволяют клиенту быть искренним и открытым. Отношение между принятием ценностей клиента и его уважением является не только возможностью выразить поддержку клиента, но также позволяет влиять на эти ценности в будущем, если рассматривать их как препятствие для жизни человека в процессе консультирования.
7) Запрет давать советы. Несмотря на свой профопыт и свои знания, психолог не может дать гарантированный совет, в особенности и потому, что жизнь и контекст его клиента уникальна и непредсказуема, а клиент – самый важный эксперт в своей жизни. Консультирование также означает принятие на себя ответственности, которая не способствует развитию личности клиента.
8) Анонимность - никакая информация, которую клиент предоставляет психологу, не может быть передана организациям и другим лицам, включая родственников или друзей, без его согласия. В то же время существуют исключения (о которых психолог должен предупредить клиента заранее), которые прямо указаны в законе страны, в соответствии с законами, по которым осуществляется профдеятельность психолога.
9) Разграничение личных и профессиональных отношений – это фундаментальное требование к психологу-консультанту, связанного с рядом психологических явлений, которые влияют как на процесс психологической помощи, так и на клиента, поскольку личные потребности и желания психолога являются эффективной реализацией ПК. Если такие или похожие отношения возникают, необходимо как можно скорее прервать консультирование и направить клиента к другому специалисту