В этом случае клиент стремится вести себя как руководитель своего консультанта. К слову сказать, он более склонен обвинять других членов организации или семьи, которые, по его мнению, имеют проблемы или которые сами создают эти проблемы. Он призывает консультанта «сделать что-то», не уточняя, какие именно изменения он хочет, все расплывчато. Характерная фраза: «Я не хочу в этом участвовать, для этого мы вас наняли». То есть клиент берет на себя роль «ответственного аутсайдера». Если проблемы все еще возникают из-за клиента, процесс решения проблем может зайти в тупик. а) Клиент всегда знает положение дел лучше, чем консультант. Много говорит, в основном абстрактно, точное значение слов остается неясным. Когда консультант пытается обобщить свои высказывания, такой клиент обычно стремится исправить его: «Вы не поняли ...». В то же время, его поправка либо тривиальна (содержит то, что происходит и что само собой разумеется), либо включает слишком много оттенков и значений. Далее, клиент дает понять, что он ценит «теоретический вклад» консультанта, но не считает, что он применим в этой ситуации б) Клиент имеет тенденцию формулировать свои сообщения консультанту в терминах, с которыми он выражает неуважение к предположениям консультанта. Консультант периодически ставится в такое положение, что он должен постоянно доказывать, что он лучше, чем люди думают о нем. В процессе консультации клиент предпочитает договариваться с консультантом. Оружие против консультанта здесь - это беспомощность клиента. Кажется, он пытается сделать все, но результат всегда выражается характерной фразой: «Я попробовал все по твоему совету, но все оказалось неэффективным». Есть также «двойные сообщения» - клиент просит совета и в то же время дает понять, что он, по сути, этого не ждет и не хочет, чтобы что-то из этого получилось. Чтобы прояснить это, он может использовать шутку, невербальные средства общения.
Согласие и поддержка. Главный принцип здесь - перестать бороться с клиентом. Нужно занять позицию: «Да, вы эксперт», «Да, вы знаете лучше». Консультант не берет на себя роль лидера, не демонстрирует поведение «высококлассного» эксперта. Основная форма ответа - дружеский сюрприз и искренняя радость в понимании сложных высказываний клиента. 4) Банальность. Если ответы консультанта не имеют смысла и только создают иллюзию конфиденциального разговора, то со временем это все же побудит клиента начать драматизировать ситуацию, и тогда модель отказа от проблем рухнет. Пример банального ответа: «Да, иногда это лучше всего делать» Если клиент выражает уверенность в том, что ничего не может быть изменено, а его проблема неразрешима, консультант серьезно относится к этому утверждению и отвечает: «Да, теперь ничего нельзя изменить. Есть только две возможности: либо научиться жить со своей проблемой, либо признать, что ее нелегко решить». Занимая такую позицию, психолог заставляет клиента делать выбор по собственному желанию, то есть, то, что клиент заявляет, он получает. чтобы обеспечить возможность свободного выражения чувств и мыслей собеседником. Он широко используется в психологии для работы с клиентами, во время психологических консультаций или сеанса психотерапии АС незаменимо не только в психологических консультациях, но и в повседневной жизни. Этот метод помогает наладить отношения во многих сферах нашей жизнедеятельности. Наиболее эффективно он работает в общении с детьми.
Например, когда ребенка оставляют наедине со своими переживаниями и чувствами, не принимают во внимание его эмоциональное состояние, он чувствует себя непонятым и отвергнутым. Ответы по методу АС помогают в такой ситуации, ребенок понимает, что ему сопереживают, к нему не равнодушны.
Пауза — это просто пауза. Она даёт собеседнику возможность подумать. После паузы собеседник может сказать что-то ещё, о чём промолчал бы без неё. Пауза также даёт самому слушателю возможность отстраниться от себя (своих мыслей, оценок, чувств) и сосредоточиться на собеседнике. Умение отстраняться от себя и переключаться на внутренний процесс собеседника — одно из главных и трудных условий активного слушания, создающее между собеседниками доверительный контакт.
Уточнение — это просьба уточнить или разъяснить что-либо из сказанного. В обычном общении мелкие недосказанности и неточности додумываются собеседниками друг за друга. Но когда обсуждаются сложные, эмоционально значимые темы, собеседники часто непроизвольно избегают явно поднимать болезненные вопросы. Уточнение позволяет сохранять понимание чувств и мыслей собеседника в такой ситуации.
Пересказ (парафраз) — это попытка слушателя кратко и своими словами повторить изложенное собеседником только что. При этом слушатель должен стараться выделять и подчеркивать главные на его взгляд идеи и акценты. Пересказ даёт собеседнику обратную связь, даёт возможность понять, как его слова звучат со стороны. В результате, собеседник либо получает подтверждение того, что он был понят, либо получает возможность скорректировать свои слова. Кроме того, пересказ может использоваться как способ подведения итогов, в том числе промежуточных.
1) Создайте все условия для комфортного консультирования. Это значит, что не должно быть никаких посторонних звуков и шумов, которые бы отвлекали вас и клиента от работы. Конечно, в идеале помещение должно быть с шумоизоляцией, но для начала надо хотя бы отключить мобильные телефоны, т.к. отвлечение на звонки во время консультации - это проявление высшей степени неуважения 2) Примите правильную позицию. Немаловажно расположение кресел, не нужно их ставить друг напротив друга. Важно следить за позой. Она не должна быть закрытой, и не должна отражать чувство превосходства или пренебрежения. 4) Так же немало важен контакт глазами, так как если при консультировании отвлекаться на посторонние предметы, а не смотреть на клиента, то можно очень скоро потерять нить разговора. Но и не нужно смотреть слишком пристально, потому что в некоторых эмоционально тяжелых для клиента моментах, он захочет отвести взгляд.
5) Не следует отвлекаться на различные посторонние дела, это может привести к потере концентрации внимания, что негативно скажется на ходе беседы. Из-за постоянного отвлечения психолог не будет концентрироваться на важных вещах, а клиент сочтет это как неуважение к собственной персоне. Так же нужно следить за своими непроизвольными действиями, это может быть что угодно, например: закручивание волос, постукивание по столу ручкой, рассмотрение документов и прочее. 6) Важно правильно построить разговор. Когда клиент говорит, важно слушать его, а значит молчать и не перебивать его речь. К вопросам тоже нужно относиться аккуратно, важно не переборщить с ними и не устроить допрос. Предложения должны строиться в утвердительной форме. Периодически нужно давать клиенту время подумать, т.е. делать определенные паузы. 7) Запоминайте главные мысли, это может быть сделано посредствам самого запоминания или конспектирования. Конечно, если вы не надеетесь на свою память, то лучше записать, потому что определенная фраза, невзначай сказанная клиентом, может знать очень много и нести достаточное количество информации о проблеме. 8) Ведите себя корректно. На консультации могут затрагиваться различные темы, некоторые из них могут вызвать у вас отрицательные эмоции, но это не значит, что их нужно показывать. Нужно корректно объяснить клиента всю ситуацию и продолжить разговор, потому что любая негативная реакция с вашей стороны вызовет у клиента «защитную» реакцию.
1 этап – установление определенной «связи» консультанта с клиентом. На этом этапе происходит эмоциональное принятие, и психологу нужно сделать все возможное для того, что бы клиент чувствовал себя комфортно и свободно высказывал свои мысли. Для этого психолог активно использует технику эмпатического слушания.
2 этап – включает в себя интеллектуальную обработку проблемы клиента. Психолог не только слушает и запоминает различные аспекты из жизни, но и ищет между ними причинно-следственную связь. На данном этапе психолог конспектирует наиболее значимые для психодиагностики слова и выражения клиента.