Файл: Формы работы психологаконсультанта с клиентами. Дистанционное консультирование Жукова Юлия Львовна.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Формы работы психолога-консультанта с клиентами. Дистанционное консультирование

Жукова Юлия Львовна

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

Асинхронная переписка

Клиент задает вопрос, специалист отвечает не сразу, а спустя время, в мессенджерах, в чатах платных сервисов подбора психолога или по электронной почте.

Он-лайн консультирование

Подходит для клиентов, у которых нет времени на полноценный сеанс, и для тех, кто не может работать в другом формате, например, из-за социофобии — боязни общения с людьми.

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

У письменной и телефонной консультации есть свои сходства и различия. К сходствам можно отнести:

Он-лайн консультирование

3) Гибкость в выборе времени консультации (раннее утро, поздний вечер - не принципиально), нет временных затрат на дорогу, и опоздать на такую «встречу» практически невозможно.

4) Консультация проводится в удобном для клиента месте: не выходя из дома или офиса, в пробках и т.д.

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

Преимущества телефона доверия:

1. Круглосуточная доступность.;

2. Бесплатность. Большинство телефонных линий бесплатны;

3. Анонимность - это присуще большинству ДК, так же клиент

может прервать звонок в любой момент, когда ему это будет нужно;

4. Комфортность. Здесь речь идет об удобстве клиента, ведь он не будет беспокоиться о том, как он выглядит.

Он-лайн консультирование

Недостатки телефона доверия - негативные моменты в работе телефона доверия, в основном, связаны с работой психолога-консультанта:

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

1. Обратная связь. Письмо всегда подразумевает обдуманный и взвешенный ответ;

2. Анализ. В письме нужно не только выразить все свои мысли, но и уместить их, поэтому оно улучшают рефлексию собственной проблемы;

Он-лайн консультирование

3. Свобода выбора. В ответ на письмо клиента, может поступить несколько ответов от разных консультантов, это дает человеку право выбора.

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

2.Временные промежутки. За то время, пока консультант даст ответ и определенные рекомендации, ситуация клиента может поменяться, в результате чего, все написанное потеряет свою актуальность;

Он-лайн консультирование

4. Формат категорически не подходит, если нужна экстренная помощь.

Он-лайн консультирование

Преимущества ДК

- анонимность и конфиденциальность;

- возможность обращаться за психопомощью в любое время и в любом месте, имея только доступ к Интернету;

- возможность вести переписку с психологом;

Он-лайн консультирование

Преимущества ДК

- возможность выбора специалиста по Интернету с учетом информации, которую он размещает о себе;

- при ДК сеанс, как правило, дешевле оплачивать, чем сеанс, проводимый в очной форме;

Он-лайн консультирование

Преимущества ДК

- отсутствие нехватки времени и материальных затрат на дорогу, к тому же опоздание на консультации практически невозможно;

- идеально подходит для тех, кто не может обратиться к специалисту, поскольку они «связаны» определенными обязательствами или обстоятельствами: молодые матери с младенцами, инвалиды и т. д

Он-лайн консультирование

Преимущества дистанционной психопомощи для психологов:

- отличная возможность для начинающего психолога заработать позитивную репутацию без лишних затрат;

- умение работать дома в свободное время и тем самым совмещать по мере необходимости с другой работой;

- нет необходимости тратить деньги на аренду офиса;

- прекрасная возможность получить практические знания для студентов психологов.

Он-лайн консультирование

Недостатки ДК для клиентов:

- не исключены проблемы со связью;

- из-за отсутствия прямого контакта со специалистом клиент может не до конца осознавать необходимость серьезного подхода к терапии;

- большинство профессионалов предпочитают работать с детьми только внутри страны;

Он-лайн консультирование

- дистанционное консультирование не решит серьезных проблем – как правило, взаимодействие происходит на поверхностном уровне, поэтому не все запросы клиентов могут быть обработаны;

- невозможно проверить квалификацию специалиста - психолог может написать о себе все, что угодно, даже то, что совсем не соответствует действительности;

- психолог не может обеспечить и гарантировать полную конфиденциальность.

Он-лайн консультирование

- недостаточность информации;

- часто психолог не слышит и не видит клиента, что сильно обедняет консультацию;

- легкомысленный подход к терапии;

Он-лайн консультирование

- молодые психологи часами консультируются с клиентом, которому просто «скучно» на работе;

- ограничения у психолога в выборе техники, методов работы из-за отсутствия визуального контакта в одном пространстве с клиентом.

Он-лайн консультирование

Предпосылки для возникновения нормальных консультативных отношений:

- у клиента есть проблема;

- консультант является экспертом;

- что-то должно быть сделано с проблемой.

Он-лайн консультирование

Бельская Е.Г. выделяет в мета-коммуникационном уровне три аспекта:

1) Выразительный аспект. Это то, что партнеры, помимо вербалики, выражают так, как они хотят, чтобы их понимали.

2) Атрибутивный аспект. То, как они понимают друг друга, какое изображение они видят друг в друге, какие качества склонны приписывать друг другу.

3) Командный аспект. Какие действия они хотят друг от друга, какое поведение они неявно требуют друг от друга.

Он-лайн консультирование

Сложные клиенты:

1) "Это не моя проблема".

Он-лайн консультирование

Сложные клиенты:

Он-лайн консультирование

Есть два варианта.

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

3) «Это безнадежно, здесь ничего нельзя изменить».

Он-лайн консультирование

Для работы с «трудными клиентами» используются различные методы контрпарадокса:

Он-лайн консультирование

Методы работы с трудными клиентами:

1) Формулирование открытых, а не экспертных вопросов, например: «Разве вы не скажете мне что-то еще?».

2) Обратное обобщение - попросить клиента самому обобщить сказанное, составить резюме.

Он-лайн консультирование

3) Избегание важности, значимости. Например, если клиент говорит: «У меня нет проблем», то следует ответить ему: «Тогда давайте поговорим и больше ничего».

Он-лайн консультирование

6) Назначение проблемы.

Он-лайн консультирование

АС - метод демонстрации внимания и отражения чувств собеседника в разговоре,

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

АС является обязательным пунктом как в очном, так и в заочном консультировании, так как позволяет не только узнать достаточное количество нужной информации, но стимулирует появление эмпатии.

Он-лайн консультирование

АС не должно включать в себя назидательный и морализаторский характер диалога. Консультант не должен брать на себя функции священнослужителя, воспитателя, прокурора и т.д.

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

Повтор (эхо) — дословное повторение того, что произнес собеседник. Повторяя слово в слово, слушатель дает понять, что он очень внимателен к тому, что ему сказали.

Он-лайн консультирование

Развитие мысли — попытка слушателя подхватить и продвинуть далее ход основной мысли собеседника.

Сообщение о восприятии — слушатель сообщает собеседнику своё впечатление от собеседника, сформировавшееся в ходе общения. Например, «Эта тема очень важна для вас».

Он-лайн консультирование

Сообщение о восприятии себя — слушатель сообщает собеседнику об изменениях в своём собственном состоянии в результате слушания. Например, «Мне очень больно это слышать».

Замечания о ходе беседы — попытка слушателя сообщить о том, как, на его взгляд, можно осмыслить беседу в целом. Например, «Похоже, мы достигли общего понимания проблемы».

Он-лайн консультирование

Что позволяют приемы активного слушания?

- создать доверительную атмосферу

- показать собеседнику, что его не только слышат, но и слушают

- запомнить основную суть беседы.

- помочь собеседнику выразить свои чувства и эмоции, а так же настроить его на дальнейшую беседу

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

3) Самое главное, применение самого активного слушания. Очень важно дать клиенту ощущение, что его слушают и понимают.

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

А.Г. Амбрумова и А.М. Полев выделяют четыре этапа ДК, метод АК входит в самый первый его этап.

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

3 этап – после раскрытия разнообразных ситуативных взаимосвязей, психолог вместе с клиентом в ходе обсуждения, планирует и формирует возможные варианты решения проблемы.

4 этап – происходит активная психологическая поддержка.

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

Процедура организации дистанционного консультирования

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

5 этап – активная психологическая поддержка психологом клиента.

Практический способ оказания дистанционной психологической помощи может осуществляться следующим образом:

– создают дистанционный канал связи между клиентом и психологом, используя, например телефон, почту, Интернет;

– проводят психодиагностику психического состояния пациента и причин проблемного поведения клиента;

Он-лайн консультирование

– разрабатывают программу проведения аутотренинга клиентом,

включающую последовательность определенных действий, предписанных для выполнения пациентом, обеспечивающих психокоррекцию состояний и зависимостей клиента;

– составляют индивидуальный текст аутотренинга на отказ клиента от проблемного поведения

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

– усиливают на подсознательном уровне установку на отказ от поведения, являющегося причиной нежелательных зависимостей или психических состояний;

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

3) Принцип «Честность и ответственность». Необходимо создать открытую и надежную ситуацию, которая способствует повышению осведомленности и ответственности клиента.

Он-лайн консультирование

4) Принцип «Профессионализма и конфиденциальности» обеспечивает безопасность клиента и укрепляет его уверенность в себе и в своих силах.

Он-лайн консультирование

5) Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

3 этап – после раскрытия разнообразных ситуативных взаимосвязей, психолог вместе с клиентом в ходе обсуждения, планирует и формирует возможные варианты решения проблемы.

4 этап – происходит активная психологическая поддержка.

Он-лайн консультирование

Техника альтернативных формулировок. Этот прием можно назвать своеобразной формой подсказок. Психолог предлагает 2-3 варианта переживаний, которые бы мог испытывать человек в той или иной ситуации. Пример: «То, что вы почувствовали в тот раз, можно назвать обидой или злостью?», «Так что это, по-вашему, было - защитная реакция или все-таки стремление исподволь спровоцировать конфликт?» Суть его состоит в том, что клиенту, гораздо проще узнать и выбрать чувство, нежели назвать его.

Он-лайн консультирование

Даже если внутри клиент испытывает всю гамму эмоций, не всегда он может назвать их. Данная техника стимулирует активность клиента по отношению к собственному внутреннему миру, и является примером для описания собственных переживаний. Для психолога она полезна более достоверным и окрашенным личностным смыслом материалом для анализа.

Он-лайн консультирование

Техника акцентирования переживаний. Эта техника позволяет выявить особо эмоционально окрашенные переживания по средствам контент-анализа речи клиента. Нужно обращать внимание на прилагательные, наречия и глаголы, которые указывают на отношение к определенным ситуациям и людям. Пример: «Когда она приезжает, мне хочется стремглав бежать из дома куда глаза глядят», «Когда он вызывает меня в кабинет, у меня подкашиваются ноги», «Мне не хочется по вечерам возвращаться домой, я допоздна сижу на работе, пока вахтер не начинает греметь ключами».

Он-лайн консультирование

Следует обратить особое внимание на такие слова как: «стремглав», «бежать», «подкашиваются», «куда глаза глядят», «допоздна», они позволяю узнать истинное отношение клиент к предмету разговора. Иногда достаточно всего лишь подтолкнуть клиента к дальнейшему разговору, что бы узнать какой имеет для него смысл то или иное слово.

Он-лайн консультирование

Техника парадоксальных вопросов. Данная техника нужна для того, что бы пошатнуть устоявшиеся истины клиента. В результате беседы психолог может приходит к определенным фиктивным идеям клиент, убежденность в которых у клиента присутствует на все 100% .

Он-лайн консультирование

Чтобы консультация продолжала свое развитие, психологу следует задавать вопросы и предлагать «экстремальные» для клиента способы решения проблем. Цель психолога – это поставить под сомнения убеждения клиента и направить его мысли в новое русло

Он-лайн консультирование

Процедура организации дистанционного консультирования

Психолог, работающий через интернет, следует тем же профессиональным и этическим стандартам, как при очном консультировании. Специалист сможет оказать помощь человеку, только если он хочет изменить ситуацию, делится правдивой информацией, которая необходима для выявления истинных проблем и дальнейшего их решения.

Он-лайн консультирование

1 этап – установление психологического контакта психолога с клиентом. На данном этапе, на первый план выступает эмоциональное принятие психологом клиента, осуществляющееся, так же как и всё последующее, с помощью вербальных средств коммуникации. Способ установления контакта, его глубина зависит от личностных особенностей клиента и психолога. Последнему важно с первой встречи быть наблюдательным. Клиент будет больше доверять психологу, если тот учтет его индивидуальную манеру реагирования. Установление контакта может быть как очень быстрым, так и очень медленным

Он-лайн консультирование

2 этап – интеллектуальное овладение психологом проблемной ситуацией клиента. Этот этап складывается из структурирования психологом конкретной проблемной ситуации клиента. Психолог раскрывает (увязывает) разнообразные ситуативные взаимосвязи со всем, становящимся ему постепенно понятным, контекстом жизненных обстоятельств клиента, путем «снятия остроты», «ретуширования глубины», осуществления «терапии успехами и достижениями».

Он-лайн консультирование

Этот этап позволяет психологу выявить, как сам клиент видит проблему, ее источники. Обычно в начале работы психолог имеет дело с жалобой клиента на кого-то (или что-то) во внешнем мире. Психолог должен дать понять клиенту, что он не может изменить маму, начальника, общество в целом. То, что он действительно может - это помочь клиенту лучше понять себя, свой вклад в проблему, и изменить себя, систему своих отношений с окружающим миром. Таким образом, психологу необходимо переструктурировать, перевести жалобу в конкретную проблему, сложность, затруднение, которая будет описана на языке Я-высказываний клиента

Он-лайн консультирование

3 этап – анализ проблемы планирование действий, необходимых для преодоления критической ситуации клиента. Этап осуществляется психологом совместно с клиентом в ходе конкретного обсуждения. Представления психолога относительно идеального выхода, решения проблемы могут не совпадать с мнением клиента, поэтому необходимо спросить об этом у него самого.

Он-лайн консультирование

Определение желаемого изменения может быть конкретным или носить общий характер. Важно, чтобы направление дальнейшей работы стало ясным. Вопросы, задаваемые клиенту, часто меняют направление консультативного процесса. Иногда требуется узнать недостающие факты или переосмыслить определение проблемы, что предполагает возвращение на вторую стадию с целью полного сбора информации.

Он-лайн консультирование

4 этап – определение проблемы. Обязательным этапом является поиск вариантов решения проблемы. Каждое терапевтическое направление работает по-разному на этом этапе: интерпретирует, стимулирует клиента искать решение, проводит экспериментальную апробацию новых форм поведения и др. Сложность данного этапа в том, что решение, иногда «очевидное» для окружающих, невозможно или затруднено для клиента.

Он-лайн консультирование

Неопытные психологи склонны сразу предлагать клиенту тот или иной готовый выход, давать советы. Но, для того чтобы психолог не спроецировал свой личный опыт и переживания на историю клиента, им обоим необходимо попытаться взглянуть на проблему с разных точек зрения. На этом этапе обычно возникают наибольшие трудности.

Он-лайн консультирование

Если психолог «решит» проблему, а клиент будет чувствовать, что такой вариант ему не подходит, консультирование принесет мало пользы. Необходимо обеспечить процесс творческого поиска выхода из проблемной ситуации у клиента. Одним из способов может быть резюмирование психологом проблемы клиента, повторение формулировки желаемого результата и противопоставление реально существующей ситуации и идеального будущего.

Он-лайн консультирование

5 этап – активная психологическая поддержка психологом клиента.

Практический способ оказания дистанционной психологической помощи может осуществляться следующим образом:

– создают дистанционный канал связи между клиентом и психологом, используя, например телефон, почту, Интернет;


– проводят психодиагностику психического состояния пациента и причин проблемного поведения клиента;

Он-лайн консультирование

– разрабатывают программу проведения аутотренинга клиентом,

включающую последовательность определенных действий, предписанных для выполнения пациентом, обеспечивающих психокоррекцию состояний и зависимостей клиента;

– составляют индивидуальный текст аутотренинга на отказ клиента от проблемного поведения

Он-лайн консультирование

– подбирают набор необходимых предметов для проведения аутотренинга пациентом, а именно - текст аутотренинга, раздражители для приятного классического обуславливания по всем сенсорным каналам восприятия и инструменты для их применения, инструкцию по применению.

Он-лайн консультирование

– обеспечивают многократное прослушивание пациентом индивидуального текста аутотренинга, с одновременным использованием предметов предназначенных для проведения аутотренинга пациентом в течение, например, двух месяцев каждое утро и каждый вечер продолжительностью, например 10 минут;

– усиливают на подсознательном уровне установку на отказ от поведения, являющегося причиной нежелательных зависимостей или психических состояний;

Он-лайн консультирование

1) Принцип «Не навреди» – это гуманное отношение к человеку. Это самое первое, потому что независимо от того, насколько обширны наши знания в области психологии, никогда не следует забывать о тонкости, тайне и уязвимости души каждого человека.

Он-лайн консультирование

2) Принцип «Осторожность и терпение», несомненно, относится к предыдущему и, безусловно, является гарантией его реализации. Более того, невозможно точно определить направление и скорость, с которой происходит процесс изменений у клиента.

Он-лайн консультирование

3) Принцип «Честность и ответственность». Необходимо создать открытую и надежную ситуацию, которая способствует повышению осведомленности и ответственности клиента.

Он-лайн консультирование

4) Принцип «Профессионализма и конфиденциальности» обеспечивает безопасность клиента и укрепляет его уверенность в себе и в своих силах.


Он-лайн консультирование

5) Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту

Предусматривает «целый ряд профессионального поведения, ориентированного на то, чтобы клиент чувствовал себя спокойно и комфортно». Консультант внимательно слушает клиента, пытается понять и принять его, а также оказывает психологическую поддержку.

Он-лайн консультирование

6) Ориентация психолога на нормы и ценности клиента, а не на социально принятые нормы и правила, которые позволяют клиенту быть искренним и открытым. Отношение между принятием ценностей клиента и его уважением является не только возможностью выразить поддержку клиента, но также позволяет влиять на эти ценности в будущем, если рассматривать их как препятствие для жизни человека в процессе консультирования.

Он-лайн консультирование

7) Запрет давать советы. Несмотря на свой профопыт и свои знания, психолог не может дать гарантированный совет, в особенности и потому, что жизнь и контекст его клиента уникальна и непредсказуема, а клиент – самый важный эксперт в своей жизни. Консультирование также означает принятие на себя ответственности, которая не способствует развитию личности клиента.

Он-лайн консультирование

8) Анонимность - никакая информация, которую клиент предоставляет психологу, не может быть передана организациям и другим лицам, включая родственников или друзей, без его согласия. В то же время существуют исключения (о которых психолог должен предупредить клиента заранее), которые прямо указаны в законе страны, в соответствии с законами, по которым осуществляется профдеятельность психолога.

Он-лайн консультирование

9) Разграничение личных и профессиональных отношений – это фундаментальное требование к психологу-консультанту, связанного с рядом психологических явлений, которые влияют как на процесс психологической помощи, так и на клиента, поскольку личные потребности и желания психолога являются эффективной реализацией ПК. Если такие или похожие отношения возникают, необходимо как можно скорее прервать консультирование и направить клиента к другому специалисту