Файл: Формы работы психологаконсультанта с клиентами. Дистанционное консультирование Жукова Юлия Львовна.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Формы работы психолога-консультанта с клиентами. Дистанционное консультирование

Жукова Юлия Львовна

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

Асинхронная переписка

Клиент задает вопрос, специалист отвечает не сразу, а спустя время, в мессенджерах, в чатах платных сервисов подбора психолога или по электронной почте.

Он-лайн консультирование

Подходит для клиентов, у которых нет времени на полноценный сеанс, и для тех, кто не может работать в другом формате, например, из-за социофобии — боязни общения с людьми.

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

У письменной и телефонной консультации есть свои сходства и различия. К сходствам можно отнести:

Он-лайн консультирование

3) Гибкость в выборе времени консультации (раннее утро, поздний вечер - не принципиально), нет временных затрат на дорогу, и опоздать на такую «встречу» практически невозможно.

4) Консультация проводится в удобном для клиента месте: не выходя из дома или офиса, в пробках и т.д.

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

Преимущества телефона доверия:

1. Круглосуточная доступность.;

2. Бесплатность. Большинство телефонных линий бесплатны;

3. Анонимность - это присуще большинству ДК, так же клиент

может прервать звонок в любой момент, когда ему это будет нужно;

4. Комфортность. Здесь речь идет об удобстве клиента, ведь он не будет беспокоиться о том, как он выглядит.

Он-лайн консультирование

Недостатки телефона доверия - негативные моменты в работе телефона доверия, в основном, связаны с работой психолога-консультанта:

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

1. Обратная связь. Письмо всегда подразумевает обдуманный и взвешенный ответ;

2. Анализ. В письме нужно не только выразить все свои мысли, но и уместить их, поэтому оно улучшают рефлексию собственной проблемы;

Он-лайн консультирование

3. Свобода выбора. В ответ на письмо клиента, может поступить несколько ответов от разных консультантов, это дает человеку право выбора.

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

2.Временные промежутки. За то время, пока консультант даст ответ и определенные рекомендации, ситуация клиента может поменяться, в результате чего, все написанное потеряет свою актуальность;

Он-лайн консультирование

4. Формат категорически не подходит, если нужна экстренная помощь.

Он-лайн консультирование

Преимущества ДК

- анонимность и конфиденциальность;

- возможность обращаться за психопомощью в любое время и в любом месте, имея только доступ к Интернету;

- возможность вести переписку с психологом;

Он-лайн консультирование

Преимущества ДК

- возможность выбора специалиста по Интернету с учетом информации, которую он размещает о себе;

- при ДК сеанс, как правило, дешевле оплачивать, чем сеанс, проводимый в очной форме;

Он-лайн консультирование

Преимущества ДК

- отсутствие нехватки времени и материальных затрат на дорогу, к тому же опоздание на консультации практически невозможно;

- идеально подходит для тех, кто не может обратиться к специалисту, поскольку они «связаны» определенными обязательствами или обстоятельствами: молодые матери с младенцами, инвалиды и т. д

Он-лайн консультирование

Преимущества дистанционной психопомощи для психологов:

- отличная возможность для начинающего психолога заработать позитивную репутацию без лишних затрат;

- умение работать дома в свободное время и тем самым совмещать по мере необходимости с другой работой;

- нет необходимости тратить деньги на аренду офиса;

- прекрасная возможность получить практические знания для студентов психологов.

Он-лайн консультирование

Недостатки ДК для клиентов:

- не исключены проблемы со связью;

- из-за отсутствия прямого контакта со специалистом клиент может не до конца осознавать необходимость серьезного подхода к терапии;

- большинство профессионалов предпочитают работать с детьми только внутри страны;

Он-лайн консультирование

- дистанционное консультирование не решит серьезных проблем – как правило, взаимодействие происходит на поверхностном уровне, поэтому не все запросы клиентов могут быть обработаны;

- невозможно проверить квалификацию специалиста - психолог может написать о себе все, что угодно, даже то, что совсем не соответствует действительности;

- психолог не может обеспечить и гарантировать полную конфиденциальность.

Он-лайн консультирование

- недостаточность информации;

- часто психолог не слышит и не видит клиента, что сильно обедняет консультацию;

- легкомысленный подход к терапии;

Он-лайн консультирование

- молодые психологи часами консультируются с клиентом, которому просто «скучно» на работе;

- ограничения у психолога в выборе техники, методов работы из-за отсутствия визуального контакта в одном пространстве с клиентом.

Он-лайн консультирование

Предпосылки для возникновения нормальных консультативных отношений:

- у клиента есть проблема;

- консультант является экспертом;

- что-то должно быть сделано с проблемой.

Он-лайн консультирование

Бельская Е.Г. выделяет в мета-коммуникационном уровне три аспекта:

1) Выразительный аспект. Это то, что партнеры, помимо вербалики, выражают так, как они хотят, чтобы их понимали.

2) Атрибутивный аспект. То, как они понимают друг друга, какое изображение они видят друг в друге, какие качества склонны приписывать друг другу.

3) Командный аспект. Какие действия они хотят друг от друга, какое поведение они неявно требуют друг от друга.

Он-лайн консультирование

Сложные клиенты:

1) "Это не моя проблема".

Он-лайн консультирование

Сложные клиенты:

Он-лайн консультирование

Есть два варианта.

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

3) «Это безнадежно, здесь ничего нельзя изменить».

Он-лайн консультирование

Для работы с «трудными клиентами» используются различные методы контрпарадокса:

Он-лайн консультирование

Методы работы с трудными клиентами:

1) Формулирование открытых, а не экспертных вопросов, например: «Разве вы не скажете мне что-то еще?».

2) Обратное обобщение - попросить клиента самому обобщить сказанное, составить резюме.

Он-лайн консультирование

3) Избегание важности, значимости. Например, если клиент говорит: «У меня нет проблем», то следует ответить ему: «Тогда давайте поговорим и больше ничего».

Он-лайн консультирование

6) Назначение проблемы.

Он-лайн консультирование

АС - метод демонстрации внимания и отражения чувств собеседника в разговоре,

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

АС является обязательным пунктом как в очном, так и в заочном консультировании, так как позволяет не только узнать достаточное количество нужной информации, но стимулирует появление эмпатии.

Он-лайн консультирование

АС не должно включать в себя назидательный и морализаторский характер диалога. Консультант не должен брать на себя функции священнослужителя, воспитателя, прокурора и т.д.

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

Повтор (эхо) — дословное повторение того, что произнес собеседник. Повторяя слово в слово, слушатель дает понять, что он очень внимателен к тому, что ему сказали.

Он-лайн консультирование

Развитие мысли — попытка слушателя подхватить и продвинуть далее ход основной мысли собеседника.

Сообщение о восприятии — слушатель сообщает собеседнику своё впечатление от собеседника, сформировавшееся в ходе общения. Например, «Эта тема очень важна для вас».

Он-лайн консультирование

Сообщение о восприятии себя — слушатель сообщает собеседнику об изменениях в своём собственном состоянии в результате слушания. Например, «Мне очень больно это слышать».

Замечания о ходе беседы — попытка слушателя сообщить о том, как, на его взгляд, можно осмыслить беседу в целом. Например, «Похоже, мы достигли общего понимания проблемы».

Он-лайн консультирование

Что позволяют приемы активного слушания?

- создать доверительную атмосферу

- показать собеседнику, что его не только слышат, но и слушают

- запомнить основную суть беседы.

- помочь собеседнику выразить свои чувства и эмоции, а так же настроить его на дальнейшую беседу

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

3) Самое главное, применение самого активного слушания. Очень важно дать клиенту ощущение, что его слушают и понимают.

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

А.Г. Амбрумова и А.М. Полев выделяют четыре этапа ДК, метод АК входит в самый первый его этап.

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

3 этап – после раскрытия разнообразных ситуативных взаимосвязей, психолог вместе с клиентом в ходе обсуждения, планирует и формирует возможные варианты решения проблемы.

4 этап – происходит активная психологическая поддержка.

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

Процедура организации дистанционного консультирования

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

5 этап – активная психологическая поддержка психологом клиента.

Практический способ оказания дистанционной психологической помощи может осуществляться следующим образом:

– создают дистанционный канал связи между клиентом и психологом, используя, например телефон, почту, Интернет;

– проводят психодиагностику психического состояния пациента и причин проблемного поведения клиента;

Он-лайн консультирование

– разрабатывают программу проведения аутотренинга клиентом,

включающую последовательность определенных действий, предписанных для выполнения пациентом, обеспечивающих психокоррекцию состояний и зависимостей клиента;

– составляют индивидуальный текст аутотренинга на отказ клиента от проблемного поведения

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

– усиливают на подсознательном уровне установку на отказ от поведения, являющегося причиной нежелательных зависимостей или психических состояний;

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

3) Принцип «Честность и ответственность». Необходимо создать открытую и надежную ситуацию, которая способствует повышению осведомленности и ответственности клиента.

Он-лайн консультирование

4) Принцип «Профессионализма и конфиденциальности» обеспечивает безопасность клиента и укрепляет его уверенность в себе и в своих силах.

Он-лайн консультирование

5) Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

Формы работы психолога-консультанта с клиентами. Дистанционное консультирование

Жукова Юлия Львовна

Он-лайн консультирование

Дистанционное консультирование – это технология организации взаимодействия консультируемого и консультирующего, находящихся на расстоянии друг от друга, без учета скорости обмена информацией друг с другом.

Он-лайн консультирование

Дистанционное консультирование - это наиболее современный вид консультирования, ведь в 21 веке нас повсюду окружают средства связи и коммуникации, они не просто упрощают нам жизнь, но и экономят наше время и деньги. С одной стороны, ДК очень удобно для клиента, потому что главный его компонент - это анонимность. Не каждый человек отважится прийти на встречу с психологом и рассказать о чем-то сокровенном и личном, даже если его это тревожит.

Он-лайн консультирование

Но с другой стороны, психологу намного легче оказывать психологическую помощь контактно, нежели дистанционно. Это связано со многими аспектами его работы. Например, внешний вид клиента, его состояние и невербальные сигналы дают очень много необходимой психологу информации. Так же дистанционное консультирование исключает использование многих методик и тестов

Он-лайн консультирование

  • Клиент не заинтересован в работе. На удаленной сессии немотивированному клиенту легче саботировать процесс. Например, во время семейной консультации, когда один из партнеров менее заинтересован в происходящем.

Он-лайн консультирование

  • Клиент не может обеспечить комфортные и конфиденциальные условия. Рядом с ним находятся другие люди, он постоянно отвлекается.
  • Работать нужно с серьезными нарушениями и без личного контакта не обойтись.

Он-лайн консультирование

Видеосвязь. Самый предпочтительный вариант, так как психолог и клиент видят друг друга. Это помогает специалисту наладить терапевтический контакт и лучше отслеживать эмоциональное состояние клиента.

Он-лайн консультирование

Аудиосвязь. Например, в мессенджерах Telegram, Viber, WhatsApp. Часто формат используется в перерывах между основными консультациями, когда клиенту нужна срочная поддержка. Общаться можно в режиме звонка или отправляя голосовые сообщения. К этому формату относится телефонное консультирование.

Он-лайн консультирование

Переписка в режиме реального времени в приватном чате на специальной платформе, в приложении или мессенджере. Подойдет для клиентов в кризисных состояниях, которым нужна экстренная помощь, а также для подростков. Есть бесплатные и платные сервисы. Некоторым клиентам трудно говорить о своих сложностях вслух, им легче писать.

Он-лайн консультирование

Однако при переписке клиент не слышит ваших интонаций, а потому может исказить смысл сообщения, увидеть в нем упрек, грубость, надменность и пр. Если клиент в плохом настроении, если у него проблемы с самооценкой и взаимодействием с окружающими, риск неправильного прочтения выше — человеку и так уже кажется, что все настроены против него. Для таких клиентов формат переписки не подойдет.

Он-лайн консультирование

Асинхронная переписка

Клиент задает вопрос, специалист отвечает не сразу, а спустя время, в мессенджерах, в чатах платных сервисов подбора психолога или по электронной почте.

Он-лайн консультирование

Подходит для клиентов, у которых нет времени на полноценный сеанс, и для тех, кто не может работать в другом формате, например, из-за социофобии — боязни общения с людьми.

Он-лайн консультирование

В наше время существует много вариантов ДК, начиная от телефона доверия, специализированных сайтов, где можно переписываться с психологом, так же Skype-консультации и прочее. Но самыми распространенными остаются:
  • консультативная переписка;
  • телефонное консультирование.

Он-лайн консультирование

У письменной и телефонной консультации есть свои сходства и различия. К сходствам можно отнести:

  • Широта охвата в географическом плане
  • 2) Доступность - большинство программ бесплатны, и доступны для скачивания с официальных сайтов, так не существуют бесплатные горячие линии, готовые помочь в любую минуту.

Он-лайн консультирование

3) Гибкость в выборе времени консультации (раннее утро, поздний вечер - не принципиально), нет временных затрат на дорогу, и опоздать на такую «встречу» практически невозможно.

4) Консультация проводится в удобном для клиента месте: не выходя из дома или офиса, в пробках и т.д.

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

Он-лайн консультирование

2) Различные способы анализа проблемы - если в случае телефона доверия мы можем услышать голос звонящего, его интонацию, паузы и в следствии понять общее психологическое и эмоциональное состояние, то в случае с письменным консультированием мы ориентируемся, на употребляемые слова, на характер изложения мысли. Так же мы можем сделать диагностику по имеющимся рисункам.

Он-лайн консультирование

3) Частота встреч с «дурачеством». Это относится к телефонным консультациям, всевозможные шутки людей звонящих «не по теме» встречаются именно там. Психологи, ведущие письменную консультацию, если и не застрахованы от этого, то хотя бы намного реже сталкиваются с этим.

Он-лайн консультирование

Преимущества телефона доверия:

1. Круглосуточная доступность.;

2. Бесплатность. Большинство телефонных линий бесплатны;

3. Анонимность - это присуще большинству ДК, так же клиент

может прервать звонок в любой момент, когда ему это будет нужно;

4. Комфортность. Здесь речь идет об удобстве клиента, ведь он не будет беспокоиться о том, как он выглядит.

Он-лайн консультирование

Недостатки телефона доверия - негативные моменты в работе телефона доверия, в основном, связаны с работой психолога-консультанта:

1.Повышенные требования. К дистанционному консультанту предъявляются высокие требования, он должен обладать большей эрудицией и эмоциональным интеллектом, т.к. к нему достаточно часто обращаются люди, ситуация которых, требует сиюминутной реакции и решения;

Он-лайн консультирование

2. Обратная связь. Перед консультантом стоит сложная задача, понять насколько хорошо понял его клиент, какова его реакция и состояние. Все это ему приходится узнавать только с помощью вербального общения;

Он-лайн консультирование

3.Выгорание. Каждый человек хочет увидеть плоды своей работы, это может быть хотя бы улыбка или благодарность. В результате отдаленности и анонимности, консультант не получает информацию результатах своей работы, что является главной причиной «выгорания».

Он-лайн консультирование

1. Обратная связь. Письмо всегда подразумевает обдуманный и взвешенный ответ;

2. Анализ. В письме нужно не только выразить все свои мысли, но и уместить их, поэтому оно улучшают рефлексию собственной проблемы;

Он-лайн консультирование

3. Свобода выбора. В ответ на письмо клиента, может поступить несколько ответов от разных консультантов, это дает человеку право выбора.

4. Можно вернуться к ранее написанному, проанализировать конкретные слова и фразы, есть возможность продумать ход беседы, поскольку не нужно отвечать немедленно. Некоторые из ваших рекомендаций клиент может скопировать, чтобы возвращаться к ним, если понадобится.

Он-лайн консультирование

1.Вероятность недопонимания. В письменном консультировании клиент, излагая на бумаге свои мысли, стремится подробно описать всю ситуацию, но не всегда это удается. В результате того, что консультант не имеет возможности переспросить, уточнить, полученную информацию, он может сделать неправильные выводы и составить неверные гипотезы;

Он-лайн консультирование

2.Временные промежутки. За то время, пока консультант даст ответ и определенные рекомендации, ситуация клиента может поменяться, в результате чего, все написанное потеряет свою актуальность;

Он-лайн консультирование

3. Большие расстояния. Письмо может быть адресовано с довольно далекого расстояния, и представления психолога о жизненной ситуации клиента будут далеки от реальности, а возможности что-либо выяснить ограниченны.

4. Формат категорически не подходит, если нужна экстренная помощь.

Он-лайн консультирование

Преимущества ДК

- анонимность и конфиденциальность;

- возможность обращаться за психопомощью в любое время и в любом месте, имея только доступ к Интернету;

- возможность вести переписку с психологом;

Он-лайн консультирование

Преимущества ДК

- возможность выбора специалиста по Интернету с учетом информации, которую он размещает о себе;

- при ДК сеанс, как правило, дешевле оплачивать, чем сеанс, проводимый в очной форме;

Он-лайн консультирование

Преимущества ДК

- отсутствие нехватки времени и материальных затрат на дорогу, к тому же опоздание на консультации практически невозможно;

- идеально подходит для тех, кто не может обратиться к специалисту, поскольку они «связаны» определенными обязательствами или обстоятельствами: молодые матери с младенцами, инвалиды и т. д

Он-лайн консультирование

Преимущества дистанционной психопомощи для психологов:

- отличная возможность для начинающего психолога заработать позитивную репутацию без лишних затрат;

- умение работать дома в свободное время и тем самым совмещать по мере необходимости с другой работой;

- нет необходимости тратить деньги на аренду офиса;


- прекрасная возможность получить практические знания для студентов психологов.

Он-лайн консультирование

Недостатки ДК для клиентов:

- не исключены проблемы со связью;

- из-за отсутствия прямого контакта со специалистом клиент может не до конца осознавать необходимость серьезного подхода к терапии;

- большинство профессионалов предпочитают работать с детьми только внутри страны;

Он-лайн консультирование

- дистанционное консультирование не решит серьезных проблем – как правило, взаимодействие происходит на поверхностном уровне, поэтому не все запросы клиентов могут быть обработаны;

- невозможно проверить квалификацию специалиста - психолог может написать о себе все, что угодно, даже то, что совсем не соответствует действительности;

- психолог не может обеспечить и гарантировать полную конфиденциальность.

Он-лайн консультирование

- недостаточность информации;

- часто психолог не слышит и не видит клиента, что сильно обедняет консультацию;

- легкомысленный подход к терапии;

Он-лайн консультирование

- молодые психологи часами консультируются с клиентом, которому просто «скучно» на работе;

- ограничения у психолога в выборе техники, методов работы из-за отсутствия визуального контакта в одном пространстве с клиентом.

Он-лайн консультирование

Предпосылки для возникновения нормальных консультативных отношений:

- у клиента есть проблема;

- консультант является экспертом;

- что-то должно быть сделано с проблемой.

Он-лайн консультирование

Бельская Е.Г. выделяет в мета-коммуникационном уровне три аспекта:

1) Выразительный аспект. Это то, что партнеры, помимо вербалики, выражают так, как они хотят, чтобы их понимали.

2) Атрибутивный аспект. То, как они понимают друг друга, какое изображение они видят друг в друге, какие качества склонны приписывать друг другу.

3) Командный аспект. Какие действия они хотят друг от друга, какое поведение они неявно требуют друг от друга.