Файл: Содержание Введение 3 основы анализа финансовых результатов деятельности организации 5.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.





Рис. Анализ финансовых результатов деятельности организации.6. Факторный анализ прибыли от продаж

Увеличение удельных переменных затрат привело к снижению прибыли на 12 790 тыс. руб. Рост постоянных затрат привел к снижению прибыли на 5 764 тыс. руб. Наиболее существенно на рост прибыли повлияло увеличение цены продажи.

2.4.Анализ рентабельности


Основными показателями рентабельности являются следующие:

  • рентабельность продаж (RПР) определяется отношением прибыли от продажи (PПР) к сумме выручки от продажи (Q) по формуле:




RПР = PПР / Q.

( Анализ финансовых результатов деятельности организации.0)

Рентабельность проданной продукции показывает, сколько получено прибыли на 1 рубль выручки.

Для оценки деятельности организации важное значение имеет показатель рентабельности производственных активов. Этот показатель также может служить ориентиром при изучении спроса на продукцию.

  • рентабельность всего капитала RК. Для исчисления этого показателя прибыль делится на средний за период итог баланса.




RК = Р / В.

( Анализ финансовых результатов деятельности организации.0)

  • рентабельность производственных фондов RПФ определяется как отношение прибыли отчетного периода к средней за период стоимости основных производственных фондов и материальных оборотных активов.

  • рентабельность собственного капитала RСК отражает долю прибыли в собственном капитале. Рентабельность собственных средств позволяет определить эффективность использования инвестирования собственниками средств в организацию и сравнить ее с возможным доходом от вложения средств в другие цели. Рентабельность собственных средств, рассчитанная по чистой прибыли, показывает, сколько копеек чистой прибыли ''заработал'' каждый рубль собственных средств.

  • рентабельность внеоборотных активов RВнА показывает, какую прибыль получает организация с каждого рубля, вложенного во внеоборотные активы.

  • рентабельность оборотных активов RТА показывает, сколько прибыли получает организация с одного рубля, вложенного воборотные активы.

  • рентабельность перманентного капитала RПК - показатель, отражающий эффективность использования собственных и долгосрочных заемных средств.

При определении рентабельности в качестве прибыли Р могут выступать как прибыль от продаж, так и прибыль до налогообложения, чистая прибыль [11]. Это позволяет выявить влияние на показатели рентабельности налоговых отчислений и операций, не имеющих непосредственного отношения к производству и продаже продукции.


Анализ рентабельности активов


В аналитической таблице 2.6 представлены динамика показателей рентабельности всех активов, внеоборотных, оборотных и чистых активов, также рентабельности продаж рассчитанные по прибыли от продаж, прибыли до налогообложения и чистой прибыли.

Таблица Анализ финансовых результатов деятельности организации.6



Результаты анализа рентабельности активов оформляются в виде графиков 2.7, 2,8.

Рис. Анализ финансовых результатов деятельности организации.7. Динамика показателей рентабельности активов по чистой прибыли


Рис. Анализ финансовых результатов деятельности организации.8. Показателей рентабельности активов по различной прибыли
Анализ таблицы и графиков показал, что все показатели рентабельности активов за истекший период значительно выросли, что подтверждает высокую эффективность деятельности предприятия. Особенно существенно увеличились показатели рентабель­ности оборотных и чистых активов.

Факторный анализ рентабельности


На уровень и динамику показателей рентабельности оказывает влияние вся совокупность производственно-хозяйственных факторов: уровень организации производства и управления; структура капитала и его источников; степень использования производственных ресурсов; объем, качество и структура продукции; затраты на производство и себестоимость изделий; прибыль по видам деятельности и направления ее использования [11].

Методология факторного анализа показателей рентабельности предусматривает разложение исходных формул расчета показателя по всем качественным и количественным характеристикам интенсификации производства и повышения эффективности хозяйственной деятельности. Числовая оценка влияния отдельных факторов на уровень рентабельности определяется по методу цепных подстановок или по интегральному методу оценки факторных влияний.


Факторные модели рентабельности раскрывают важнейшие причинно-следственные связи между показателями финансового состояния организации и финансовыми результатами. Поэтому они являются незаменимым инструментом «объяснения» (оценки) сложившейся ситуации. Факторные модели рентабельности являются также управляемыми моделями прогнозирования финансовой устойчивости организации. Ниже рассмотрены две факторные модели, отражающие две последовательные стадии детализации факторов рентабельности активов. Для каждой факторной модели излагается алгоритм количественной оценки факторных влияний по методу цепных подстановок.

Двухфакторная модель рентабельности активов имеет следующий вид [11]:

k = k . k ,

( Анализ финансовых результатов деятельности организации.0)

где k – рентабельность всех активов предприятия, рассчитанная по чистой прибыли, полученной в отчетном периоде;

k – рентабельность продаж, рассчитанная по чистой прибыли, полученной в отчетном периоде;

k оборачиваемость всех активов предприятия в отчетном периоде

k =

( Анализ финансовых результатов деятельности организации.0)

Модель (2.13) означает, что рентабельность всех активов предприятия равняется произведению двух факторов: рентабельности продаж и оборачиваемости всех активов. Первый фактор отражает эффективность продаж, второй – деловую активность предприятия (скорость осуществления финансово-хозяйственных операций). Рентабельность всех активов включает в себя (аккумулирует как синтетический показатель) оба важнейших аспекта
деятельности предприятия в отчетном периоде, которые по отдельности отражаются указанными факторами.

Факторные модели, аналогичные (2.13), могут быть построены не только по показателю чистой прибыли, но и по прибыли от продаж и по прибыли до налогообложения, а также – для отдельных групп активов (оборотных активов, внеоборотных активов).

В последних моделях показатель рентабельности всех активов заменяется показателями рентабельности оборотных активов или рентабельности внеоборотных активов, а показатель оборачиваемости всех активов – показателями оборачиваемости оборотных активов или отдачи внеоборотных активов.

Проведем факторный анализ рентабельности активов. Взаимосвязь рентабельности вложений с рентабельностью продаж и оборачиваемостью активов выражается формулой:

k = k * k = *

( Анализ финансовых результатов деятельности организации.0)

где Pч – чистая прибыль; Вср – среднегодовая величина активов предприятия; N –выручка.

Данные для расчета приведены в таблице 2.7.

Таблица Анализ финансовых результатов деятельности организации.7



Используя способ цепных подстановок можно определить степень влияния факторов на рентабельность активов рентабельности реализованной продукции и оборачиваемости активов. Общее изменение рентабельности всех активов в отчетном периоде по сравнению с предыдущим периодом равняется сумме частных изменений этого показателя.

Определяются доля изменения рентабельности всех активов за счет изменения рентабельности продаж (в процентах) и доля изменения рентабельности всех активов за счет изменения оборачиваемости всех активов (в процентах). Сумма долей равна 100%.