Файл: Теоретические основы кредитного процесса в коммерческом банке 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 224

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Введение

Глава 1 Теоретические основы кредитного процесса в коммерческом банке

1.1 Сущность кредита в современной экономике. Понятие кредитного процесса

1.2 Классификация кредитов, их характеристика

1.3 Методика и этапы кредитного процесса в коммерческом банке

Глава 2 Пути совершенствования кредитного процесса в ПАО Сбербанк

2.1 Организационно-экономическая характеристика ПАО Сбербанк

2.2 Анализ кредитного портфеля банка и оценка кредитного процесса

2.3 Пути совершенствования кредитного процесса в ПАО Сбербанк на современном этапе

Заключение

Список использованной литературы

Приложение А

«Хорошая» кредитная история

Приложение Б

«Плохая» кредитная история

Приложение В

«Пустая» кредитная история

Приложение Г

Схема работы с просроченной задолженностью

Приложение Д

Бухгалтерский баланс ПАО Сбербанк



Для развития процесса кредитования физических лиц в ПАО Сбербанк можно предложить следующие меры:

1 получить конкурентное преимущество перед другими банками с помощью новых кредитных продуктов и услуг банков, которые помогут как банку усовершенствовать свои механизмы выдачи кредитных продуктов, так и будут выгодны кредитополучателям;

2 разработать эффективную программу по работе с рискованными кредитами для минимизации ущерба коммерческих банков.



Заключение



В заключение необходимо сделать ряд выводов.

В ходе анализа литературных источников по теме исследования было выявлено, что кредит является неотъемлемым элементом рыночного хозяйства, который оказывает влияние на национальную экономику в целом.

Кредитный процесс в банке – это процесс организации кредитной деятельности банка, состоящий из совокупности последовательных этапов: от рассмотрения кредитной заявки до погашения ссудной задолженности кредитополучателем.

Обычно выделяются следующие стадии (этапы) кредитного процесса:

  • рассмотрение заявки на получение кредита и интервью с потенциальным заемщиком;

  • оценка кредитоспособности заявителя;

  • изучение достаточности, приемлемости и ликвидности материальных и нематериальных ценностей в качестве обеспечения кредита;

  • структурирование кредита и заключение кредитного договора;

  • предоставление кредита;

  • обслуживание кредита;

  • погашение кредита.

Объектом исследования был выбран ПАО Сбербанк. Проведенный анализ показал, что благодаря эффективности, проводимой банком финансовой политики и правильно выработанной стратегии поведения на рынке банковских услуг, ПАО Сбербанк стал универсальным коммерческим банком, имеющим широкую сеть клиентуры, предлагающим достаточно большой выбор банковских услуг и отвечающим по своим обязательствам.

Кредитование в ПАО Сбербанк является главным источником дохода и стабильного развития для банков. Поэтому роль отдела кредитования очевидна.

Однако эффективный механизм работы данного подразделения возможен лишь при обеспечении качественной организации работы.

В целом, ключевая цель ПАО Сбербанк – существенный рост прибыли за счет продолжения динамичного развития бизнеса и повышение эффективности, a также увеличение доли рынка и доли розничного бизнеса в портфеле ПАО Сбербанк.

Приоритетными задачами в разработке продуктовой линейки в рамках кредитного процесса в ПАО Сбербанк является расширение услуг различным категориям клиентов.

Основными задачами ПАО Сбербанк в данном направлении являются:



  • рост доли ПАО «Сбербанк» в обслуживании крупных клиентов за счет кросс – продаж инвестиционных продуктов;

  • увеличение числа активных клиентов нижнего подсегмента крупного и сегмента среднего бизнеса;

  • создание лучших на рынке команд в приоритетных отраслях.



Список использованной литературы


Нормативные источники:

  1. Гражданский кодекс РФ (ч. I от 30.11.1994 № 51-ФЗ, ч. II от 26.01.1996 № 14-ФЗ, ч. III от 26.11.2001 № 146-ФЗ).

  2. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1. «О банках и банковской деятельности»

  3. Федеральный закон от 25.02.1999 №40-ФЗ «О несостоятельности(банкротстве) кредитных организаций» (принят ГД ФС РФ 18.09.1998) (ред.2019)

  4. Федеральный закон от 16.07.1998 г. № 102 – ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (в редакции 2019)

  5. Федеральный Закон от 29.07.1998 г. №135 – ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (с изменениями от 2019)

Основная литература:

  1. Аллен Пол Х. Реинжиниринг банка: программа выживания и успеха. Альпина Паблишер, 2016. – 550 с.

  2. Амелин Н.Э., Царьков В.А. Бизнес-план развития банка на основе динамической модели. Сб. трудов семинара Клуба банковских аналитиков: «Проблемы анализа и управления рисками в деятельности кредитных организаций». – М.: Европейский трастовый банк, Финансовая академия при Правительстве РФ, 2017 – 340 с.

  3. Амелин Н.Э., Царьков В.А. Методика и технология расчета финансового плана на основе динамической модели банка. Сб. трудов семинара Клуба банковских аналитиков 14.11.02: «Развитие современных аналитических и управленческих технологий в условиях перехода коммерческих банков на МСФО». – М.: МАКС-Пресс, 2016 – 540 с.

  4. Абаева Н. П. Классификация банковских услуг / Н. П. Абаева, Л. Т. Хасанова// Финансы и кредит. – 2017. – № 24. – С. 16.

  5. Афанасьева О.Н. Банковское дело – Учебное пособие – М., 2017 – 350 с.

  6. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности. –М.: Финансы и статистика, 2017. – 350 с.

  7. Банковская система России 2016: стратегии выхода из кризиса, – М., АРБ,2016. – 440 с.

  8. Банковское дело. /Под ред. Лаврушина О.И. – М.: Финансы и статистика,2016 – 350 с.

  9. Банковское дело. Справочное пособие. /Под ред. Бабичевой Ю.А. – М.: Экономика, 2017 – 250 с.

  10. Белозеров С.А., Новиков Ю.И. Банковское дело – М., Проспект, 2016 – С.

  11. Банковское дело. /Под ред. Лаврушина О.И. – М.: Финансы и статистика,2017 – С. 215.

  12. Беликова А.В. Проблемы участия банков в инвестиционном процессе //Инвестиционный банкинг, 2015, N 3. – С.56

  13. Бизунок В.К., Горчинская О.Ю., Ладыженский Г.М. Системы поддержки принятия решений для банков. //Банки и технологии, 2012, N 5, 6. – С. 20-25.

  14. Верхоглазенко В.Н. Стратегическое корпоративное планирование: проблемы и перспективы (анализ зарубежного и отечественного опыта стратегического планирования развития корпорации) // Консультант директора. М.: Инфра – М.– 2016. – N 6. – С. 10-16.

  15. Витвицкая Т.Р. Электронные деньги в России //Экономика и жизнь, №10/2017. – С. 18-25.

  16. Воронин А.К. Новые банковские продукты на основе карт // Расчеты и операционная работа в КБ, № 2/2017. – С. 18-25.

  17. Ермолаев Е.В. Карточный бизнес: итоги и тенденции // Расчеты и операционная работа в КБ, № 6/2018. – С. 18-25.

  18. Иванов Н.В. Операционная работа с картами // Расчеты и операционная работа в КБ №1/2016. – С. 67

  19. Гаврилова Н. А., Строганова Е. В. Принципы и технология процессов бизнес-планирования и бюджетирования в коммерческом банке в рамках общей системы стратегического планирования. // Банковское дело, 2010. – С. 23

  20. Галашкин А., Королева Е. Финансовое Управление. // Банки и Технологии, 2011, №6 – С. 50

  21. Голдовский И. М. Банковские микропроцессорные карты – М., 2018. – С. 30

  22. Горелый В.И. Учет и экономический анализ деятельности коммерческих банков. – М.: Издательство ГУ ВШЭ, 2016. – 430 с.

  23. Иода Е.В., Унанян И.Р. Основы организации деятельности коммерческого банка. Учебное пособие. – Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2017. – С. 97.

  24. Катенков В., Сазыкин Б. Стратегии управления банком: российские особенности. //Банковские технологии, 2017, N 1. – С. 10-15.

  25. Коняев А.А. Организация системы бюджетирования в коммерческих банках/ Коняев А.А. // Деньги и кредит. – 2012. – №10. – С. 37 – 41

  26. Колесникова А.В. Бюджетирование как средство реализации банковских стратегий / Колесникова А.В. // Банковское дело. – 2012. – №10. – С.50-52

  27. Кротов Н.И. Дистанционное банковское обслуживание – М., 2012. – 340 с.

  28. Кротов Н.И. Очерки истории Банка России. Региональные конторы и управления – М., 2018 – 540 с.

  29. Коваленко С. Б. Банковское дело. Сборник тестов – Издательство: Финансы и статистика – М., 2017 – 250 с.

  30. Лаптырев Д.А., Система управления финансовыми ресурсами банка: Процессы – задачи – модели – методы М.: БДЦ – пресс Год: 2017, – 295с.

  31. Лаврушин О. И. Банковское дело – Учебное пособие – М., 2017 – 220 с.

  32. Мамонова И. Банковское дело. Экспресс-курс – М., 2015. – 350 с.

  33. Летуновская А. В. Современные карточные платежные системы европейских стран // Деньги и кредит – М., 2016. – №10 – С. 20-25.

  34. Летуновская А. В. Платежная карта как особый вид банковского продукта кредитного характера: теоретические и практические аспекты// Становление и развитие информатики в МЭТ: Сборник научных трудов НТЦ развития учебного процесса – М., МЭСИ, 2016 – С. 20 – 25.

  35. Летуновская А. В. Современные карточные платежные системы европейскихстранинаправленияихреформирования//Становлениеиразвитиеинформатики в МЭТ: Сборник научных трудов НТЦ развития учебного процесса – М., МЭСИ, 2016 – С. 20-25.

  36. Макдональд Л., Робинсон П. Колоссальный крах здравого смысла: История банкротства банка LehmanBrothers глазами инсайдера – М., 2010. – 340 с.

  37. МакНортон Д. и др. Банки на развивающихся рынках/ Укрепление руководства и повышение чувствительности к переменам. – Т. 1. – М.: Финансы и статистика, 2015. – 540 с.

  38. Масленченков Ю.С., Дубанков А.П. Экономика банка. Разработка по управлению финансовой деятельностью банка. 2-е издание – БДЦ-пресс, 2018. – 340 с.

  39. Масленченков Ю.С. Мониторинг финансовой деятельности банка на основе моделирования его баланса и идентификации традиционных банковских рисков. // Банковское дело, 2016, N 8. – С. 20-25.

  40. Науменко А. А. Развитие услуг коммерческих банков для розничных клиентов: автореф... канд. экон. наук: 08.00.05 / А. А. Науменко; Сарат. гос.соц.-экон. ун-т, Волж. ун-т им. В. Н. Татищева. – Саратов, 2009. – С.12

  41. Новаторов Э. В. Многомерная сегментация и стратегии охвата рынка в банковской сфере / Э. В. Новаторов // Банковское дело. – 2011. – № 10. – С. 67.

  42. Оробинский С. С. Банковский продукт как объект предпринимательской деятельности / С. С. Оробинский // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. – 2009. – № 3. – С. 164.

  43. Поморина М. А., Планирование как основа управления деятельностью банка, М.: Финансы и статистика, 2015, – 384 с.

  44. Панов М.В., Анализ практики сегментирования бизнеса и моделирования финансовой структуры банка для целей бюджетирования. // Управление собственностью, №3, 2016. – С. 10 – 15.

  45. Пластиковые карточки. Англо-русский толковый словарь терминов международной практики безналичных расчетов на основе пластиковых карточек. / Н.В.Бабинова, А.И.Гризов, М.С.Сидоренко; Под общей редакцией А.И.Гризова. – М.: АОЗТ «Рекон», 2016 – С. 22-28

  46. Пластиковые карты. 2-е издание, переработанное и дополненное. Сост. А.А.Андреев. – М.: Концерн «Банковский Деловой Центр», 2009. – С. 22-28

  47. Пластиковые карточки в России. Сборник. Сост. А.А.Андреев, А.Г.Морозов, Д.А.Равкин. – М.: БАНКЦЕНТР, 2017. – С. 22-28

  48. Поморина М.А. Основные элементы банковского планирования: стратегия, бизнес-планирование, финансовое планирование / Поморина М.А. // Банковское дело. – 2016. – №7. – С.2 – 8: табл.; №8. – С.28 – 34

  49. Полищук А.И. Управление банковскими инновациями – М., 2010. – 540 с.

  50. Сальников Д.П Международные платежные системы / Мир карточек –международные платежные системы, № 12/2017 – С. 12-18

  51. Самоварщикова О.М. Производство карточек с микросхемой в России / Мир карточек – микропроцессорные карточки, № 5/2018–С. 12-18

  52. Рожков Ю. В. О сущности расчетно-платежной системы / Ю. В. Рожков, Е.Н. Глущенко // Сибирская финансовая школа. – 2016. – № 6. – С. 123.

  53. Саати Т., Керне К. Аналитическое планирование. Организация систем. / Пер.с англ. – М.: Радио и связь, 2016. – 440 с.

  54. Синки Дж.Ф. Управление финансами в коммерческих банках. / Пер. с англ. четвертого издания Catallaxy. – М., 2017. – 270 с.

  55. Смольников В. А. Развитие системы банковских услуг как инструмента логистической поддержки бизнеса / В. А. Смольников; Ин-т исслед. товародвижения и конъюнктуры оптового рынка. – М., 2018. – С. 20.

  56. Судаков А.А. Управление ресурсами банка и балансовыми рисками с помощью системы Т–счетов. – М.: Европейский трастовый банк, Финансовая академия при Правительстве РФ, 2018. –340 с.

  57. Чаусов В.А. Технология внедрения системы финансового планирования и бюджетирования в коммерческом банке. // Банки и технологии, 2018, №4 – С.15-20.

  58. Шишов С.Н. Современное состояние российского банковского рынка розничных карточных продуктов // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. – 2018. – №2. – С. 12-18

  59. Шишов С.Н. Развитие розничных банковских услуг на основе пластиковых карт в России // Финансовый рынок и кредитно-банковская система России. Выпуск 9: Сборник научных трудов / Под редакцией д.э.н., проф. А.С.Селищева, к.э.н., проф. Л.П. Давиденко, к.э.н., доцента И.П. Леонтьевой. – СПб.: Изд-во «Инфо-да», 2018. – С. 12-18

  60. Шишов С.Н. Банковские платежные карты как элемент розничного бизнеса коммерческого банка // Финансы, кредит и международные экономические отношения в XXI веке. Материалы 2-й международной научной конференции.29-30 марта 2017 года: Сборник докладов. Т.2 / Под ред. д-ра экон. наук, проф.В.Е. Леонтьева, д-ра экон. наук, проф. Н.П. Радковской. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2017. – С. 12-18

  61. Шишов С.Н. Социально-экономические преимущества развития карточных систем розничных безналичных платежей в России // Финансы, кредит и международные экономические отношения в XXI веке. Материалы 1-ймеждународной научной конференции: Сборник докладов. Т.2 / Под ред. д-раэкон. наук, проф. В.Е. Леонтьева. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2019. – С. 12-18

  62. Щербаков В.В. О необходимости использования экономического анализа во внутрибанковском контроле // Бухгалтерия и банки. – 2017. – № 4. С. 10–15.

  63. Хабаров В.И., Попова Н.Ю., Банковский маркетинг, М.: МФПА, 2018– 340с.

  64. Черняк В.З., Черняк А.В., Довдиенко И.В. Бизнес-планирование, М.: РДЛ,2018, – 272 с.

  65. Шеремет А.Д., Щербакова Г.Н. Финансовый анализ в коммерческом банке.М.: Финансы и статистика, 2016. – 380 с.

  66. Швед Д. Е. О понятиях «банковский продукт» и «банковская услуга» / Д. Е.Швед // Маркетинг в России и за рубежом. – 2017. – № 1. – С. 56-64.

  67. Яковчук Н.К. Новая монополия? Кое-что о секретах кредитных карточек» / Экономика и жизнь, № 3/2014 – С. 20-25.

  68. Яныгин С.А Методы внедрения банковских карт / Банки и технологии № 1/2017 – С. 12-18

  69. Рейтинги банков [Электронный ресурс] http://www.banki.ru/banks/ratings

  70. ПАО Сбербанк [Электронный ресурс] http://www.sberbank.ru (дата доступа 20.05.2022)

Приложение А

«Хорошая» кредитная история




Рисунок 19 – Кредитная история заемщика, не имеющего просрочек

Приложение Б

«Плохая» кредитная история




Рисунок 20 – Кредитная история заемщика, имеющего просрочки

Приложение В

«Пустая» кредитная история



Рисунок 21 – Кредитная история заемщика, не имеющего кредитной истории


Приложение Г

Схема работы с просроченной задолженностью




Рисунок 22 – Механизм работы с просроченной задолженностью

Приложение Д

Бухгалтерский баланс ПАО Сбербанк




Рисунок 23 – Бухгалтерский баланс ПАО Сбербанк за 2019



Рисунок 24 – Бухгалтерский баланс ПАО Сбербанк за 2020 г.



Рисунок 25 – Бухгалтерский баланс ПАО Сбербанк за 2021