ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 420
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Консультанты по работе, с указанием относящихся к ним разделов работы:
1 ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
Процедура признания физического лица банкротом
2 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРИ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ) ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ ПО РОССИЙСКОМУ
Уголовная ответственность за нарушение законодательства о несостоятельности (банкротстве)
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА)
Перспективы совершенствования института несостоятельности (банкротства) физических лиц
доказывать суду свою неспособность удовлетворения требований кредиторов путем реструктуризации долгов, опровергая действующую презумпцию. Это должно благоприятно сказаться на быстроте и качестве оценивания материально-денежной баз должника, а также распространению процедуры реструктуризации.
Ранее нами был проанализирован вопрос юридических последствий признания должника несостоятельным. 1Исследуя проблему несоответствия положений ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» Гражданскому кодексу РФ и в части ограничения правоспособности физического лица после признания его банкротом (невозможность занимать определенные должности), считаем целесообразным в рамках следования концепции реабилитации гражданина-должника исключить из ФЗ №127-ФЗ следующие положения ст. 213.30:
1 Пестряков К.В. Последствия наложения ограничений и статус граждан-банкротов // Юрист. - 2017. - № 13.
- С. 32.
Совершенствовать законодательство в сфере банкротства необходимо и в части включения или невключения единственного жилья должника в конкурсную массу, в зависимости от стоимости такого
недвижимого имущества. Проблемы правоприменительной практики возникают при определении исполнительского иммунитета на единственное жилье, закрепленный п. 1 ст. 446 ГПК РФ. Судами отмечен правовой пробел в вопросе определения критериев единственного жилья, согласно которым исполнительский иммунитет может быть преодолен 9 Постановлении Конституционного Суда РФ от 14 мая 2012 г. № 11-П 1 , Определение Верховного Суда РФ от 23 января 2020 г. № 308-ЭС19-183812 ). В целях восполнения такого пробела предлагается внесение в гражданско- процессуальное законодательство положений следующего характера:
1 Постановление Конституционного Суда РФ от 14.05.2012 № 11-П «По делу о проверке конституционности положения абзаца второго части первой статьи 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Ф.Х. Гумеровой и Ю.А. Шикунова» // Российская газета. - № 121. - 30.05.2012.
2 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 23.01.2020 № 308-ЭС19-18381 по делу № А53-31352/2016 «Об исключении квартиры из конкурсной массы». [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=1212038318040874062637448993&cacheid=55E8A8FD 6FBF5FA65787EC2C6EF95951&mode=splus&base=ARB&n=615444&rnd=EF969B22F555D5F6F3D8036A7D7
E5AD6#97mqjnswf6w (Дата обращения: 19.04.2021).
Таким образом, говоря о совершенствовании института настоятельности (банкротства) физических лиц, необходимо иметь в виду, что поправки в законодательство необходимо вносить постепенно. Вступление утвержденных изменений в законную силу должно произойти не ранее 1 года со дня их опубликования. Это обусловлено тем, что всем лицам, участвующим, так или иначе, в процедуре банкротства необходимо пройти специальную подготовку, а также необходимостью разработки и принятия подзаконных нормативных правовых актов, срок подготовки большинства из которых составляет 6 месяцев. Анализ правоприменительной практики показал широкий круг областей проблемных вопросов реализации механизма банкротства граждан, а также пробелы законодательного регулирования отдельных аспектов, что также говорит о тщательной, спланированной подготовке к изменениям.
Подытоживая вышеизложенное, отметим, что исследование функционирования относительно молодого института несостоятельности (банкротства) граждан показало необходимость комплексного и своевременного совершенствования процедуры банкротства физических лиц. Предложенные в данном параграфе пути реформирования законодательства о банкротстве физических лиц должны способствовать достижению цели реабилитации гражданина, попавшего в сложную финансовую ситуацию, восстановления его в правах и возвращения к нормальной жизни, при сохранении сложного баланса интересов как самого должника, так и кредиторов, а также недопущения злоупотреблений и правонарушений в данной сфере.
Резюмируя изложенное, можно сделать следующие выводы относительно института несостоятельности (банкротства) физических лиц.
Механизм банкротства физических лиц был законодательно закреплен в России относительно недавно – в 2015 году. Исходя из положений ФЗ № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» под банкротством гражданина следует понимать состояние неспособности должника удовлетворить требования кредитора (кредиторов) по денежным обязательствам в течение трех и более месяцев, которое должно быть признано арбитражным судом. Основным критерием гражданина для вступления его в процедуру банкротства является неплатежеспособность, т.е. невозможность расчета в полном объеме по всем долговым обязательствам перед кредиторами ввиду нехватки денежных средств и движимого и недвижимого имущества. Законодатель также предусмотрел обязательное банкротство гражданина – ситуацию, когда обращение в суд является не правом, а обязанностью должника. Для этого физическое лицо должно обладать следующими признаками: сумма его долговых обязательств должна превышать 500 000 рублей, а также необходимо наличие просрочки платежей по договору.
Институт несостоятельности характеризуется следующими особенностями: наличием трех самостоятельных специфических стадий стадий – реструктуризации, реализации имущества, морового соглашения; затратностью процедуры, а также возможности ее применения к вполне платежеспособным гражданам.
Рассматривая по отдельности каждую из процедур, отметим, что на
практике реструктуризация долговых обязательств гражданина применяется не часто, ввиду сложности и большого растяжения по времени данной процедуры. Хотя именно реструктуризация в большей степени направлена на реабилитацию гражданина, попавшего в тяжелое материальное положения, а также сохранение баланса интересов кредитора и должника. При реализации
же имущества гражданин признается судом несостоятельным, принадлежащее ему имущество входит в конкурсную массу и продается с помощью арбитражного управляющего, который на данной стадии, таким образом, выполняет ключевую функцию. Полученные от продажи средства идут на удовлетворение требований кредиторов в установленных долях. При процедуре реализации баланс интересов сдвигается в пользу должника, поскольку стоимость имущества едва ли прикрывает даже часть долгов, а после признания лица банкротом его обязательства прекращаются. Наиболее справедливой в плане удовлетворения интересов каждой из сторон – и кредиторов, и должников – является мировое соглашение, однако на практике его крайне редко удается достигнуть.
Сложность, финансовая и социально-нравственная составляющая механизма банкротства физических лиц подчеркивают необходимость высокого контроля со стороны государства за действиями всех участников данной процедуры, путем наложения санкций на нарушителя установленного порядка процедуры. Так законодательством Российской Федерации предусмотрена административная, гражданско-правовая и уголовная ответственность за совершение противоправных деяний в сфере банкротства. Субъектом правонарушений и преступлений может выступать как сам
Ранее нами был проанализирован вопрос юридических последствий признания должника несостоятельным. 1Исследуя проблему несоответствия положений ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» Гражданскому кодексу РФ и в части ограничения правоспособности физического лица после признания его банкротом (невозможность занимать определенные должности), считаем целесообразным в рамках следования концепции реабилитации гражданина-должника исключить из ФЗ №127-ФЗ следующие положения ст. 213.30:
1 Пестряков К.В. Последствия наложения ограничений и статус граждан-банкротов // Юрист. - 2017. - № 13.
- С. 32.
-
признать утратившим силу абзац первый пункта три, касающийся запрета в трехлетний период занимать управленческие должности в организациях; -
признать утратившим силу абзац второй пункта три, запрещающий в десятилетний срок выполнять управленческие функции коммерческой организации; -
признать утратившим силу абзац третий пункта три о запрете в пятилетний срок управлять организациями в сфере страхования.
Совершенствовать законодательство в сфере банкротства необходимо и в части включения или невключения единственного жилья должника в конкурсную массу, в зависимости от стоимости такого
недвижимого имущества. Проблемы правоприменительной практики возникают при определении исполнительского иммунитета на единственное жилье, закрепленный п. 1 ст. 446 ГПК РФ. Судами отмечен правовой пробел в вопросе определения критериев единственного жилья, согласно которым исполнительский иммунитет может быть преодолен 9 Постановлении Конституционного Суда РФ от 14 мая 2012 г. № 11-П 1 , Определение Верховного Суда РФ от 23 января 2020 г. № 308-ЭС19-183812 ). В целях восполнения такого пробела предлагается внесение в гражданско- процессуальное законодательство положений следующего характера:
-
определение критериев недвижимости, которая превышает по своим характеристикам достаточные жилищные условия для должника и членов его семьи;
1 Постановление Конституционного Суда РФ от 14.05.2012 № 11-П «По делу о проверке конституционности положения абзаца второго части первой статьи 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Ф.Х. Гумеровой и Ю.А. Шикунова» // Российская газета. - № 121. - 30.05.2012.
2 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 23.01.2020 № 308-ЭС19-18381 по делу № А53-31352/2016 «Об исключении квартиры из конкурсной массы». [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=1212038318040874062637448993&cacheid=55E8A8FD 6FBF5FA65787EC2C6EF95951&mode=splus&base=ARB&n=615444&rnd=EF969B22F555D5F6F3D8036A7D7
E5AD6#97mqjnswf6w (Дата обращения: 19.04.2021).
-
урегулирование порядка взыскания в рамках исполнительного производства такой недвижимости; -
установление гарантий сохранения достаточных жилищных условий для должника и его семьи.
Таким образом, говоря о совершенствовании института настоятельности (банкротства) физических лиц, необходимо иметь в виду, что поправки в законодательство необходимо вносить постепенно. Вступление утвержденных изменений в законную силу должно произойти не ранее 1 года со дня их опубликования. Это обусловлено тем, что всем лицам, участвующим, так или иначе, в процедуре банкротства необходимо пройти специальную подготовку, а также необходимостью разработки и принятия подзаконных нормативных правовых актов, срок подготовки большинства из которых составляет 6 месяцев. Анализ правоприменительной практики показал широкий круг областей проблемных вопросов реализации механизма банкротства граждан, а также пробелы законодательного регулирования отдельных аспектов, что также говорит о тщательной, спланированной подготовке к изменениям.
Подытоживая вышеизложенное, отметим, что исследование функционирования относительно молодого института несостоятельности (банкротства) граждан показало необходимость комплексного и своевременного совершенствования процедуры банкротства физических лиц. Предложенные в данном параграфе пути реформирования законодательства о банкротстве физических лиц должны способствовать достижению цели реабилитации гражданина, попавшего в сложную финансовую ситуацию, восстановления его в правах и возвращения к нормальной жизни, при сохранении сложного баланса интересов как самого должника, так и кредиторов, а также недопущения злоупотреблений и правонарушений в данной сфере.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Резюмируя изложенное, можно сделать следующие выводы относительно института несостоятельности (банкротства) физических лиц.
Механизм банкротства физических лиц был законодательно закреплен в России относительно недавно – в 2015 году. Исходя из положений ФЗ № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» под банкротством гражданина следует понимать состояние неспособности должника удовлетворить требования кредитора (кредиторов) по денежным обязательствам в течение трех и более месяцев, которое должно быть признано арбитражным судом. Основным критерием гражданина для вступления его в процедуру банкротства является неплатежеспособность, т.е. невозможность расчета в полном объеме по всем долговым обязательствам перед кредиторами ввиду нехватки денежных средств и движимого и недвижимого имущества. Законодатель также предусмотрел обязательное банкротство гражданина – ситуацию, когда обращение в суд является не правом, а обязанностью должника. Для этого физическое лицо должно обладать следующими признаками: сумма его долговых обязательств должна превышать 500 000 рублей, а также необходимо наличие просрочки платежей по договору.
Институт несостоятельности характеризуется следующими особенностями: наличием трех самостоятельных специфических стадий стадий – реструктуризации, реализации имущества, морового соглашения; затратностью процедуры, а также возможности ее применения к вполне платежеспособным гражданам.
Рассматривая по отдельности каждую из процедур, отметим, что на
практике реструктуризация долговых обязательств гражданина применяется не часто, ввиду сложности и большого растяжения по времени данной процедуры. Хотя именно реструктуризация в большей степени направлена на реабилитацию гражданина, попавшего в тяжелое материальное положения, а также сохранение баланса интересов кредитора и должника. При реализации
же имущества гражданин признается судом несостоятельным, принадлежащее ему имущество входит в конкурсную массу и продается с помощью арбитражного управляющего, который на данной стадии, таким образом, выполняет ключевую функцию. Полученные от продажи средства идут на удовлетворение требований кредиторов в установленных долях. При процедуре реализации баланс интересов сдвигается в пользу должника, поскольку стоимость имущества едва ли прикрывает даже часть долгов, а после признания лица банкротом его обязательства прекращаются. Наиболее справедливой в плане удовлетворения интересов каждой из сторон – и кредиторов, и должников – является мировое соглашение, однако на практике его крайне редко удается достигнуть.
Сложность, финансовая и социально-нравственная составляющая механизма банкротства физических лиц подчеркивают необходимость высокого контроля со стороны государства за действиями всех участников данной процедуры, путем наложения санкций на нарушителя установленного порядка процедуры. Так законодательством Российской Федерации предусмотрена административная, гражданско-правовая и уголовная ответственность за совершение противоправных деяний в сфере банкротства. Субъектом правонарушений и преступлений может выступать как сам