Файл: Пензенский государственный.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 350

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



1 Объединенное кредитное бюро. Статистические данные. [Электронный ресурс] // URL: https://bki-okb.ru/ (Дата обращения: 29.03.2021).

2 Сводные статистические сведения о деятельности федеральных арбитражных судов за 2019 год. [Электронный ресурс] // URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=5257 (Дата обращения: 30.03.2021).

содержит в себе главу Х «Банкротство гражданина», однако положения данной главы, затрагивающие банкротство граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, вступили с законную силу только со дня разработки и введения специализированного нормативно-правового акта. В 2004 году Министерство экономического развития России начало формирование данного законопроекта, специалистами был разработан ряд вариантов будущего закона. В 2009 г. был представлен очередной вариант, названный законом «О реабилитационных процедурах, применяемых в отношении гражданина-должника». Здесь стоит отметить, что разработчики осознанно ушли от формулировки банкротства по отношению к физическим лицам, заменив ее на более мягкую — «реабилитационные процедуры». В июле 2012 г. этот законопроект под официальным названием «Проект Федерального закона № 105976-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части урегулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника» (далее Законопроект о реабилитационных процедурах) был внесен в Государственную Думу, где и был принят в первом чтении 14.11.20121.



После многочисленных и долгих обсуждений 1 октября 2015 года были введены и вступили в законную силу поправки в Федеральный закон от 26.10.2002 года «О несостоятельности (банкротстве)», с этого момента стало возможно инициировать процедуру банкротства в отношении граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Однако процедуры по доработке и совершенствованию механизмов регулирования банкротства физических лиц продолжается и в настоящее время. Закон должен эффективно отвечать по двум направлениям с одной стороны своими нормативными положениями оказывать помощь должникам выйти из тяжелой кредитно-денежной ситуации, с другой - кредиторам для которых представляется намного более выгодным не забирать у должника последнее,

1 Кулик И.Н. Банкротство физических лиц // Вестник науки и образования. – 2018. Т. 1 - 7. – С. 51.

фиксируя в документах дефолт по выданному кредиту, а помочь лицу сохранить имущественный и социальный статус с реструктуризацией выплат по кредиту.

Действующее законодательство Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) признает неплатежеспособным такое лицо, которое имеет денежные обязательства перед кредитором или несколькими кредиторами, и не исполняет их в срок, установленный соглашением сторон, в течение трех месяцев1.

Говоря о понятии банкротства в целом, приведем научное определение С.А. Карелиной, которая выделяет многогранную сущность банкротства и предлагает рассматривать несостоятельность, во-первых, как особое состояние имущества должника, во-вторых, как особое состояние должника, в-третьих, как юридический состав, в-четвертых, как «стечение кредиторов»,

в-пятых, в качестве процедуры, в-шестых, как форму юридической ответственности 2.

Ю.А. Алексеева предлагает следующее определение банкротства:

«банкротство есть установленная хозяйственным судом неспособность должника возобновить свою платежеспособность и удовлетворить признанные судом требования кредиторов» 3.

Не обошла стороной данное понятие и судебная практика. Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении от 21.12.2017 № 53 в пункте 4 определяет объективное банкротство как момент, в который должник стал неспособен в полном объеме удовлетворить требования кредиторов, в том числе об уплате обязательных платежей, из-за превышения совокупного размера обязательств над реальной стоимостью его активов. Такое объективное банкротство является юридическим фактом, влекущим





1 Федеральный закон от 26.10.2002 127-ФЗ (ред. от 20.04.2021) «О несостоятельности (банкротстве)»

// Российская газета,. - 209-210. - 02.11.2002.

2 Карелина С.А., Фролов И.В. Институт банкротства граждан по законодательству РФ

// Предпринимательское право. Приложение «Право и Бизнес». - 2017.- 4. - С. 2.

3 Алексеева Ю.А. Прогнозирование вероятности неплатежеспособности предприятий с учетом изменения финансовых показаний в динамике // Бизнес-информатика. 2017. - 1. – С. 51.

конкретные последствия применительно к субсидиарной ответственности: с него считается период контроля (п. 4 данного постановления), данное обстоятельство
имеет значение для субсидиарной ответственности за неподачу заявления о банкротстве (п. 9 постановления)1.

Данное определение, как представляется, вызвано необходимостью отделить случаи, когда должник исполняет обязательства при формальной недостаточности имущества, от случаев, когда такая недостаточность отражается на способности удовлетворить требования кредиторов. Сама проблема была вызвана практикой привлечения к субсидиарной ответственности руководителей должников в связи с нарушением обязанности по подаче заявления о банкротстве, которую считали возникшей с момента появления формальных признаков недостаточности имущества (ст. 9 Закона о банкротстве). Практика, в свою очередь, была спровоцирована включением в 2009 г. в ст. 9 Закона о банкротстве такого основания для обязательной подачи заявления о банкротстве, как недостаточность имущества 2.

Отметим, что процесс выведения понятия банкротства имеет долгую историю. Если кратко охарактеризовать этот путь, то движение шло от неоплатности, которая в настоящей редакции Закона о банкротстве именуется недостаточностью имущества (ст. 2), к неплатежеспособности.


Категорию дел о признании физического лица несостоятельным (банкротом) изначально хотели отнести к компетенции судов общей юрисдикции. Затем принималась во внимание точка зрения о возможности разделения дел о банкротстве между судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Но в результате всех обсуждений было
принято решение о том, что дела о несостоятельности физических лиц будут рассматриваться арбитражными судами.

1 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 № 53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве» // Бюллетень Верховного Суда РФ. - № 3. - март, 2018.

2 Федеральный закон от 28.04.2009 № 73-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. - 78. - 05.05.2009.

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, а также уполномоченный орган. Гражданин обязан обратиться с заявлением в суд для признания его банкротом в течение 30 рабочих дней, с момента, когда гражданин узнал или должен был узнать о том, что удовлетворение требований одного кредитора в полном объеме, приведет к невозможности исполнения, гражданином, обязательств перед другими кредиторами. В случае смерти должника заявление о признании его банкротом может быть подано в суд, соответствующими полномочиями обладают конкурсный кредитор, уполномоченный орган или же наследники должника. Частота, с которой может проводиться процедура банкротства в отношении одного физического лица, составляет один раз в пять лет.

При этом суммарный объем денежных обязательств перед кредиторами должен составлять 500 000 рублей и более. Такой подход законодателя служит своеобразной защитой физического лица от признания