Файл: Пробелы в законодательстве и способы их восполнения(Понятие пробелов: общетеоретический аспект).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 143

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Иными словами, в части рассматриваемых отношений имеется пробел в источниках гражданского права.

Поводя итоги параграфа, стоит еще раз акцентировать внимание на том, что под аналогией права понимается решение дела на основе общих принципов, заложенных в данной правовой системе, в отличие от аналогии закона, где решение дела в случае возникновения пробела происходит на основе закона, предусматривающего наиболее сходный случай. При этом необходимо помнить, что аналогия закона имеет приоритет перед аналогией права.

Еще одним важным выводом является невозможность применения аналогии права в уголовном и административном праве, так как в данных публичных отраслях права действует правовая аксиома, что нет преступления и нет проступка, как нет наказания и нет взыскания, если нет закона.

2.2. Иные факторы преодоления пробелов в законодательстве

Традиционно в литературе основными факторами преодоления пробелов в праве выделяют аналогию права и аналогию закона, а также субсидиарное применение права. Но проведенное исследование проблемы пробельности законодательства позволяет выделить и иные факторы преодоления пробелов в законодательстве.

В качестве таковых факторов (направлений) можно рассматривать совершенствование законодательной техники, систематизацию законодательства, повышение уровня правовой культуры и другие[21]. Остановимся более подробно на некоторых из них.

Совершенствование законодательной техники. Законодательная техника — это система приемов, методов, способов и принципов создания и изменения системы нормативных правовых актов. Это достаточно широкое, по сути, определение дает возможность охарактеризовать весь процесс формирования системы законодательства: формирование и разработка проектов нормативных правовых актов, систематизацию и последующее совершенствование.

Уровень разработанности законодательной техники является одним из главных показателей сущности права, его социально - экономической направленности, а также уровня правовой культуры. От уровня разработанности законодательной техники зависит и степень эффективности законодательства, ведь правильное использование приемов и методов законодательной техники при составлении проектов нормативных правовых актов может помочь избежать негативных последствий в дальнейшем, в частности, появление пробелов в праве.


В связи с ростом источников права, постоянно обновляющейся практикой и повышением уровня правовой культуры, можно выявить определенную тенденцию — повышение степени регламентированности правотворческого процесса, стремление к упорядоченности формы и содержания нормативных правовых актов. Таким образом, цель законодательной техники — это придание нормативным правовым актам такой формы, которая бы полностью соответствовала их содержанию и помогала устранять имеющиеся недостатки, в частности, в виде пробелов, что позволит повысить эффективность законодательства[22].

Итак, законодательная техника — это система исторически сложившихся, основанных на достижениях теории права и проверенных практикой нормотворчества правил, приемов и средств, применяемых государственными органами в процессе построения кодексов, отдельных законов, статей и их элементов, в целях дальнейшего совершенствования их формы.

Систематизация законодательства. Система действующих нормативных правовых актов в современной правовой системе — это образование, постоянно подвергающееся изменениям. Вновь принятые законы, акты Президента и иные источники права нередко вносят коррективы в действующие акты. Одни из них дополняются новыми предписаниями, другие изменяются, а третьи признаются полностью или частично утратившими силу. Чтобы в массе действующих и изменяющихся источников российского права оперативно находить нужные нормы, государственные органы, предприятия, а также граждане, имеющие дело с нормативными актами, вынуждены постоянно заниматься работой по приведению их в упорядоченную совокупность. Подобного рода деятельность охватывается понятием систематизации нормативных актов.

Целью систематизации нормативных правовых актов является упорядочение правового материала, расположение его по определенным разделам и рубрикам, то есть классифицирование и облегчение поиска необходимых правовых актов. Во внутреннем плане она направлена на достижение внутреннего единства правовых норм, то есть на устранение коллизий и пробелов в праве. В ней нуждаются и законодатель, и правоприменители, и все граждане.

Но в силу того, что правотворчество не может остановиться на определенном этапе, а также постоянно меняющаяся правовая система, ее развитие и совершенствование, принятие новых нормативных актов, внесение в них изменений, отмена устаревших нормативных решений объективно обуславливают упорядочение всего комплекса действующих нормативных актов, их укрупнение, приведение в определенную научно обоснованную систему, издание разного рода сборников и собраний законодательства[23].


Неупорядоченность законодательства ведет к неэффективности правового пространства и как следствие появлению пробелов в нормативных правовых актах. Систематизация необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов.

Однако «систематизация законодательства» не всегда предполагает пересмотр нормативных правовых актов. Изменения и дополнения иногда затрагивают хотя и важные, но отдельные проблемы правового регулирования и касаются правовых актов, которые не в состоянии были устранить образовавшиеся со временем недостатки.

Повышение уровня правовой культуры. Культура — понятие многогранное, имеющее множество различных форм. В нашем исследовании речь идет о правовой культуре, которую рассматривают как часть общей культуры общества.

Правовая культура тесно связана с политической, нравственной, духовной и другими видами культуры и, прежде всего, конечно, с обычной, поведенческой, связанной с воспитанностью человека, его адаптированностью к порядку, дисциплине, организованности, уважению к законам страны.

Под правовой культурой предлагается понимать «систему овеществленных и идеальных культурных элементов, относящихся к сфере действия права, и их отражение в сознании и поведении людей». В широком плане правовая культура охватывает все правовые ценности, существующие в данное время в данной стране. При этом не игнорируется и мировой опыт[24].

Толкование юридических норм. По своей природе толкование направлено на уяснение истинного смысла закона. При этом необходимо учесть, что закон в связи с особенностями человеческой речи может допускать существование нескольких вариантов его понимания. А потому интерпретация (толкование) не изменяет и не отменяет закон, а лишь конкретизирует его, придает ему то значение, которое заложено в нём.

В процессе реализации права важно не только интерпретировать то или иное формально закрепленное правовое предписание, но и разъяснить его в целом — его смысл, принципы, социально - политическое содержание и т.д. Лишь углубленное толкование может служить надлежащим основанием для индивидуального поднормативного регулирования и конкретизации норм, аналогии права, субсидиарного их применения в соответствии с требованиями законности. Для достижения указанных задач органами правоприменения используется расширительная трактовка, цель которой - раскрыть истинный смысл правовой нормы, который является более широким, чем её буквальное значение. При этом крайне важно, чтобы в процессе такого толкования заложенный законодателем смысл оставался неизменным. Поэтому интерпретатор должен выбирать вариант разъяснения в рамках закона, а не вне его. Также в основе интерпретации должен оставаться общий смысл нормы, который и определяет ее основную цель[25].


Таким образом, опираясь на приведенные соображения, можем сделать вывод, что толкование норм права является необходимым элементом механизма правового регламентирования. Его значение состоит, прежде всего, в обеспечении полного и точного раскрытия смысла норм, содержащихся в правовых актах, как источниках и формах наличия юридических норм, иных содержательных элементов существующей правовой системы. С помощью толкования реализуется один из способов развития права, согласно которому правоприменительный орган уполномочен осуществлять поиски права за пределами буквального смысла закона. Именно это позволяет правоприменительным органам обеспечить разрешение юридических дел в строгом соответствии конституционным принципам равенства, правовой определенности, законности и верховенства права.

Итак, в данной главе были рассмотрены основные иные факторы преодоления пробелов в законодательстве. В частности, это совершенствование законодательной техники. От уровня разработанности законодательной техники зависит и степень эффективности законодательства, ведь правильное использование приемов и методов законодательной техники при составлении проектов нормативных правовых актов может помочь избежать негативных последствий в дальнейшем, в частности, появление пробелов в праве. Также еще одним фактором преодоления пробелов в законодательстве является систематизация нормативных правовых актов. Целью систематизации нормативных правовых актов является упорядочение правового материала, расположение его по определенным разделам и рубрикам, то есть классифицирование и облегчение поиска необходимых правовых актов. Одной из задач систематизации законодательства является устранение имеющихся недостатков в правовом пространстве, в частности, пробелов в праве, что позволяет повысить эффективность законодательства. Повышение уровня правовой культуры - следующий фактор преодоления пробелов. И последним рассмотренным фактором было толкование юридических норм как один из способов преодоления пробелов в законодательстве. Толкование норм права является необходимым элементом механизма правового регламентирования. Его значение состоит, прежде всего, в обеспечении полного и точного раскрытия смысла норм, содержащихся в правовых актах, как источниках и формах наличия юридических норм, иных содержательных элементов существующей правовой системы.

Заключение


Подводя итог изложенному в работе, можно сделать следующие выводы.

В силу определенных признаков закон — это категория, относительно стабильная во времени, хотя отношения, регулируемые правом, зачастую непостоянны и изменяемы. Данное обстоятельство обуславливает актуальность и практическую значимость проблемы пробелов в законодательстве.

В настоящее время теория и практика исходят из того, что пробел в правовом регулировании — это состояние правовой неопределенности, которое возникает вследствие полного или частичного отсутствия необходимой правовой нормы в системе законодательства, регулирующего те или иные общественные отношения, а также отсутствие в существующих нормативных правовых актах необходимых норм для решения конкретного случая в пределах сферы правового регулирования установленной законодателем, потребность которых определяется смыслом действующего законодательства.

Последовательно разграничивая понятия права и закона, правоприменительная деятельность может быть охарактеризована как толкование закона с позиций права, поиск и нахождение надлежащей нормы, которую следует применить в данном конкретном случае. Поэтому точнее будет говорить о пробелах в законодательстве, имея в виду его широкий смысл, т. е совокупность всех нормативно-правовых актов, изданных компетентными органами.

С логической точки зрения установление и преодоление пробелов в законодательстве следует рассматривать как два неразрывно связанных между собой этапа профессиональной мыслительной деятельности правоприменителя. Обнаружив пробел, государственный орган не может на этом основании отказать гражданину или организации в защите права, а также государственный орган обязан принять все меры к разрешению конкретного дела по существу. Таким образом, правоприменитель в соответствии с объективной необходимостью переходит от установления пробела к его преодолению. Два данных процесса основаны на одних и тех же логических операциях, которые также непосредственно связаны определенными способами толкования и преодоления пробелов в законодательстве.

Традиционно в литературе выделяют две основные разновидности устранения пробелов в законодательстве: аналогия права и аналогия закона. В настоящее время институт аналогии в российской правовой системе имеет нормативное закрепление, однако наблюдается различная степень допустимости аналогии в различных сферах правового регулирования.

Следует отметить, что эффективность правового регулирования обратно пропорциональна пробельности законодательства. Необходимо стремиться к тому, чтобы пробелов в правовом регулировании было как можно меньше, так как чем их меньше, тем совершеннее и эффективнее будет государственная деятельность