Файл: Финансовая модель международной холдинговой компании (Теоретические аспекты формирования холдинговых компаний).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 247

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 3. Проблемы правового регулирования холдингов в России, пути решения

Холдинговая модель организации бизнеса в любой стране, несомненно, имеет определенное преимущество по сравнению с любыми другими формами. На современном этапе развития российской экономики наблюдается активизация интеграционных процессов на основе формирования холдинговых предприятий (структур, объединений).

В связи с отсут­ствием в России правовой базы, полностью или частично регламенти­рующей деятельность холдингов, изучение законодательства других стран мира представляется перспективным. Но следует иметь в виду, что оно тоже имеет недостатки, а прямое заимствование и копирование не всегда возможно.

Так, в праве Великобритании существует точное и четкое определение понятия «холдинг». В данной стране предпринимаются реальные шаги к обеспечению надлежащего регулирования холдинговых отношений.

Что касается исторической родины классических холдинговых объединений и структур – это США, то здесь, в силу специфики государственного устройства, отсутствует одинаковое для всех штатов страны законодательство, определяющее правовое положение кор­пораций. Поэтому предпринимательские объединения регистрируются и функционируют в основном в штатах с льготным налоговым режимом. Холдинги торгово-промышленных компаний относятся к корпорациям общего типа, а холдинги финансовых предприятий – к финансовым компаниям. Из первых полностью урегулирована работа холдингов электро- и газоснабжающих организаций, где существует правило – корпорация, имеющая более 10 процентов акций с правом голоса в другой компании, подлежит регистрации холдинговая [22, с. 42].

В некоторых европейских странах отсутствуют специальные законодательные акты, касающиеся регулированию деятельности холдингов. В Англии, Германии, Франции, Ирландии, Бразилии правовое обеспечение деятельности объединений осуществляется при помощи законодательства, регулирующего организационно-правовые формы участников таких объединений, в Германии законода­тельное регулирование холдингов осуществляется Законом об обществах с ограниченной ответственностью.

Следует учесть, в России правовое регули­рование холдингов в отдельных отраслях имеет некоторые особенности. Например, банковская сфера, которая более развита, в части установ­ления критериев банковского холдинга, оно может служить основой для дальнейшего законотворчества.


Основой для создания специальных правил о банковских холдингах стали нормы общего законодательства – пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» [1, ст. 1]; пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» [2, ст. 1], где указаны особенности правового положения, порядка создания, реорганизации и ликвидации хозяйственных обществ в сфере банковской деятельности, которые определяются федеральным законом.

В России внутри холдинга отсутствует конкуренция, которая поддерживает качество производимой продукции и (или) оказываемых услуг; поддерживаются нерентабельные предприятия, снижает экономическую эффективность полностью.

В Великобритании существуют особенности регулирования взаимо­отношений внутри холдингов – запрет перекрестного участия в холдинге, в соответствии с которым дочерняя компания не может являться участ­ником главной. Такая передача акций - недействительна [27, с. 48]. Следует в российском законодательстве рассмотреть возможность установления ограничений на «перекрестное владение акциями». Данный запрет достаточно эффективен для целей развития холдингов.

У холдинговых структур (объединений) по сравнению с другими формами организаций наименее выгодный режим налогообложения. Преодоление «границы юридического лица» влечет за собой возник­новение налогооблагаемой базы. В юридическом лице убытки одного производства могут погашаться прибылью другого, следовательно, может устанавливаться баланс доходов и расходов. Также в РФ не применяется характерный, как в США, принцип унитарного налогообложения. В России холдинги имеют, по сути, «двойное налогообложение». Или, например, в Испании действует законодательство, которое предусматривает применение другого налогового режима к холдинговым объединениям. Режим носит название – «компания по владению иностранными ценными бумагами». Суть режима в том, что при выполнении определенных условий компания освобождается от налога на получаемые ею дивиденды и на доходы от реализации активов, а также от налога на исходящие дивиденды [16, с. 39, 57]. Получается, что испанский холдинг приобретает свойство налоговой прозрачности, и устраняются негативные эффекты двойного налогообложения.

Российское законодательство в данной области сейчас носит отчасти фрагментарный характер и намного отстает от требований правоприменительной практики. Некоторые нормативные (правовые) документы непоследовательны, противоречивы, а также не имеют единого понятийного аппарата и характеризуются отсутствием адекватной и корректной юридической техники [17, с. 64].


На сегодняшний день можно выделить некоторые острые проб­лемные моменты в сфере правового положения холдинга в России, такие как:

- отсутствие законодательно установленной и закрепленной дефиниции «холдинг»;

- отсутствие взаимодействия органов управления головного предприятия и дочерних юридических лиц;

- отсутствие режима консолидированного налогообложения участников холдинга.

Применительно к законодательству России необходимо рассмотреть возможность нормативно-правового закрепления следующих норм:

• для решения первой проблемы необходимо изложить определение «холдинг» в новой редакции: «Холдинг – форма предпринимательского объединения, которая представляет собой группу организаций (участников), основанную на отношениях экономического контроля, участники которой, сохраняя юридическую самостоятельность, в своей деятельности подчиняются холдинговой компании, т. е. головной организации холдинга»;

• для решения второй проблемы предлагается дополнить нормы права следующим: «По требованию ревизионной комиссии (ревизора) головной компании холдинга участники всего холдингового объединения обязаны представить в установленные ревизором сроки документы о своей финансово-хозяйственной деятельности»;

• для раз­решения третьей проблемы была уже предпринята попытка закрепления возможности признания холдинга (холдинговой структуры) консо­лидированной группой налогоплательщиков, так, в Проекте ФЗ № 99049555-2 «О холдингах» [4, ст. 10]. Существующий Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчётности» [3, ст. 2] не учитывает холдинги в качестве субъекта, который применяет положения указанного закона [19, с. 59].

Таким образом, первой ступенью закрепления возможности признания холдинга (холдинговой структуры) консолидированной группой налогоплательщиков может быть внесение в указанный Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчётности» следующих изменений в части включения в пункт 9 в часть 1 статьи 2 в редакции: «…на холдинги, действующие в порядке, установленном законодательством Российской Федерации».

Проанализировав зарубежное законодательство в области регули­рования деятельности холдинговых структур и объединений, можно сделать вывод о целесообразности определения обстоятельств, в силу наступления которых могут возникать холдинговые отношения, а также определить момент их возникновения. Надо четко и точно закрепить в налоговом законодательстве «унитарного принципа», согласно которому в целях налогообложения доходов формально самостоятельные организации рассматриваются в качестве единой целой структуры (системы). Также нужно развить возможность формирования договорного холдинга (право головной компании выполнять руководство дочерними компаниями; право определять решения дочерних обществ путем дачи им обязательных указаний, требовать и контролировать их выполнения) [20, с. 172].


Холдинговые объединения (структуры) ассоциируются с извле­чением высокой (маржинальной) прибыли. Законодательство должно сформировать институт холдинга, чтобы такая модель была универ­сальна для ее применения во всех отраслях экономики – как для крупных, так и для малых форм, а также с другой стороны, были найдены решения таких проблем функционирования как налогообложение, взаимодействие органов управления, ответственность и др. [22, с. 44].

По мнению автора, решение перечисленных правовых задач поможет структури­ровать российское законодательство, наметить пути прогрессивного и правильного развития. Практика создания холдингов идет со значи­тельным опережением законотворческой деятельности, и это «бросает» на холдинги тень недоверия.

Выводы по Главе 3

В заключение можно констатировать, что в России сложилась такая ситуация, когда холдинги нельзя уже ни игнорировать, ни рассматривать их поверхностно. Необходимо полноценно, системно и комплексно рассмотреть проблемы деятельности холдингов, так как указанные проблемы не являются исчерпывающими. Их список попол­няется с каждым годом скорого развития холдинговых объединений. Для того, чтобы будущее законодательство о холдинговых объединениях имело практическое значение и реальное применение, его нормы должны адекватно отразить природу, сущность, механизм управления и финансовые модели холдинга, иначе получим неработающий закон, либо закон, направленный на искоренение холдингов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог можно сказать, что цель исследования в данной работе достигнута. В процессе работы были решены следующие задачи: изучены теоретические аспекты формирования холдинговых компаний; исследованы типы холдингов и раскрыты пути создания холдинговых компаний; изучена финансовая модель международной холдинговой компании; выявлены особенности управления финансами международного холдинга; рассмотрена финансовая структура международного холдинга и инструменты финансового менеджмента в холдинге; выявлены проблемы правового регулирования холдингов в России, пути решения.

Актуальность темы исследования бесспорна, так как холдинги образуются для определенной цели. Это, как правило, завоевание новых секторов рынка и/или снижение издержек. Оба этих фактора повышают стоимость компании, ее капитализацию и для достижения этой цели необходима эффективная работа всей системы, а не только управляющей компании. Необходимо отметить, что и стоимость акций холдинга тоже растет только при эффективной работе всей системы (всех ее частей – управляющей компании и дочерних предприятий).


Вследствие этого первостепенным значением механизма управления холдинговой компанией обладает модель финансового управления, направленная на стратегию формирования стоимости компании. Непосредственно финансовое управление можно считать наукой, определяющей методы и технологию управления финансами крупных холдингов, акционерных компаний, направленной на рост капитализации компании на национальном уровне и на международных рынках.

Модели финансового управления в холдингах основываются на функциях, которые выполняются на стратегическом и оперативном уровнях управления. К функциям управления стратегического уровня можно отнести установление корпоративной стратегии, определение задач тактического характера, выработка финансовой политики холдинговой компании в целом, определение стратегических целей, выработка совместной ценовой политики, выработка дивидендной политики, определение налоговой политики, система ключевых показателей, оценка эффективности деятельности холдинга в целом. На оперативном уровне осуществляется формирование оперативной финансовой стратегии, определение единого стандарта учета и отчетности, управление расчетами с дебиторами, обеспечение погашения обязательств перед кредиторами, внутренний аудит, бюджетное управление, формирование свободного денежного потока, выработка системы показателей оценки деятельности и оценка финансовых результатов.

В современной практике, требующей значительной концентрации капитала и наряду с этим уменьшения рисков, для объединения компаний все чаще используются многопрофильные (смешанные, диверсифицированные) холдинги. Такой тип организации бизнеса позволяет инвесторам вкладывать капитал таким образом, чтобы диверсифицировать портфель инвестиций с целью минимизации рисков. Таким образом, под многопрофильным понимается холдинг, внутри которого сосредоточены несколько видов бизнеса, принадлежащих к разным отраслям (стратегическая цель –диверсификация бизнеса). С этой точки зрения, ключевым моментом выступает необходимость создания такой системы финансового менеджмента, которая сможет дать руководству холдинга исчерпывающую информацию о финансах в каждом сегменте бизнеса, координировать денежные потоки между компаниями холдинга с учетом их специфики и потребности в финансировании, контролировать расходы каждой бизнес-единицы и выполнять стратегическое планирование.

В России холдинги распространенное явление, как и в других странах. Однако законодательством четко не определяются полномочия и права холдинговых компаний, единого закона в России так и не приняли. От того, насколько четко в будущем законе будут прописаны основные положения, в конечном счете, зависит эффективность деятельности холдингов.