Файл: Финансовая модель международной холдинговой компании (Теоретические аспекты формирования холдинговых компаний).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 244

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Холдинговая форма управления акционерным капиталом помогает реализовывать функциональное взаимодействие «под одной крышей» без прямого слияния различных по сферам приложения капиталов предприятий и фирм. Холдинг-компании – это акционерные общества, которые путем приобретения пакета акций, как правило, контрольных, других компаний проводят по отношению к ним контрольные, управленческие, финансово-кредитные и иные функции, гарантируя при этом их юридическую и оперативно-тактическую самостоятельность.

Процессы реорганизации финансового управления компаний, образование крупных конкурентоспособных структур, рост эффективности их деятельности и создание синергетического эффекта от грамотной организации внутренних процессов являются приоритетными задачами современных холдинговых структур в среднесрочной перспективе. Необходимость достижения конкурентного преимущества в условиях снижения потребительского спроса во всех аспектах деятельности приводит к реформированию холдинговых структур и вывод их на новый уровень, характеризующийся максимальной оперативностью и управляемостью.

Превращение финансовой науки из описательной дисциплины в аналитическую началось с работ Гарри Марковица и Уильяма Шарпа; Франко Модильяни и Мертона Миллера. Научные труды этих ученых – теория портфеля и теория структуры капитала – это главные научные направления по управлению финансами корпорации, ибо отвечают на два существенных вопроса: источники и направления вложения финансовых средств. Сейчас в отечественной и зарубежной экономической научной литературе теоретические и методические вопросы организации финансового управления в холдинговых структурах разработаны не всесторонне, кроме того, отсутствует комплексная методология организации финансового управления и планирования.

Сущность и особенности функционирования холдинговых компаний – одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день, так как на современном этапе наблюдается активизация интеграционных процессов на основе формирования холдинговых компаний в различных отраслях промышленности. Особенно ярко это проявляется в топливно-энергетическом, металлургическом комплексах, а также в тяжелом машиностроении и химической промышленности. Актуальность темы не вызывает сомнений, поскольку тенденции укрупнения бизнеса связаны в первую очередь с образованием холдингов для повышения стойкости предприятия на конкурентном рынке. 


Основная цель работы состоит в исследовании сущности финансовой модели международной холдинговой компании.

Задачи, решаемые для достижения этой цели следующие:

- изучить теоретические аспекты формирования холдинговых компаний;

- исследовать типы холдингов;

- раскрыть пути создания холдинговых компаний;

- изучить финансовую модель международной холдинговой компании;

- узнать особенности управления финансами международного холдинга;

- рассмотреть финансовую структуру международного холдинга;

- узнать инструменты финансового менеджмента в холдинге;

- выявить проблемы правового регулирования холдингов в России, пути решения.

Объектом исследования в данной работе является финансовая модель международной холдинговой компании. Предмет исследования – механизм создания финансовой модели международной холдинговой компании.

В работе применены современные методы, такие как сравнительно-правовой, системно-аналитический, межотраслевой, описательный.

Информационную основу исследования составили законы РФ, научные работы и монографии, статьи в периодической печати, материалы научных конференций, словари, статистические данные, интернет – ресурсы.

Глава 1. Теоретические аспекты формирования холдинговых компаний

1.1. Понятие и типы холдинга

Для определения места и роли холдинга в современной экономике необходимо начать с понятия холдинга. Обобщая различные источники, в целом, холдинговой компанией может считаться любая группа компаний, состоящая из двух бизнес структур: материнской компании и дочерней организации [24, с. 9].

Холдинг – это объединение предприятий, имеющих общего владельца, существующее в осмысленной системе, функционирующей как единый организм; холдинг как акционерная компания, использующая свой капитал для приобретения контрольных пакетов акций других компаний с целью установления господства и контроля над ними. Холдинговой компанией именуют также особый тип финансовой компании, которая создается для владения контрольными пакетами акций других компаний и управления их деятельностью [25]. 

В соответствии с классической зарубежной трактовкой, холдинговая компания – это корпорация, которая владеет большинством акций или правами на одну или несколько других корпораций в целях не сколько инвестирования, а в большей степени для контроля [7, с. 636].


Оксфордский энциклопедический словарь определяет холдинговую компанию (holding company) как компанию, созданную для владения акциями других компаний, которые она таким образом контролирует [26].

Российский энциклопедический словарь дает аналогичную трактовку этого термина: «Холдинг-компания (от англ. holding – владеющий) – акционерная компания, использующая свой капитал для приобретения контрольных пакетов акций других компаний с целью установления контроля над ними» [28]. 

Холдинговые компании получили развитие в конце XIX - начале XX вв., участники, которых раньше функционировали как картели. Впоследствии во многих холдингах произошла централизация управления и производственной системы. Известный американский ученый Чандлер отмечает, что те холдинги, которые не были централизованы и не интегрировались, позже либо расформировались, либо над ними нависла угроза банкротства. Холдинговая компания, как правило, характеризуется достаточно высокой степенью децентрализации управления и разделением функций между центральным офисом (штаб-квартирой) и дочерними обществами.

В настоящее время практически все крупнейшие компании США и Западной Европы имеют холдинговую структуру. В Англии и США, принадлежащих к англо-саксонской системе права, такие объединения называются холдингами. В Германии они получили наименование связанных предприятий (например, концерны).

Forbes Global 2000 обозначил рейтинг крупнейших холдинговых компаний мира в 2018 г. (Рисунок 1).

Рисунок 1. Рейтинг крупнейших компаний мира в 2018 г. [36]

Следует отметить, что для крупных западных корпораций, таких как Apple, ExxonMobil, Intel или Amazon характерна финансовая форма собственности, когда компаниями реально управляет профессиональный высший менеджмент в интересах транснациональных собственников, которых, как правило, представляют институциональные инвесторы (банки, страховые компании, управляющие инвестиционные фонды и т.д.). Институциональные инвесторы управляют корпорациями через советы директоров посредством владения контрольными пакетами акций, что предопределяет стратегию корпоративного развития, направленную, прежде всего, на повышение рыночной стоимости выпущенных акций. 

Наряду с негосударственными холдинговыми компаниями, существует множество государственных компаний с холдинговой структурой. К примеру, в Италии – это крупнейшие государственные холдинги: Институт промышленной реконструкции (ИРИ), Национальное управление жидкого топлива (ЭНИ) и Управление акционерных участий и финансирования обрабатывающей промышленности (ЭФИМ). ИРИ и ЭНИ входят в список 50 крупнейших по обороту корпораций мира [25].


Выделяют три модели холдингов: промышленный, промышленно-финансовый и финансовый, характеризующиеся главным образом последовательным сокращением степени вмешательства в управление входящих в них предприятий.

Существенные характерные признаки промышленного холдинга:

• единая производственная (рыночная) стратегия;

• сохранение производственной самостоятельности компаний, которые входят в холдинг, при этом осуществляется централизованное управление финансовыми ресурсами и бюджетное планирование;

• четко обозначенные центры добавленной стоимости («центры прибыли») и центры издержек в общей технологической («стоимостной») цепочке;

• централизация некоторых управленческих функций [32].

На положение холдингов традиционных производственных отраслей огромное влияние оказывают технологическое лидерство на основе эффективного функционирования глобальных производственных цепочек, основанных на сочетании собственного производства и аутсорсинга, сохранение высокой доли рынка и оптимизация издержек, разумная дифференциация продукции, высокий уровень сервиса и тесные отношения с потребителями, имеющиеся финансовые ресурсы, популярность бренда. 

Холдинговая структура по своей экономической природе включает основную компанию (финансовый центр), которая распределяет полномочия в менеджменте дочерних компаний и определяет путь развития для этих компаний [31, с. 621]. Это происходит, за счет владения контрольными пакетами акций или активами в дочерних компаниях.

Можно выделить три основания построения холдинговых компаний:

1. В основе построения лежит вид товара или услуги, а координация их деятельности из центра ориентирована на содействие участникам в реализации продукции на рынках.

2. В основе построения лежит группа потребителей, на которую ориентирована та или иная компания (филиал) группы. Такая модификация используется, как правило, инвестиционными, страховыми, пенсионными и другими финансово-кредитными структурами, в том числе банками.

3. В основе построения лежит географический фактор, то есть крупная компания открывает свои филиалы на различных территориях. За последние несколько десятилетий под воздействием глобализации, стремительных технологических и демографических перемен крупнейшие корпорации значительно изменили свои операции. В их деятельности возрастает значение нематериальных активов и финансовых операций, а также всевозможных инноваций, проводится стратегическая переориентация деятельности. Ближайшие годы ознаменованы переносом центра деловой активности крупных корпораций в Азию [10, с. 30].


По данным исследований McKinsey, сегодня в 10 городах располагаются более 100 крупнейших корпораций мира. В эту "великолепную десятку" входит только два города из развивающихся стран – Пекин, который занимает щестое место, и Москва, расположившаяся на седьмой позиции (Рисунок 2):

Рисунок 2. Рейтинг городов по количеству штаб-квартир крупных холдинговых структур [35]

В российской столице расположено 115 штаб-квартир крупных компаний, которые зарабатывают около $710 млрд в год. Если же сравнивать только развивающиеся рынки, то Москва находится на втором месте по числу штаб-квартир и на четвертом месте по числу дочерних компаний.

,

1.2. Пути создания холдинговых компаний

В настоящее время в мире постоянно происходят процессы слияний, объединений и поглощений. Объединяются различные компании: автомобилестроительные, связи и коммуникаций, энергетические, ИТ-технологий, финансовые и т.д.

Компании коммерческого типа объединяются в холдинговые структуры следующими способами:

1. Например, холдинговые компании формируются путем последовательного присоединения или приобретения контроля над компаниями, объединенными одним видом бизнеса (машиностроение, пищевая промышленность, сельское хозяйство). Такой путь называется "горизонтальная интеграция".

Основной целью такого типа холдингов является отвоевывание новых секторов рынка. Примером тут может послужить тот факт, что в конце 2016 г. производитель табачных изделий British American Tobacco (BAT) сделал предложение о покупке 57,8% конкурента, американской Reynolds American. Сейчас компания владеет 42,2% акций второй по величине американской табачной компании Reynolds American. Стоимость сделки – $47 млрд, при этом стоимость всего бизнеса Reynolds оценена в $93 млрд. [33].

2. Вторым способом является "вертикальная интеграция" – это создание холдингов путем бъединения компаний единого технологического цикла (от сырья до готовой продукции). Основная цель этого объединения – уменьшение общих издержек, установление ценового постоянства, подъем стоимости компании.

3. Последовательное создание отдельных компаний с целью их последующего присоединения к холдинговой компании. Почти 130 лет назад именно так и делал "стальной король" Эндрю Карнеги [34, стр. 53]. Он вводил созданную им компанию в свою группу лишь после того, как она доказывала свою эффективность. В случае неэффективности работы или банкротстве вновь созданной компании, данная политика позволяла избегать значительных потерь.