Файл: Финансовая модель международной холдинговой компании (Теоретические аспекты формирования холдинговых компаний).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 260
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты формирования холдинговых компаний
1.2. Пути создания холдинговых компаний
Глава 2. Финансовая модель международной холдинговой компании
2.1. Особенности управления финансами международного холдинга
2.2. Финансовая структура международнго холдинга
2.3. Инструменты финансового менеджмента в холдинге
Глава 3. Проблемы правового регулирования холдингов в России, пути решения
Компания Макдональдс также следует тактике последовательного присоединения. В качестве вклада она предоставляет торговую марку, технологию менеджмента и т.д.
4. В действительности тоже имеются примеры объединения в холдинг не
только отдельных коммерческих компаний, но и холдинговых компаний. Так, объединение крупного сталелитейного концерна Германии и подобного в Нидерландах было осуществлено таким образом: их собственники – компании KN Hoogovens NV и Hoesch AG образовали на паритетных началах (50% х 50%) управляющую компанию Estel NV, в которую передали по 100% акций концернов в качестве своих вкладов.
5. Национальные компании и ТНК объединяются таким же способом. Например, при объединении крупнейших бельгийского и индийского пивных концернов была воплощена в жизнь следующая схема. Создав на паритетных началах управляющую компанию SUN-Interbrew (на базе Sun-Brewing) каждый из вышеуказанных собственников получил по 34% акций. В уставной капитал бельгийский концерн передал акции заводов Россар, Десна, товарную марку пива "Stella Artois" плюс $40 млн. Индийский концерн – акции заводов и сбытовую сеть [15, с. 36].
6. "Деление" крупных компаний при их реструктуризации также является базой для создания холдинговых компаний. В начале 90 гг. при переходе на самоокупаемость, этот путь был свойственен многим Российским предприятиям. Трансформирование приводило к образованию значительного количества дочерних компаний (бывших производств) со 100% участием материнской компании [29].
Все вышеприведенные пути создания холдинговых компаний могут воплощаться в жизнь следующим образом:
- путем скупки акций на вторичном рынке, которую выполняет брокер;
- путем обмена акциями, специально эмитированными для этого каждым
предприятием; Именно так поступил генеральный директор "Уралмаш заводов" Каха Бендукидзе для получения контроля над "Ижорскими заводами" (каждая группа являлась холдингом). Для этого он провел дополнительную эмиссию и обменял весь пакет этой эмиссии на уже имевшийся пакет "Ижорских заводов". Из-за разницы в стоимости пакетов, он получил контроль над заводом за небольшой процент своих акций.
- путем создания специальной управляющей компании, куда учредители передают пакеты акций предприятий, которые они хотят включить в холдинг. При этом передаваемые акции предприятий обменивались на эмитированные акции этой компании;
- путем передачи ключевых, для данного бизнеса, патентов, авторских прав, ноу- хау (пример - компания "МакДональдс").
Следует отметить еще один способ образований холдингов (как "сверху", так и "снизу") – объединение производителей и финансовых структур. Например, скупка каким-либо банком пакетов акций предприятий привела к тому, что банки стали владеть разными по объему пакетами предприятий из разных отраслей. Через какое-то время банки были вынуждены создавать управляющие компании, в которые и передали пакеты акций предприятий из одного вида бизнеса, а "лишние" предприятия вынуждены были "сбросить".
Такой способ использовал банк "Менатеп", Онэксим-банк" и др. Образование "снизу" происходило, когда промышленные предприятия для привлечения инвестиций и повышения привлекательности совместно с инвестором (часто с группой инвесторов, которые образуют синдикат) создавали управляющую компанию [30, с. 90]. Доли акций определялись исходя из оценки стоимостей предприятий и долей инвесторов. Для реализации этой процедуры осуществляется подготовка проспекта эмиссии и его размещение: частное (как в данном случае) или открытое.
Выводы по Главе 1.
В заключение главы следует отметить, что одной отличительной чертой
холдинга является тот факт, что участник холдинга не может иметь преобладающего участия в уставном капитале головной компании. Участник холдинга (кроме головной компании) не может иметь преобладающего участия в уставном капитале другого участника (за исключением случаев создания холдинга в силу договора). К тому же, дочерние хозяйственные общества головной компании входят в холдинг и могут выйти из холдинга только вместе с головной компанией.
Кроме того, правовое значение экономической основы холдинга состоит в том, что исторически и функционально конструкции холдингового типа сложились под влиянием экономических потребностей, а не специального направленного правового регулирования. Поэтому нормы, регулирующие холдинговые взаимоотношения, представляют внешнее отражение реальных экономических процессов.
В отличие от случая с отдельной компанией, для создания холдинговой структуры практически всегда используется частное размещение. Зачастую в уже созданных и успешно работающих холдингах проводятся слияния, разделения и поглощения.
Новые технологии помогают новым компаниям начинать дело или наращивать его масштабы путем слияний и поглощений при использовании минимального капитала. Огромная скорость технологических изменений и инноваций приводит к сокращению жизненного цикла некоторых компаний. Корпорации, ранее других сумевшие осознать преимущества новых технологий, обретают пионерские конкурентные преимущества и начинают теснить прежних лидеров.
Глава 2. Финансовая модель международной холдинговой компании
2.1. Особенности управления финансами международного холдинга
Материнская компания с помощью определенной модели управляет финансами входящих в холдинг компаний. Управление финансами в холдинге подразумевает форму влияния на экономические взаимоотношения компаний, входящих в холдинг, объединенную с созданием, распределением и использованием финансовых ресурсов, посредством построения системы финансовых отношений в холдинге [23, с.79].
Помимо теоретических обоснований в процессе финансового управления холдинга возникает необходимость планирования операционных, финансовых и инвестиционных задач в деятельности холдинга, основанных, в первую очередь, на информационном обеспечении. Поскольку информационной основой финансового управления международной компанией является консолидированная отчетность, и, в частности, бухгалтерский отчет – форма №1 (баланс предприятия), в котором отражены как активы компании, так и источники средств, а эффективная система стратегического планирования должна быть ориентирована как на финансовые показатели, так и на показатели эффективности интеграции холдинга и удовлетворенность услугами компании клиентов, то совершенно логично выделение таких разделов, как интеграция системы стратегического планирования в систему бюджетирования холдинга как инструмент реализации стратегии [13, с. 201].
В условиях активной интеграции компаний важной функцией финансового управления является поиск средств для финансирования деятельности компании, с одной стороны, а с другой – максимально выгодное размещение средств. Выполнить это позволяет система эффективного финансового планирования с помощью ведущих наработок отечественных экономистов и современных достижений западных практиков.
Финансовые потоки холдинговой группы составляют основу ее работы,
так как от своевременности, полноты и частоты поступления финансовых средств зависит непрерывность всех процессов в ней. Управленческие нюансы связаны с необходимостью учета множественной национальной и международной специфики в области права и экономики, наличия операций в различных валютах, особенности учета и налогообложения и роль правительственных органов в области регулирования бизнеса. Помимо этого, при слиянии компаний в холдинге возникают разного рода нюансы и дополнительные преимущества [11, с. 6].
Особенности внешней среды функционирования международного бизнеса должны также учитываться в процессе принятия управленческих решений. Для реализации международных инвестиций и международных займов целесообразно прибегать непосредственно к международным рынкам капитала – международному валютному рынку, рынку еврокредитов, международному рынку акций. Выручка и затраты компаний, выполняющих экспортно-импортную деятельность, находятся в зависимости от состояния соответствующих международных товарных рынков поэтому требуется мониторить и прогнозировать конъюнктуру этих разнообразных рынков. Помимо этого менеджмент международной холдинговой компании должен знать механизмы взаимодействия с институтами и посредниками на этих рынках: банками, инвестиционными компаниями, биржами, консалтинговыми и рейтинговыми агентствами и пр. Выход компаний на международные товарные рынки и международные рынки капитала, а также прямые зарубежные инвестиции имеет законодательную и нормативную регламентацию как со стороны национальных законодательных и исполнительных органов, так и международных организаций – ГАТТ, BTO, МВФ, МБР, ФАТФ [15, с. 7].
Немаловажное значение имеет определение функций и задач системы управления финансами холдинга. На основе пяти классических функций управления, разработанных Анри Файолем – предвидение, организация, руководство, координация, контроль – можно рассматривать такие функции
финансового менеджмента холдинга:
1. Разработка финансовой стратегии и финансовой политики холдинга на долгосрочную перспективу. В зависимости от используемой информации о прошлом, настоящем или будущем финансовом состоянии различают реактивное («возврат к прошлому»), инактивное (приспособление к настоящему), преактивное (оценка будущих событий с использованием экономико-математических методов прогнозирования) и интерактивное (проектирование будущего с применением модернизации) направления финансовой стратегии [21, с. 121].
2. Построение структуры холдинга и структуры финансовой службы холдинга.
3. Подготовка долгосрочных и оперативных финансовых планов –создание системы бюджетирования. Цель бюджетирования – обеспечение воспроизводственного процесса соответствующими как по объему, так и по структуре финансовыми ресурсами [13, с. 307].
4. Создание единых стандартов учета, бюджетирования и иных финансовых решений для всех компаний холдинга.
5. Контроль за исполнением целевых показателей финансовых планов и соблюдением процедур.
2.2. Финансовая структура международнго холдинга
Финансовая модель в холдинге строится с учетом распределения функций и обязанностей по управлению между материнскими и дочерними компаниями. Эти функции включают в себя:
- стратегическое финансовое планирование для холдинга в целом;
- разработка стратегических планов для каждого члена холдинга;
- разработка долгосрочных финансовых планов;
- текущее и оперативное планирование;
- определение принципов ценообразования;
- формирование финансовой политики, в том числе, налоговой, кредитной и инвестиционной политики холдинга;
- организация системы бюджетирования;
- разработка и реализация инвестиционных проектов;
- оптимизация финансовых потоков;
- направления расходования прибыли;
- контроль за финансовой деятельностью членов холдинга [12, с. 393].
Что касается специфики деятельности международной холдинговой компании, то предметом пристального внимания со стороны финансового менеджмента должны стать факторы, которые влияют как на денежные потоки компании, так и на структуру и стоимость ее капитала, и на дивидендную политику. К этим факторам следует отнести:
• валютные курсы;
• инфляционные дифференциалы (разницы иностранной инфляции);
• международное налогообложение;
• валютные и страновые риски;
• особенности национальных и международных стандартов учета и отчетности [15, с. 6].
Учет этих факторов позволит правильно рассчитать и прогнозировать не только денежные потоки, которые генерирует финансовая, инвестиционная и операционная деятельности компании, но и затраты на капитал (ставку дисконтирования). В свою очередь, грамотный расчет этих составляющих лежит в основе принятия решений в области международного инвестирования, международных заимствований, а также в международных сделках по слияниям и поглощениям и оценки международного бизнеса.
Общепринятой и наиболее часто используемой основой для построения финансовой структуры холдинга является деление его на ЦФО (более крупно - бизнес-единицы и бизнес-направления).
Бюджетирование и учет по бизнес-единицам и ЦФО позволяют снижать не абстрактные расходы всего холдинга, а конкретные расходы по каждому структурному подразделению, тем самым оптимизируя их структуру и финансовые результаты консолидированного бюджета холдинга.