Файл: Финансовая модель международной холдинговой компании (Теоретические аспекты формирования холдинговых компаний).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 265

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Компания Макдональдс также следует тактике последовательного присоединения. В качестве вклада она предоставляет торговую марку, технологию менеджмента и т.д.

4. В действительности тоже имеются примеры объединения в холдинг не

только отдельных коммерческих компаний, но и холдинговых компаний. Так, объединение крупного сталелитейного концерна Германии и подобного в Нидерландах было осуществлено таким образом: их собственники – компании KN Hoogovens NV и Hoesch AG образовали на паритетных началах (50% х 50%) управляющую компанию Estel NV, в которую передали по 100% акций концернов в качестве своих вкладов.

5. Национальные компании и ТНК объединяются таким же способом. Например, при объединении крупнейших бельгийского и индийского пивных концернов была воплощена в жизнь следующая схема. Создав на паритетных началах управляющую компанию SUN-Interbrew (на базе Sun-Brewing) каждый из вышеуказанных собственников получил по 34% акций. В уставной капитал бельгийский концерн передал акции заводов Россар, Десна, товарную марку пива "Stella Artois" плюс $40 млн. Индийский концерн – акции заводов и сбытовую сеть [15, с. 36].

6. "Деление" крупных компаний при их реструктуризации также является базой для создания холдинговых компаний. В начале 90 гг. при переходе на самоокупаемость, этот путь был свойственен многим Российским предприятиям. Трансформирование приводило к образованию значительного количества дочерних компаний (бывших производств) со 100% участием материнской компании [29].

Все вышеприведенные пути создания холдинговых компаний могут воплощаться в жизнь следующим образом:

- путем скупки акций на вторичном рынке, которую выполняет брокер;

- путем обмена акциями, специально эмитированными для этого каждым

предприятием; Именно так поступил генеральный директор "Уралмаш заводов" Каха Бендукидзе для получения контроля над "Ижорскими заводами" (каждая группа являлась холдингом). Для этого он провел дополнительную эмиссию и обменял весь пакет этой эмиссии на уже имевшийся пакет "Ижорских заводов". Из-за разницы в стоимости пакетов, он получил контроль над заводом за небольшой процент своих акций.

- путем создания специальной управляющей компании, куда учредители передают пакеты акций предприятий, которые они хотят включить в холдинг. При этом передаваемые акции предприятий обменивались на эмитированные акции этой компании;

- путем передачи ключевых, для данного бизнеса, патентов, авторских прав, ноу- хау (пример - компания "МакДональдс").


Следует отметить еще один способ образований холдингов (как "сверху", так и "снизу") – объединение производителей и финансовых структур. Например, скупка каким-либо банком пакетов акций предприятий привела к тому, что банки стали владеть разными по объему пакетами предприятий из разных отраслей. Через какое-то время банки были вынуждены создавать управляющие компании, в которые и передали пакеты акций предприятий из одного вида бизнеса, а "лишние" предприятия вынуждены были "сбросить".

Такой способ использовал банк "Менатеп", Онэксим-банк" и др. Образование "снизу" происходило, когда промышленные предприятия для привлечения инвестиций и повышения привлекательности совместно с инвестором (часто с группой инвесторов, которые образуют синдикат) создавали управляющую компанию [30, с. 90]. Доли акций определялись исходя из оценки стоимостей предприятий и долей инвесторов. Для реализации этой процедуры осуществляется подготовка проспекта эмиссии и его размещение: частное (как в данном случае) или открытое.

Выводы по Главе 1.

В заключение главы следует отметить, что одной отличительной чертой

холдинга является тот факт, что участник холдинга не может иметь преобладающего участия в уставном капитале головной компании. Участник холдинга (кроме головной компании) не может иметь преобладающего участия в уставном капитале другого участника (за исключением случаев создания холдинга в силу договора). К тому же, дочерние хозяйственные общества головной компании входят в холдинг и могут выйти из холдинга только вместе с головной компанией.

Кроме того, правовое значение экономической основы холдинга состоит в том, что исторически и функционально конструкции холдингового типа сложились под влиянием экономических потребностей, а не специального направленного правового регулирования. Поэтому нормы, регулирующие холдинговые взаимоотношения, представляют внешнее отражение реальных экономических процессов.

В отличие от случая с отдельной компанией, для создания холдинговой структуры практически всегда используется частное размещение. Зачастую в уже созданных и успешно работающих холдингах проводятся слияния, разделения и поглощения.

Новые технологии помогают новым компаниям начинать дело или наращивать его масштабы путем слияний и поглощений при использовании минимального капитала. Огромная скорость технологических изменений и инноваций приводит к сокращению жизненного цикла некоторых компаний. Корпорации, ранее других сумевшие осознать преимущества новых технологий, обретают пионерские конкурентные преимущества и начинают теснить прежних лидеров.


Глава 2. Финансовая модель международной холдинговой компании

2.1. Особенности управления финансами международного холдинга

Материнская компания с помощью определенной модели управляет финансами входящих в холдинг компаний. Управление финансами в холдинге подразумевает форму влияния на экономические взаимоотношения компаний, входящих в холдинг, объединенную с созданием, распределением и использованием финансовых ресурсов, посредством построения системы финансовых отношений в холдинге [23, с.79].

Помимо теоретических обоснований в процессе финансового управления холдинга возникает необходимость планирования операционных, финансовых и инвестиционных задач в деятельности холдинга, основанных, в первую очередь, на информационном обеспечении. Поскольку информационной основой финансового управления международной компанией является консолидированная отчетность, и, в частности, бухгалтерский отчет – форма №1 (баланс предприятия), в котором отражены как активы компании, так и источники средств, а эффективная система стратегического планирования должна быть ориентирована как на финансовые показатели, так и на показатели эффективности интеграции холдинга и удовлетворенность услугами компании клиентов, то совершенно логично выделение таких разделов, как интеграция системы стратегического планирования в систему бюджетирования холдинга как инструмент реализации стратегии [13, с. 201].

В условиях активной интеграции компаний важной функцией финансового управления является поиск средств для финансирования деятельности компании, с одной стороны, а с другой – максимально выгодное размещение средств. Выполнить это позволяет система эффективного финансового планирования с помощью ведущих наработок отечественных экономистов и современных достижений западных практиков.

Финансовые потоки холдинговой группы составляют основу ее работы,

так как от своевременности, полноты и частоты поступления финансовых средств зависит непрерывность всех процессов в ней. Управленческие нюансы связаны с необходимостью учета множественной национальной и международной специфики в области права и экономики, наличия операций в различных валютах, особенности учета и налогообложения и роль правительственных органов в области регулирования бизнеса. Помимо этого, при слиянии компаний в холдинге возникают разного рода нюансы и дополнительные преимущества [11, с. 6].


Особенности внешней среды функционирования международного бизнеса должны также учитываться в процессе принятия управленческих решений. Для реализации международных инвестиций и международ­ных займов целесообразно прибегать непосредственно к международным рын­кам капитала – международному валютному рынку, рынку еврокредитов, международному рынку акций. Выручка и затраты компаний, выполняющих экспортно-импортную деятельность, находятся в зависимости от состо­яния соответствующих международных товарных рынков поэтому требуется мониторить и прогнозировать конъюнктуру этих разнообразных рынков. Помимо этого менеджмент международной холдинговой компании должен знать механизмы взаимодействия с институтами и посредниками на этих рынках: банками, инвестиционными компаниями, биржами, консалтинговыми и рейтинговыми агентствами и пр. Выход компаний на международные товарные рынки и международные рынки капитала, а также прямые зарубежные инвестиции имеет законодательную и нормативную регламентацию как со стороны национальных законодательных и исполнительных органов, так и международных организаций – ГАТТ, BTO, МВФ, МБР, ФАТФ [15, с. 7].

Немаловажное значение имеет определение функций и задач системы управления финансами холдинга. На основе пяти классических функций управления, разработанных Анри Файолем – предвидение, организация, руководство, координация, контроль – можно рассматривать такие функции

финансового менеджмента холдинга:

1. Разработка финансовой стратегии и финансовой политики холдинга на долгосрочную перспективу. В зависимости от используемой информации о прошлом, настоящем или будущем финансовом состоянии различают реактивное («возврат к прошлому»), инактивное (приспособление к настоящему), преактивное (оценка будущих событий с использованием экономико-математических методов прогнозирования) и интерактивное (проектирование будущего с применением модернизации) направления финансовой стратегии [21, с. 121].

2. Построение структуры холдинга и структуры финансовой службы холдинга.

3. Подготовка долгосрочных и оперативных финансовых планов –создание системы бюджетирования. Цель бюджетирования – обеспечение воспроизводственного процесса соответствующими как по объему, так и по структуре финансовыми ресурсами [13, с. 307].

4. Создание единых стандартов учета, бюджетирования и иных финансовых решений для всех компаний холдинга.

5. Контроль за исполнением целевых показателей финансовых планов и соблюдением процедур.


2.2. Финансовая структура международнго холдинга

Финансовая модель в холдинге строится с учетом распределения функций и обязанностей по управлению между материнскими и дочерними компаниями. Эти функции включают в себя:

- стратегическое финансовое планирование для холдинга в целом;

- разработка стратегических планов для каждого члена холдинга;

- разработка долгосрочных финансовых планов;

- текущее и оперативное планирование;

- определение принципов ценообразования;

- формирование финансовой политики, в том числе, налоговой, кредитной и инвестиционной политики холдинга;

- организация системы бюджетирования;

- разработка и реализация инвестиционных проектов;

- оптимизация финансовых потоков;

- направления расходования прибыли;

- контроль за финансовой деятельностью членов холдинга [12, с. 393].

Что касается специфики деятельности международной холдинговой компании, то предметом пристального внимания со стороны финансового менеджмента должны стать факторы, которые влияют как на денеж­ные потоки компании, так и на структуру и стоимость ее капитала, и на дивидендную политику. К этим факторам следует отнести:

• валютные курсы;

• инфляционные дифференциалы (разницы иностранной инфляции);

• международное налогообложение;

• валютные и страновые риски;

• особенности национальных и международных стандартов учета и отчетности [15, с. 6].

Учет этих факторов позволит правильно рассчитать и прогнозировать не только денежные потоки, которые генерирует финансовая, инвестиционная и операционная деятельности компании, но и затраты на капитал (ставку дисконтирования). В свою очередь, грамотный расчет этих составляющих лежит в основе принятия решений в области международного инвестирования, между­народных заимствований, а также в международных сделках по слияниям и по­глощениям и оценки международного бизнеса.

Общепринятой и наиболее часто используемой основой для построения финансовой структуры холдинга является деление его на ЦФО (более крупно - бизнес-единицы и бизнес-направления).

Бюджетирование и учет по бизнес-единицам и ЦФО позволяют снижать не абстрактные расходы всего холдинга, а конкретные расходы по каждому структурному подразделению, тем самым оптимизируя их структуру и финансовые результаты консолидированного бюджета холдинга.