Файл: История развития менеджмента (Становление менеджмента как научной дисциплины).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 194

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • производительность труда;
  • конкурентоспособность продукции;
  • качество развития и роста, определяемое степенью инновационности технологической базы, а также адекватностью систем управления и организационного развития внутренней и внешней ситуации организации.

Увеличение и улучшение данных показателей составляют ныне основную задачу руководителей организаций, поскольку именно их совокупность определяет текущее положение организации на рынке, а также возможности и перспективы ее стабильного и успешного развития. Низкий показатель хотя бы одного из них превращает положение организации в лучшем случае в неустойчивое, а перспективы развития - в неопределенные [2].

В государствах, имеющих развитую рыночную экономику, наличие сильного пресса конкуренции, эффективной (в сравнении с отечественными) судебной и законодательной систем и продолжительного опыта работы в рыночных условиях вынуждает большую часть менеджеров и предпринимателей всё время ставить и разрешать задачи, связанные со значительным улучшением данных показателей. На то же прямо нацелена и деятельность законодательных и исполнительных ветвей власти многих государств, поскольку высокий уровень данных показателей в большинстве организаций является основой высокого уровня как социальных услуг, так и экономики, и государственной обороноспособности [4].

В отечественных промышленных организациях ситуация другая. Уровень конкуренции во многих отраслях существенно ниже, нежели в развитых странах, почти нет наиболее сильной составляющей конкуренции — инновационного развития, маленький опыт работы управленцев и новых владельцев в существующих отечественных условиях нередко влекут преобладание в управлении краткосрочных и сиюминутных интересов и соответственно простых, нацеленных на 1, максимум 2 года управленческих решений. Однако за 1-2 года почти невозможна разработка и реализация крупных, важных целей развития. Фирмам приходится ограничиваться слабым развитием. Это происходит при условиях, когда по ключевым показателям собственного развития, к примеру по годовым объемам продаж, приходящимся на одного работника, лучшие отечественные организации отстают от собственных аналогов в развитых государствах в 7-10 раз [10].

Понятие «изменение» предполагает, что у двух последовательных моментов времени есть очевидные различия в ситуации, человеке, рабочей группе, предприятии либо взаимоотношениях. Также изменение может пониматься как процесс смены одного состояния на другое. Изменения на предприятии могут затрагивать любой аспект или фактор.


В их число входят:

1. Основная структура. Изменение характера и уровня деловой активности, правовой структуры, собственности, источников финансирования организации, характера международных операций, организация слияний, разделений, совместных предприятий или проектов.

2. Задачи деятельности. Изменение ассортимента продукции и набора оказываемых услуг, появление новых рынков, клиентов и поставщиков.

3. Применяемая технология. Изменение оборудования, материалов и энергии, технологических и информационных процессов.

4. Управленческие процессы и структуры. Изменение внутреннего содержания организации, трудовых процессов, принятия решения, информационных систем.

5. Организационная культура. Изменение ценностей, традиций, неформальных отношений, мотивов и процессов, стиля руководства.

6. Человеческий фактор. Изменение руководства и подчинения, уровня их компетентности, отношений, мотивации, поведения и эффективности в работе.

7. Эффективность работы организации. Изменение финансовых, экономических, социальных аспектов ее деятельности, изменение ее делового престижа в глазах общественности, а также деловых кругов [6].

Обновление организации является процессом замены устаревших и неспособных в необходимой мере исполнять собственные функции, ее элементов, новыми либо дополнение их ранее не существовавшими в целях приблизить ее возможности к требованиям жизни. Отставание от нее сказывается в первую очередь на общих результатах ее деятельности, влекут сужение круга покупателей и клиентов, снижение качества товаров и услуг, уменьшение масштабов сбыта, и в результате выражается в падении прибыли.

Бизнес, как правило, делят на крупный, средний и мелкий. Есть конкретные критерии для отнесения предприятий, организаций к определенному виду бизнеса. В зависимости от его размера данные критерии исследуются в соответствующих дисциплинах.

Цель каждой организации (каждого бизнеса), а соответственно, и ключевая задача его управления — производить товары или предоставлять услуги, говоря иначе, удовлетворять социальные потребности клиентов через рынок. В связи с чем наряду с менеджментом, который охватывает организационно-человеческий аспект управления предприятием, возникло самостоятельное направление деятельности, изучающее внешнюю среду, которая прилегает к организации, то есть собственно рынок и его инфраструктуру. Данное направление деятельности управления производством стало называться «маркетинг». До середины XX в. Он не выделялся из менеджмента, являлся его составной сбытовой функцией.


Маркетинг — это система управления деятельностью фирмы по разработке, производству и сбыту товаров или предоставлению услуг на основе изучения рынка в интересах получения прибыли.

Маркетинг в широком смысле слова включает в себя не только анализ рынка и тем более не только простой сбыт товаров, как иногда принято считать. Маркетинг, являясь частью бизнеса, изучая, а порой и формируя потребности покупателя, оказывает самое прямое влияние на производство товаров или услуг в организации или на предприятии [11].

До сих пор менеджмент рассматривался как управление фирмой к условиях рыночной экономики. Понятие менеджмента намного шире, и оно имеет неоднозначную трактовку. Термин «менеджмент может употребляться в следующих смыслах:

  • наука управления;
  • практика управленческой деятельности;
  • власть и искусство управления;
  • манера общения с людьми;
  • орган управления и др.

В зарубежной литературе принято широкое толкование понятия «менеджмент», и в современной управленческой литературе существует более ста понятий, включающих слово «менеджмент». Приведем несколько видов менеджмента:

  • формам собственности: государственный, частный;
  • направлениям деятельности: стратегический, инновационный, финансовый, маркетинговый;
  • виду деятельности организаций: фирменный, производственный;
  • целям: коммерческий, некоммерческий и пр.

В каждом из видов можно найти общие черты и различные элементы, которые в первую очередь касаются целей, поэтому правильнее было бы уточнять, о каком виде менеджмента идет речь. Когда говорят об управлении деятельностью организации в целом (или ее самостоятельных хозяйственных подразделений), то имеют в виду менеджмент общий.

Менеджмент как вид деятельности уже давно существует в форме синтеза науки и искусства. Исследования показывают, что роль научных знаний в настоящее время все возрастает. Искусство управлении это прежде всего мастерство руководителя и работников аппарата управленческих задач. Эти две стороны управления — наука и искусство — не следует разделять и тем более противопоставлять. Там, где управление перестает быть искусством, оно теряет свое значение  как наука.

Высокое искусство управления должно базироваться на научной основе, глубоких знаниях, в том числе в области философии, экономики, социологии, психологии, техники и т. д.

Центральной фигурой в системе менеджмента является менеджер. существует множество определений понятия «менеджер». Если выделять главное, то менеджер — профессиональный наемный управляющий, власть которого не распространяется на собственников капитала.


Менеджер, как правило, обладает специальным образованием, причем зачастую в дополнение к имеющемуся инженерному, юридическому, экономическому и т.п. Правда, он может и не иметь специального образования в области управления, но обладает необходимыми качествами и навыками для эффективного руководства, что характерно для быстро развивающейся сферы малого бизнеса. Менеджеры работают во всех эшелонах управления, в их задачу входит организация конкретной работы определенного числа сотрудников, которые подчиняются ему.

Менеджер с английского переводится как «управляющий». В русской управленческой литературе синонимом понятия «менеджер» могут служить «руководитель», «управляющий», «начальник». Точнее всего смысл понятия «менеджер» передает практически неупотребляемое ныне слово «надсмотрщик». В прошлом, правда, в него вкладывался и иной смысл. Теперь же более точной формулировкой, хотя и несколько упрощенной, будет «ответственный за надзор над всем подразделением в целом».

Дадим более развернутое определение понятия «менеджер». Менеджер — лицо, занимающее постоянную должность и отвечающее за конкретный хозяйственный объект или конкретный участок в системе управления, имеющее в своем подчинении одного или группу работников и наделенное правами и полномочиями по принятию решений, реализации этих решений и распоряжению ресурсами: людьми, материалами, оборудованием, финансами и т.д. Он лично направляет подчиненных на достижение целей организации. Влияние на подчиненных и распоряжение теми или иными ресурсами составляют основу труда менеджера. При этом он получает власть от вышестоящего руководства (совета директоров, собственников и т.д.), т.е. является исполнительным руководителем, руководителем-организатором.

Термин «менеджер» имеет широкое толкование и употребляется в следующих значениях [10]:

  • как должность — менеджер по рекламе, по связям с общественностью и т.д.;
  • вышестоящий руководитель по отношению к подчиненным: шеф, босс и т.д.;
  • администратор;
  • руководитель фирмы в целом или ее подразделением (управляющий отделом, отделением);
  • организатор конкретных видов работ.

Специфика труда менеджера заключается в том, что он как руководитель не принимает непосредственного участия в процессе производства. Этому утверждению соответствует американское определение. Миссия управления: «делать что-либо руками других».


2.2. Особенности российского менеджмента и ведения бизнеса

В России слово «менеджмент» как управление в условиях рыночной экономики является новым термином, сущность которого отличается от традиционного управления централизованной командно-административной системы, которая функционировала в России весь советский период.

Старая парадигма управления в России в течение 70 лет базировалась на марксистской идеологии экономического развития, которая характеризовалась следующими особенностями:

1. Закрытостью хозяйственного комплекса страны и ориентацией на народнохозяйственную эффективность.

2. Критерием на социальную ориентацию, на общественную собственность и справедливое разделение по результатам труда.

3. Крайней политизацией, вызвавшей монополизацию и концентрацию производства.

4. Централизацией и бюрократизацией управления.

В новой парадигме управления в российском менеджменте развиваются такие процессы, как:

1. Интеграция хозяйства России в мировую экономику.

2. Формирование и функционирование рыночных хозяйственных субъектов как открытых систем.

3. Гибкое сочетание методов государственного управления и рыночного регулирования.

4. Использование рыночных и административных методов управления предприятиями различных направлений деятельности и форм собственности [12].

Российское предприятие, становясь самостоятельным объектом товарно-денежных отношений, полностью отвечающим за результаты своей хозяйственной деятельности, должно сформировать у себя систему эффективного управления (менеджмента), который смог бы позволить предприятию добиться конкурентоспособного и устойчивого положения на рынке.

По сравнению со старой системой управления, существовавшей много лет на российских предприятиях, в новых условиях появляются новые функции: разработки стратегии и политики развития, поиск необходимых материальных и трудовых ресурсов, совершенствование производственной и организационной структур управления предприятием [14].

В этих условиях резко возросли требования к российским менеджерам за своевременность и качество принимаемых решений. Усилилась роль научно-технического прогресса, дающего возможность путем нововведений удовлетворять потребности рынка. В российском бизнесе появилась острая необходимость проведения маркетинговых исследований, позволяющих изучить эти потребности. Для осуществления производства конкурентоспособной продукции в условиях минимизации издержек производства все большее значение приобретают вопросы, связанные с управлением персонала, который в новых российских реалиях становится основным ресурсом.