Файл: История развития менеджмента (Становление менеджмента как научной дисциплины).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 192
Скачиваний: 2
Введение
Усложняющиеся условия нынешнего управления требуют постоянно развивать теоретические концепции управления и прикладные управленческие технологии.
Проследить то, как в действительности реализуются стратегические цели экономической и организационной политики организации, а также узнать, каковы механизмы их достижения, дает возможность теоретико-методологический аппарат менеджмента, как науки управления.
Необходимость совершенствовать систему управления на современной стадии определяют многие факторы. Это как оптимизация численности аппарата управления, его функций; так и введение автоматизированных систем управления, а также создания систем принятия решения.
Человеческие ресурсы - основной фактор деятельности предприятия. Управление персоналом выступает как одна из самых важных сфер жизни организации, способной к многократному повышению ее эффективности, а непосредственно понятие «управление персоналом» рассматривают в довольно широком диапазоне: от экономико-статистического до философско-психологического.
Для того, чтобы предприятие могло достичь своих целей, его задачи нужно скоординировать. Поэтому управление – очень важная деятельностью для организации. Оно является неотъемлемой частью каждой человеческой деятельности, которой в определенной мере нужна координация. Управление необходимо не только производству, но и государствам, городам и территориям, отраслям, больницам и университетам, церквям и агентствам социального обеспечения.
Менеджмент предприятия, работающего в рыночной среде, выдвигает высокие требования к профессионализму управленческого персонала. Управленец сегодня – это человек, которые знает и общие основы науки управления, и имеет специфические знания и умения в сфере стратегии управления, маркетинга, инновации, управления производством и персоналом.
Основная цель любой организации в условиях рынка - сохранять и расширять свои позиции на рынке либо его сегменте, наращивать или, по крайней мере, стабильно получать прибыль. Это может быть лишь при ориентации на максимизацию прибыли, главное средство достижения которой - обеспечение высокого уровня конкурентоспособности услуг и работ предприятия, гибкая тарифная политика, введение принципов маркетинга.
Управленческая деятельность является одним из наиболее важных факторов функционирования и развития организации в условиях экономики рынка. Данная деятельность непрерывно улучшается согласно объективным требованиям производства и продажи продукции, усложнению хозяйственных связей, увеличению роли потребителя в создании технико-экономических и прочих параметров предприятия.
Основная цель курсовой работы - исследовать основные этапы становления и развития менеджмента как науки.
В целях достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
- Изучение основных этапов развития менеджмента как научной дисциплины;
- Рассмотрение основных принципов управления предприятием;
- Рассмотрение особенностей современного отечественного менеджмента;
- Рассмотрение соотношения понятий «менеджмент» и «бизнес».
Предмет исследования – менеджмент как научная дисциплина.
Объект исследования – становление и развитие менеджмента как науки.
1. Становление менеджмента как научной дисциплины
1.1. Эволюция менеджмента как научной дисциплины
Степень развития организаций в нынешних условиях высокой конкуренции, а также глобализации сбыта и производства определяют прежде всего три, одинаково важные показатели их деятельности:
- производительность труда;
- конкурентоспособность продукции;
- качество развития и роста, определяемое степенью инновационности технологической базы, а также адекватностью систем управления и организационного развития внутренней и внешней ситуации организации.
Увеличение и улучшение данных показателей составляют ныне основную задачу руководителей организаций, поскольку именно их совокупность определяет текущее положение организации на рынке, а также возможности и перспективы ее стабильного и успешного развития. Низкий показатель хотя бы одного из них превращает положение организации в лучшем случае в неустойчивое, а перспективы развития - в неопределенные [2].
В государствах, имеющих развитую рыночную экономику, наличие сильного пресса конкуренции, эффективной (в сравнении с отечественными) судебной и законодательной систем и продолжительного опыта работы в рыночных условиях вынуждает большую часть менеджеров и предпринимателей всё время ставить и разрешать задачи, связанные со значительным улучшением данных показателей. На то же прямо нацелена и деятельность законодательных и исполнительных ветвей власти многих государств, поскольку высокий уровень данных показателей в большинстве организаций является основой высокого уровня как социальных услуг, так и экономики, и государственной обороноспособности [4].
В отечественных промышленных организациях ситуация другая. Уровень конкуренции во многих отраслях существенно ниже, нежели в развитых странах, почти нет наиболее сильной составляющей конкуренции — инновационного развития, маленький опыт работы управленцев и новых владельцев в существующих отечественных условиях нередко влекут преобладание в управлении краткосрочных и сиюминутных интересов и соответственно простых, нацеленных на 1, максимум 2 года управленческих решений. Однако за 1-2 года почти невозможна разработка и реализация крупных, важных целей развития. Фирмам приходится ограничиваться слабым развитием. Это происходит при условиях, когда по ключевым показателям собственного развития, к примеру по годовым объемам продаж, приходящимся на одного работника, лучшие отечественные организации отстают от собственных аналогов в развитых государствах в 7—10 раз [10].
Понятие «изменение» предполагает, что у двух последовательных моментов времени есть очевидные различия в ситуации, человеке, рабочей группе, предприятии либо взаимоотношениях. Также изменение может пониматься как процесс смены одного состояния на другое. Изменения на предприятии могут затрагивать любой аспект или фактор.
В их число входят:
1. Основная структура. Изменение характера и уровня деловой активности, правовой структуры, собственности, источников финансирования организации, характера международных операций, организация слияний, разделений, совместных предприятий или проектов.
2. Задачи деятельности. Изменение ассортимента продукции и набора оказываемых услуг, появление новых рынков, клиентов и поставщиков.
3. Применяемая технология. Изменение оборудования, материалов и энергии, технологических и информационных процессов.
4. Управленческие процессы и структуры. Изменение внутреннего содержания организации, трудовых процессов, принятия решения, информационных систем.
5. Организационная культура. Изменение ценностей, традиций, неформальных отношений, мотивов и процессов, стиля руководства.
6. Человеческий фактор. Изменение руководства и подчинения, уровня их компетентности, отношений, мотивации, поведения и эффективности в работе.
7. Эффективность работы организации. Изменение финансовых, экономических, социальных аспектов ее деятельности, изменение ее делового престижа в глазах общественности, а также деловых кругов [6].
Менеджмент является социально-гуманитарной наукой. Помимо этого, менеджмент является наукой прикладной, поскольку вооружает реальную практику навыками и приемами.
На создание менеджмента как науки оказали влияние достижения дисциплин: психологии, психофизиологии, социологии, органомики, общественных наук.
Основоположник менеджмента как науки – ученый из США Ф. Тейлор [12].
Менеджмент, как категория людей либо аппарат управления. Людей, которые профессионально занимаются управлением, именуют менеджерами, поэтому термин «менеджмент» предполагает определенную категорию людей и аппарат управления определенным предприятием.
Менеджер является наемным работником, управляющим, специалистом по менеджменту.
На конец XIX – начало XX в. возникли первые работы, где попытались провести научное обобщение накопленного опыта и формирование основ науки менеджмента. Это выступило как ответ на потребности промышленного развития, массовый сбыт и производство, направленность на рынки большой емкости, а также крупномасштабную организацию в виде акционерных обществ и мощных корпораций.
Традиционное направление менеджмента состояло из трех областей:
- научного менеджмента – акцент делали на научно обоснованную организацию производства, а также рациональность и преподнесение менеджмента как промышленного (Ф. Гилберт, Ф.У.Тейлор, Г. Гант) [8];
- административный менеджмент – обращали внимание на организацию в целом и такие функции: планирование, организации, командную цепочку, координацию и контроль (А. Файоль, М.П. Фоллет);
- концепция бюрократических организаций подразумевала четко определять должностные обязанности и ответственность работников, вести формальную отчетность, разделять собственность и управление, что должно было выстраиваться на рациональной и безличной основе (М. Вебер).
В общем период преобладания классического направления менеджмента являлся плодотворным – возникновение науки управления, нового фундаментального понятия, произошло повышение эффективности.
В качестве самостоятельной науки менеджмент возник на рубеже XIX–XX вв. Именно в то время возникли первые работы, которые посвящены управлению хозяйственной деятельностью.
Это во многом предопределили потребности капиталистического общества. Деление труда повлекло, что производство выступило очень сложным, а, соответственно, усложнились также механизмы управления им.
Помимо этого, осознали, что в отсутствие эффективного управления предприятие не может нормально функционировать, а это предполагает в том числе и извлечение прибыли. Это и выступило как основная предпосылка создания представлений об управлении.
Впервые идею менеджмента как особенной специализации, особенной профессии высказал, по-видимому, в 1866 г. американский бизнесмен Г. Таун. Таун выступал на собрании американского общества механиков-инженеров с докладом, где указывал на необходимость подготовки специалистов-управленцев.
Основатель классической школы «научного менеджмента» - Фредерик Тейлор (1856–1915), он был инженером-практиком и менеджером, занимавшимся решением в собственной повседневной работе проблемы рационализации производства и труда для увеличения эффективности и производительности. Ключевые взгляды Тейлора выражены в книгах «Управление предприятием» (1903), «Принципы научного управления» (1911) [10].
Ключевая идея Тейлора заключала в том, что управление должно выступить системой, которая основана на конкретных научных принципах, нужно осуществлять при помощи специально разработанных методов и мероприятий, т.е. что требуется проектирование, нормирование, стандартизация не только техники производства, но и труда, его организации и управления, требуется совершенствование системы оплаты труда. Применение идей Тейлора на практике доказало всю собственную важность при обеспечении значительного роста производительности труда.
Бурным развитием промышленности предопределена дальнейшая эволюция научных взглядов традиционной школы. Развитие идей Тейлора продолжил выдающийся французский инженер Анри Файоль (1841–1925), предложивший формализованную характеристику работы управляющих в предприятиях, с выделением характерных для них видов деятельности или функций: планирования, организации, руководства, координации и контроля. Он сформулировал принципы менеджмента, которыми нужно было руководствоваться в процессе решения управленческих задач и выполнения функций менеджмента. Файоля признают как основателя т.н. классической административной школы управления. Вклад этой школы состоит в том, что она рассматривает управление, в качестве универсального процесса, включающего несколько взаимосвязанных функций. Она создала теорию управления всем предприятием.
К классической теории управления примыкает близко теория идеального типа административной организации, которую назвал ее автор, немецкий социолог Макс Вебер (1864–1920) «бюрократией». Большая часть американских теоретиков управления при высокой оценке эвристического значения организационной модели Вебера, отмечает вместе с тем, что он был заинтересовано лишь в формальной организации управления, а все отклонения от нее им рассматривались как «идиосинкразия», не представляющая интереса для теоретика.