Файл: 2 Отечественные и зарубежные подходы к профилактике.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Материал по теме:

2.2. Отечественные и зарубежные подходы к профилактике
деструктивного поведения

ФИО слушателя __________________________________________

ВВЕДЕНИЕ
ХХ век поднял развитие психологии на невиданную высоту в немалой степени благодаря попыткам анализа деструктивной деятельности человека, которая особенно ярко проявилась в этот период. Анархистский террор, массовые убийства, революции, войны, многочисленные репрессии, акты геноцида. Этот век отметился громкими насильственными преступлениями, в том числе политическими: Австро-Венгрия – эрцгерцог Франц Фердинанд;
США – Дж. Кеннеди, М.Л. Кинг и Дж. Леннон, Швеция – У. Пальме, Индия – Индира Ганди и др.

Именно в конце этого столетия в США и Западной Европе психология деструктивного поведения сформировалась в самостоятельную научную и учебную дисциплину. Хотя анализ деструктивности человеческой природы пытались осуществить ещё мыслители далекого прошлого, а современное развитие общества, характеризующееся нарастанием социальных, экономических и политических кризисов, существенно обострило проблему деструктивного поведения личности, придав ей особую значимость и актуальность, проблема эта остаётся мало исследована

Ни религиозные, ни правовые, ни моральные нормы не в состоянии пока полностью предотвратить распространение и рост проявлений деструктивности. Ни комфортные условия существования, ни пропаганда здорового образа жизни не приводят к снижению деструктивности. В ХХI веке ширится сфера проявления человеческой деструктивности. Она охватывает не только отношения людей друг к другу, но и отношение к природе, памятникам культуры, религиозным ценностям, да и простейшие предметы созидательного труда людей подвергаются бессмысленному разрушению. Учитывая современный уровень развития техники и технологии, деструктивная деятельность в настоящее время представляет реальную угрозу не только для отдельных социальных групп, но и для всего человечества.

Россия, несмотря на более позднее, чем на Западе, включение в исследование этой проблемы и отсутствие большого теоретического и эмпирического опыта, активно развивает это направление в психологии и педагогике. Вклад отечественных учёных в анализ деструктивного поведения подростков и молодёжи вызывает большой интерес, так как рассматривает этнопсихологические и культурологические особенности нашей страны.


1. Общие принципы в формировании подходов к профилактике деструктивного поведения




Озабоченность мирового сообщества ростом числа проявлений и разнообразием форм деструктивного поведения детей и подростков выразилась сегодня в том, что Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила эту проблему в качестве одной из главных проблем здоровья человечества.

В связи с этим профилактику деструктивного поведения во всём мире понимают как систему различных (государственных, медицинских, социально-психологических и иных) мероприятий, направленных на предупреждение развития деструктивного поведения.

Базируется эта профилактика на выявлении потенциально опасных ситуаций, связанных с проблематикой деструктивного поведения детей и подростков, а также на создании благоприятного психологического климата, повышении компетентности педагогов, родителей, учащихся, других субъектов (участников) – органов и учреждений системы профилактики, на их чётком и организованном межведомственном взаимодействии.

Профилактика деструктивного поведения среди несовершеннолетних во всём мире осуществляется на основании Руководящих принципов Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы). Приняты и провозглашены они были резолюцией 45/112 Генеральной Ассамблеи от
14 декабря 1990 года. При выполнении настоящих Руководящих принципов, в соответствии с национальными правовыми системами, благополучие молодых людей с раннего детства должно быть в центре внимания любой профилактической программы1.

На всех уровнях правительства разрабатывают комплексные планы предотвращения правонарушений, которые включают в себя:

– углубленный анализ проблемы и перечень имеющихся программ, услуг, объектов и ресурсов;

– четко определенные обязанности квалифицированных агентств, учреждений и персонала, участвующих в профилактических мероприятиях;

– механизмы соответствующей координации превентивных усилий между правительственными и неправительственными учреждениями;

– постоянный контроль и тщательная оценка результатов реализации политики, программ и стратегий, основанных на прогностических исследованиях;

– методы эффективного уменьшения возможности совершения правонарушений;

– участие сообщества через широкий спектр услуг и программ;

– тесное междисциплинарное сотрудничество между национальными, государственными, региональными и местными правительственными учреждениями с участием частного сектора, представителей гражданского общества;



- мониторинг условий труда, ухода за детьми, организации санитарного просвещения, социальных, правоохранительных и судебных органов в принятии согласованных мер по предупреждению преступности среди несовершеннолетних и молодежи;

– участие молодежи в политике и процессах предотвращения правонарушений, включая использование ресурсов сообщества, самопомощь молодежи и программы компенсации и помощи жертвам;

– специализированный персонал на всех уровнях.

2. Специфика зарубежных подходов к профилактике деструктивного поведения



Врожденное зло в душах людей описывали многие древние мыслители Востока и Запада. К таким можно отнести китайского мудреца Сюнь-цзы и древнегреческого философа Платона. И. Кант упоминал о разрушительных устремлениях, свойственных природе человека. Философов волновали общие методологические вопросы этого явления. В большей степени философский анализ разрушительной активности человека представлен в трудах экзистенциалистов: Ж.-П. Сартра, А. Камю, С. Кьеркегора, К. Ясперса.

Однако переворот в осмыслении психологии деструктивного поведения человека произвела концепция основателя психоанализа З. Фрейда. Из всех тогда известных теорий она наиболее обоснованно объясняла наличие разрушительного начала в природе человека.

З. Фрейд пришел к выводу, что человеку присущи два основных инстинкта: Эрос – инстинкт жизни, энергия которого (известная как «либидо») направлена на упрочение, сохранение и воспроизведение жизни; и Танатос – инстинкт смерти, энергия которого направлена на разрушение и прекращение жизни2.

Серьёзный прорыв в изучении деструктивности поведения человека совершил известный американский ученый Э. Фромм, который посвятил данному феномену отдельную книгу «Анатомия человеческой деструктивности»3.

Интересный подход к анализу саморазрушительного поведения человека сформулировал Н. Фарбероу4. Согласно его теории, к деструктивному поведению следует относить не только завершенные самоубийства, но и алкоголизм, токсикоманию, наркотическую зависимость, пренебрежение врачебными рекомендациями, трудоголизм, делинквентные поступки, неоправданную склонность к риску, опрометчивый азарт. Этот подход позволил ему разработать принципы современной профилактики самоубийств и стать инициатором создания центров их профилактики в США, а затем во многих странах мира.


Подход польского ученого Ю. Козелецкого к данной проблеме указывает на то, что человеку присуща «трансгрессия» – стремление к постоянному преодолению своих прежних достижений и результатов, желание выйти за пределы того, чем он обладает. Учёный выделяет конструктивную, созидающую трансгрессию (творчество) и деструктивную трансгрессию (действия, приводящие к разрушению достигнутого прежде уровня развития – деградации)5.
За последнее двадцатилетие психология добилась поистине огромных успехов и предлагает новые инструменты по преодолению закоренелых самодеструктивных паттернов. Большой вклад в достижение этих успехов внёс Ричард О’Коннор своей книгой «Психология вредных привычек»6, в которой он предложил оригинальный подход в разработке:

принципов, позволяющих не дать «непроизвольному Я» уничтожить человека;

способов научиться следить за своими мыслями, чувствами и поведением;

технологии использования метода ежедневной регистрации настроения, который помогает сохранять контроль над внутренним миром.


За последнее десятилетие многие зарубежные исследователи определили стратегии вмешательства и модели программ, которые сокращают преступность среди подростков и молодежи и способствуют их позитивному социальному развитию. 

Так, Питер В. Гринвуд7, например, оценивает первичную профилактику правонарушений не только с точки зрения спасения жизни молодёжи и снижения преступности в обществе, но и с позиции экономической целесообразности.

Привыкшие учитывать экономическую целесообразность любых действий, наши заокеанские коллеги утверждают - предупредительные действия государства и общества в этом направлении предотвращают начало преступной карьеры с юного возраста. Арест, преследование, заключение и лечение несовершеннолетних правонарушителей обходятся государствам в миллиарды долларов в год. Инвестирование в успешные программы предотвращения правонарушений может сэкономить налогоплательщикам от семи до десяти долларов на каждый вложенный доллар, в первую очередь за счет сокращения расходов на тюрьмы. 

В своём исследовании Гринвуд указывает на то, что учёные выявили дюжину «проверенных» программ профилактики правонарушений. Еще двадцать-тридцать «перспективных» программ продолжают проходить испытания. Автор рассматривает методы, используемые для определения лучших программ, объясняет, как измеряется успех программы, предоставляет обзор работающих программ и предлагает рекомендации о том, как юрисдикции могут перейти к основанным на фактах практикам.


Много внимания уделяется за рубежом проблемам девиации, связанным с клинической детской и подростковой психологией. Например, в статье Майкла Маккарта и Эшли Дж. Шейдов «Доказательные психосоциальные методы лечения подростков с деструктивным поведением» в «Журнале клинической детской и подростковой психологии» за сентябрь 2016 г. (№ 45 (5), с. 529–563) анализируются два многокомпонентных метода лечения, которые объединяют стратегии семейной, поведенческой и когнитивно-поведенческой терапии. Даётся краткое описание этих методов, а также двух дополнительных многокомпонентных методов лечения и двух когнитивно-поведенческих методов лечения, которые соответствовали критериям как вероятно эффективные. Перечислены методы лечения, которые обозначены как возможно эффективные, экспериментальные или имеющие сомнительную эффективность. Кроме того, авторы подводят итоги исследования модератора-посредника. Результаты показывают, что произошло заметное расширение исследований методов лечения деструктивного поведения подростков, особенно методов лечения, которые являются многокомпонентными по своей природе. 

Проблему первичной профилактики правонарушений среди несовершеннолетних во всём мире тесно связывают с предупреждением противоправного поведения футбольных фанатов. За рубежом уже долгое время уделяют большое внимание этим вопросам, совершенствуя арсенал соответствующих мер, применяемых для профилактики такого поведения среди молодёжи.

Так, по мнению Д. Бодина, Л. Робена и С. Хиса, молодые люди, которые больше не признают социальные ценности, превращают спорт в средство решения психических и социальных проблем, с которыми они сталкиваются в своей жизни.

Особое внимание за рубежом уделяется влиянию на поведение футбольных болельщиков средств массовой информации. Большая часть журналистов отправляются на матчи не столько для того, чтобы осветить игру, сколько для того, чтобы заснять поведение фанатов и их столкновения. Освещению беспорядков и инцидентов, в особенности в британской жёлтой прессе, посвящают целые полосы, снабжая их сенсационными заголовками.

В странах Европы, где есть серьезное противостояние между болельщиками различных клубов и высок уровень футбольных беспорядков, фанаты бьются не только за свой клуб, но и за громкие заголовки газет.