Файл: Эффективность менеджмента организации (Теоретические основы исследования эффективности менеджмента предприятия).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы исследования эффективности менеджмента предприятия
1.1 Понятие, сущность эффективности менеджмента предприятия
1.2. Критерии и показатели эффективности менеджмента предприятия
Глава 2. Анализ эффективности менеджмента ООО «Агроснабтехсервис»
2.1. Организационная характеристика предприятия
Глава 3. Пути повышения эффективности менеджмента ООО «Агроснабтехсервис»
Известен индикаторный подход, при котором уровень эффективности менеджмента компании определяется с помощью, так называемых индикаторов.
Индикаторы рассматриваются как пороговые значения показателей, характеризующих деятельность предприятия. По нашему мнению, учет и контроль являются способами обеспечения эффективности менеджмента компании, а экономический анализ является средством диагностики эффективности деятельности предприятия. Взаимосвязь учета и контроля с процессом обеспечения эффективности менеджмента предприятия показана на рисунке 2.
Рисунок 2. Взаимосвязь учета и контроля с процессом обеспечения эффективности менеджмента предприятия
Критерием эффективности менеджмента предприятия считается более полное удовлетворение запросов потребителя при высоком качестве обслуживания и рациональности использовании всех видов ресурсов.
В качестве основного эффективности деятельности менеджмента предприятия некоторые исследователи рассматривают получаемую в результате взаимодействия с субъектами внешней среды прибыль, которой предприятия могут уже распоряжаться по своему усмотрению, то есть чистая прибыль. При отсутствии прибыли или, более того, убытках, нельзя говорить о соблюдении интересов эффективности деятельности предприятия.
Напротив, в этом случае перед предприятием реально стоит угроза банкротства. Следовательно, предлагаемый подход к выбору критерия оценки эффективности менеджмента строится на получении предприятием прибыли, а значит, и эффективности управления.
Оценка экономической эффективности менеджмента на микроуровне предусматривает анализ показателей, традиционно используемых при анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия: прироста объемов реализованной продукции, прибыли, рентабельности, фондоотдачи, фондоемкости, капиталоемкости, продуктивности труда. В системе оценки эффективности менеджмента предприятия очень важными считаются группа показателей деловой активности предприятия, характеризующая оборачиваемость капитала предприятия[15].
В целом, кроме оценки финансового состояния производственно-хозяйственной деятельности предприятия, важнейшими показателями, характеризующими состояние эффективности менеджмента предприятия, по мнению многих авторов, является оценка его технического уровня[16].
Техническая сторона производства имеет первостепенное значение для экономики предприятия. От нее зависит рост производительности труда, экономное расходование сырья, материалов, электроэнергии, выпуск продукции высшего качества[17].
Другие количественные показатели деятельности системы управления в менеджменте включают: трудовые ресурсы. Трудовые ресурсы считаются активной частью производительных сил, а это означает, организация их деятельности и эффективность использования напрямую влияют на результаты эффективности менеджмента. Эффективность производства может увеличиваться даже при сокращении объема реализации, но это допустимо только, если качество продукции повышается стремительными темпами, чем темпы уменьшения объема выпуска и реализации продукции. Улучшение качества производимой продукции можно добиться за счет многих факторов, таких как техническое совершенствование производства, проведение работ по модернизации[18].
Содержание основных показателей эффективности менеджмента проиллюстрировано таблицей 3. Уровень экономической эффективности менеджмента зависит от разнообразия взаимосвязанных факторов. Для каждой отрасли предприятия в результате ее технико-экономических особенностей свойственны характерные факторы эффективности.
Принятие управленческих решений считается главным инструментом контролирующего влияния, в конечном счете, на развитие решений, их принятие, реализацию и контроль. Оценка эффективности принятия управленческих решений играет значительную роль в деятельности всей компании. На этапе принятия управленческого решения нужно делать значительную работу по разработке лучшего варианта постановления, чтобы в дальше избегать и некачественной и неэффективной работы[19].
Таблица 3
Основные показатели для эффективности менеджмента
Обобщающие показатели |
Показатели |
Показатели эффективности использования производственных фондов |
Показатели |
производство чистой доля прироста продукции за счет интенсификации производства; народнохозяйственный эффект использования единицы продукции |
темп роста производительности труда; доля прироста продукции за счет увеличения производительности труда; абсолютное и относительное высвобождение работников; коэффициент использования полезного фонда рабочего времени; трудоемкость единицы продукции; зарплатоемкость |
общая фондоотдача; фондоотдача активной части основных фондов; рентабельность основных фондов; фондоемкость единицы продукции; материалоемкость |
оборачиваемость рентабельность капитальных вложений; срок окупаемости капитальных вложений |
Большинство российских авторов для оценки эффективности менеджмента предлагают общеизвестные методы анализа внешней и внутренней среды предприятия, чаще всего заимствованные из зарубежной практики, а именно: SWOT-анализ, PEST-анализ, матрицы БКГ, Мак-Кинси Однако не так уж часто в отечественной и зарубежной литературе встречаются комплексные методики анализа предприятия, которые могли бы применяться в практике оценки эффективности менеджмента. Все они обладают различной степенью полноты анализируемых факторов, хотя последовательность действий в ходе анализа в целом одинакова[20].
Отдельное значение обладают показатели социальной эффективности управления это и рост научно-технического уровня управления, и степень интеграции процессов управления, и увеличение квалификации менеджеров, и рост уровня обоснованности принимаемых решений, и развитие организационной культуры и управляемость системы, и удовлетворенность трудом, и повышение общественного доверия, и усиление социальной ответственности организации и экологические последствия[21].
Вследствие рационализации управления если получается добиться значительного уровня приведенных выше показателей, тогда совершается положительный сдвиг в организации системы управления и при этом тогда достигается экономический эффект и эффективность.
В науке управления некоторые проблемы оценки эффективности менеджмента применительно к условиям деятельности предприятий в настоящее время поставлены, но все еще далеки от своего решения. Предприятия всегда учитывают затраты, направленные на достижение того или иного результата. В основе их прогресса, на наш взгляд лежит, повышение уровня эффективности предприятия, под которым, в первую очередь, понимается экономическая результативность хозяйственной деятельности. При этом необходимо сравнивать ожидаемую ценность того, что будет получено, с ожидаемой ценностью того, что будет потеряно[22].
В практических расчетах это определяется отношением результатов работы предприятия к затратным процессам. Относительная эффективность определяется как отношение полного эффекта управления к затратам. Следовательно, в обобщенном виде необходимо выделить следующие критерии эффективности менеджмента:
1) действенность - то уровень достижения целей компании;
2) экономичность - это соотношение необходимого и фактического расхода ресурсов;
3) качество - это соответствие характеристики продукции или услуг стандартам и запросам потребителей;
4) прибыльность - это соотношение между доходами и суммарными издержками;
5) продуктивность - это соотношение объема продукции за определенный период в натуральных, стоимостных и других показателях и затрат ресурсов, соответствующих данному объему продукции (ресурсов: трудовых, материальных, финансовых);
6) качество трудовой жизни-это условия труда всего персонала компании;
7) инновационная активность это внедрение новшеств в различных функциональных областях деятельности организации[23].
Каждому этому варианту эффективности менеджмента отвечает установленное значение критерия эффективности, и задача управления заключается в том, чтобы найти такой вариант управления, при котором соответственный критерий приобретает лучшее значение.
Подводя итог вышесказанному необходимо отметить, что оценка эффективности менеджмента считается сравнительно сложной, вследствие этого имеется значительное число критериев и методов данной оценки, которые учитывают разнообразные факторы, влияющие на эффективность[24].
Выводы
Эффективность менеджмента является результатом взаимодействия эффективностей системы и процесса управления; результат этого взаимодействия отражается в показателях деятельности предприятия. Основная цель оценки эффективности деятельности торгового предприятия – на основе всестороннего анализа разработать рекомендации по улучшению деятельности предприятия и повышению эффективности его работы.
Проведение оценки эффективности деятельности предприятия с использованием всей совокупности показателей в ходе комплексной оценки или части показателей, в ходе оценки отдельных сторон деятельности предприятия позволяет дать достоверное заключение об эффективности работы предприятия и разработать рекомендации по его дальнейшему развитию.
Глава 2. Анализ эффективности менеджмента ООО «Агроснабтехсервис»
2.1. Организационная характеристика предприятия
Общество с ограниченной ответственностью «Агроснабтехсервис» было зарегистрировано 21 октября 2005 г.
Местонахождение предприятия: 632644, Россия, Новосибирская обл., Коченевский р-он, р.п. Коченево, ул. Промышленная, 13.
Основными целями деятельности ООО «Агроснабтехсервис» являются:
- оптовая торговля эксплуатационными материалами и принадлежностями машин и оборудования;
- оптовая торговля тракторами, прочими машинами и оборудованием для сельского и лесного хозяйства;
- розничная торговля непродовольственными товарами;
- иные виды деятельности, не запрещенные действующим на территории РФ законодательством.
Организационная структура ООО «Агроснабтехсервис» представлена на рисунке 3.
Организационную структуру управления ООО «Агроснабтехсервис» можно охарактеризовать как линейно-функциональную систему. Генеральный директор самостоятельно определяет штат предприятия и затраты на его содержание. Заместитель директора (Финансовый директор), главный бухгалтер, иные работники назначаются согласно трудовых договоров приказом директора, который определяет их компетенцию и утверждает должностные инструкции.
Генеральный директор несет ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии и соблюдение законодательства при выполнении предприятием хозяйственных операций.
Генеральный директор предприятия: без доверенности действует от имени предприятия, представляет его интересы; распоряжается имуществом предприятия в пределах, установленных действующим законодательством; заключать договора, в том числе трудовые; открывать в банках расчетные и другие счета, пользуется правом распоряжаться денежными средствами; издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников предприятия.
Генеральный директор |
|||||||||||
Финансовый директор |
Коммерческий директор |
||||||||||
Главный бухгалтер |
Нач.отдела маркетинга |
Технический отдел |
департамент продаж |
||||||||
Бухгалтерия |
департамент продаж техники и оборудования |
Отдел АХО |
отделы продаж запасных частей |