ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 101
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Наши чувства, желания, настроения»
Упражнение №1
Из «волшебного ящика» каждый участник достает задание на выражение определенного чувства: радости, скуки, грусти, заинтересованности, раздражения ит.п. Листок с заданием никому не показывается. Ведущий говорит, что во время последующей игры каждый должен будет выразить заданное чувство, а остальные – догадаться, какое чувство он выражал.
Затем ребятам предлагается в течении 15 минут поиграть в игру «Стоп! Подумай! Действуй!», объединившись в группы в 3-4 человека. Каждая группа получает описание ситуации, три карточки и листы бумаги для ответов. Для каждой группы ситуации разные, но все они связаны с какими-либо реальными опасностями, которые могут встретится в жизни школьника. Например: большие ребята требуют денег; зовут «попробовать» водку, табак или наркотики, нашли снаряд или гранату и т.п..
Игра проходит следующим образом. После того как школьники ознакомятся с ситуацией, они берут первую карточку: «Стоп!» на этой карточке раскрываются переживания, чувства, желания школьника, которые могут возникнуть в этой ситуации. Задача участников – в течении четырех минут обсудить ситуацию и те переживания, которые она вызывает, и либо согласиться с ними, поставив на листе «+» либо отказаться поставить «-» и записать свои (в том случае добавляется 3 минуты).
Затем берется вторая карточка: «Подумай!» На ней записаны три возможные реакции.
В течении 3-4 минут члены группы должны обсудить, подходят ли эти реакции к предложенной ситуации, и при желании дописать свои.
После этого в течении 10 минут проводится общее обсуждение. Каждая группа рассказывает предложенную ей ситуацию и те способы выхода из неё, которые они нашли. Ведущий выделяет конструктивные решения и обращает внимание участников на значимость 3-х предложенных этапов. «Стоп!», «Подумай!», «Действуй!». Во избежание неприятностей, несчастных случаев, уверенного поведения в трудных и опасных ситуациях.
Ведущий напоминает о задании «выразить чувство», предлагает каждому написать, какое чувство выразили, по его мнению, другие члены его группы, и за тем сравнить с тем, каково было задание на самом деле.
Обсуждение: наши чувства, настроения, желания, когда они помогают, когда мешают нам. Как они соотносятся между собой. Что важнее – уметь выражать свои чувства в открытой и вместе с тем «культурной» форме уметь скрывать их. Умение выражать свои чувства и умение управлять ими.
Упражнение№2 . Закончи предложения:
Счастливее всего я чувствую себя, когда…
Хуже всего я чувствую себя, когда…
Никак не могу понять, почему я…
Главное, что я хотел (ла) бы в себе изменить, это…
Моя жизнь была бы счастливее, если бы я…
Обсуждение:
Окончание занятия.
Занятие – 6
«Победи своего дракона»
Упражнение №1
Ведущий рассказывает ребятам о том, что почти у каждого есть «свой дракон», выращенный в домашних условиях: это наши недостатки, которые мешают нам жить, но с которыми мы почему-то миримся. В один прекрасный день почти каждый решается убить своего дракона. Но потом оказывается, что это дело очень муторное и долгое, что на месте одной отрубленной головы как-то незаметно вырастает другая, потом третья. И мы приучаемся жить со своим драконом, хотя со временем он все больше портит и нашу жизнь, и жизнь наших близких.
Ребятам предлагается нарисовать или склеить по типу коллажа «своего дракона» и назвать его в целом и каждую его голову по отдельности.
После выполнения задания школьникам предлагается задание придумать историю или сказку о том, как они победят «своих драконов». История может быть изображена в виде рассказа или сценария фильма. Желающие могут объединится в группы и придумать общую историю, но и драконов, и героев должно быть столько же, сколько членов в группе.
Для сочинения каждой группе школьников или отдельному школьнику предлагается набор «игральных карт», сделанных по типу так называемых «карт Проппа». «Карты Проппа – это колода карт сделанных по типу игральных (хорошо, если они иллюстрированы, особенно шутливыми, юмористическими рисунками), на каждой из которых записана функция действующего лица или какая-либо тема для сочинения истории. Подчеркивается, что колода сложена по порядку, обычному для сказок, но они могут работать с перетасованной колодой, могут вытащить наугад несколько «карт» и создать историю по ним и т.д.. Единственное условие – герой должен действовать, как человек, уверенный в себе. Набор «карт Проппа» включает 31 карту (по числу функций, выделенных В.Я. Проппом).
Мы использовали набор из 15-ти карт: предписание или запрет; нарушение; принятии о битве с драконом; сбор вооружения; путь к дракону; встреча с дарителями; волшебные дары; препятствия; враги; помощники; вызов дракона на бой; условия битвы; битва; победа; возвращение героя; последствия победы.
На написание истории школьникам дается 25 минут. Затем желающим предлагается рассказать или показать свои истории.
Обсуждение:
-
Что проявилось в этих историях? -
Может ли эта сказка помочь реально «победить в своего дракона» и в чем?
В заключение ведущий спрашивает: думал ли кто-нибудь над тем, что действительно можно сделать со «своими драконами»? желающие могут коротко рассказать об этом.
Упражнение№2 «Моя вселенная»
Школьникам раздаются «форматки» для черчения или рисования. В центре листа нужно нарисовать солнце и в центре солнечного круга написать букву «Я». Затем от этого «Я» - центра своей Вселенной – надо прочертить линии к звездам и планетам:
-
Мое любимое занятие… -
Мой любимый цвет… -
Мое любимое животное… -
Мой лучший друг… -
Мой любимый звук… -
Мой любимый запах… -
Моя любимая игра … -
Моя любимая одежда… -
Моя любимая музыка -
Мое любимое время года… -
Что я больше всего на свете люблю делать… -
Место, где я больше всего люблю бывать… -
Мои любимые герои… -
Я чувствую у себя способности к … -
Человек, которым я восхищаюсь больше всего на свете… -
Лучше всего я умею … -
Я знаю, что смогу … -
Я уверен в себе, потому что…
Ведущий говорит о том, что «звездная карта» каждого показывает – у всех много возможностей, много тог о, что делает каждого из нас уникальным, и того, что для всех нас – общее. Поэтому мы нужны друг другу, и каждый человек может добиться в жизни успеха и сделать так, что бы другим людям рядом с ним было веселее и радостнее жить.
Окончание занятия.
Приложение № 2
Диагностический материал
Диагностический лист
для выявления признаков педагогической запущенности личности
Положительные особенности личности
Интеллектуальные: наблюдательность, любознательность, развитие мышления,
память, внимательность, восприимчивость в обучении,
интеллектуальная готовность к обучению.
Нравственные: правдивость, трудолюбие, справедливость, прямота, щедрость, вежливость, скромность, послушание,
нравственная подготовленность к обучению в школе.
Поведенческие: воспитанность, вежливость, послушание,
дисциплинированность.
Волевые: инициативность, организованность, самостоятельность,
настойчивость, смелость.
Эмоциональное бодрость, веселость, невозмутимость,
состояние жизнерадостность, оживленность, эмоционально-волевая готовность учиться в школе.
Динамичность: выносливость, подвижность, энергичность, активность,
легко переключается с одного вида деятельности на другой,
физически подготовлен к школе.
Отношение к деятельности: добросовестность, работоспособность,
результаты интерес к игре, труду, учению, творчеству, успехи в
игре.
Отношение к окружающим: доброта, отзывчивость, сострадание, способность
прощать, общительный, коллективист.
Самооценка адекватная.
Положение среди: популярен, предпочитаемый, принят в группу,
сверстников отвергается сверстниками, находится в изоляции.
Интересы и склонности: коллекционирование, спорт, техника, компьютерные
игры, кино, телевидение, конструирование, поделки,
труд, музыка, рисование, лепка, чтение, природа,
животные.
Диагностический лист
для выявления признаков педагогической запущенности личности
Отрицательные проявления личности (которые следует преодолеть)
Интеллектуальные: ненаблюдательность, нелюбознательность, неразвитое
мышление, неразвитая память, плохое внимание,
непрактичность ума, невосприимчивость в учении,
интеллектуальная неподготовленность к учебе.
Нравственные: лживость, леность, несправедливость, нескромность,
непослушание, жадность, лицемерие, грубость.
Поведенческие: невоспитанность, грубость, непослушание,
недисциплинированность.
Волевые: неуверенность, недисциплинированность,
безынициативность, неорганизованность,
несамостоятельность, слабоволие, упрямство, трусость.
Эмоциональное состояние: угнетенность, вялость, подавленность, угрюмость,
раздражительность, плаксивость, боязливость, страхи,
неуверенность, гиперактивность, расторможенность,
неуправляемость, агрессивность.
Отношение к деятельности,
результаты: недобросовестность, неработоспособность,
отсутствие интереса к учебе, к игре, к труду, к
творчеству, неуспехи в учебе, в труде, в игре, слабое
овладение программой.
Отношение к окружающим: озлобленность, черствость, жестокость, злопамятство,
замкнутость, индивидуализм.
Занижена или завышена самооценка.
Положение в группе: признан, отвержен большинством, находится в
изоляции.
Отрицательные интересы: ябедничество, бродяжничество, курение,
сквернословие.
Степень запущенности: легкая, средняя, высокая.
Диагностический лист
для выявления признаков педагогической запущенности личности
Причины и проявление запущенности ребенка
1 группа: отставание в общем развитии, болезненность, нравственная
невоспитанность, неподготовленность к обучению в школе,
пробелы в знаниях.
2 группа: низкий педагогический и культурный уровень родителей,
неблагополучно в семье, безнадзорность, неправильное отношение в
семье: подавление личности, побои, заласкивание, опека,
неподготовленность к школе.
3 группа: слабое развитие ребенка, неподготовленность родителей, непосещение
ребенком дошкольных учреждений, слабая индивидуальная работа с
ребенком, неправильное отношение педагогов к ребенку.
АНКЕТА
Проверьте, корректно ли Ваше поведение: да, нет.
-
Есть ли у Вас стремление «согреть словом» близкого человека? -
Всегда ли вы доброжелательны и равны с окружающими? -
Не делали ли Вам замечаний по поводу Вашего поведения? -
Умеете ли Вы принять замечание с достоинством и должным образом отреагировать на него? -
Способны ли Вы не отвечать грубостью на грубость? -
Есть ли у Вас умение «Снять конфликт», «разрядить накаленные страсти». -
Готовы ли Вы оценить корректно поведение окружающих. -
Приятно ли людям общаться с Вами? Умеете ли Вы общаться? (авт. Горелов, Житников, «Просвещение» 1991 стр. 114).