ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 106
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
… Однажды привиделось молодой купеческой дочери во сне, что батюшка её не здоров, лежит, и стала она просить зверя отпустить проведать батюшку, родимого…
… Разрешил ей зверь повидать батюшку, но предупредил «Коль ты ровно через три дня и три ночи не вернешься, то не будет меня на белом свете».
Стала она заверять, что ровно за час до трех дней и трех ночей воротится в палаты его. Простилась она с хозяином своим ласковым, надела на правый мизинец свой перстень и очутилась на широком дворе своего батюшки родимого.
День проходит, как один час, другой день, как минута, а на третий стали уговаривать её сестры не возвращаться к зверю лесному. Однако сердце её не вытерпело и, не дожидаясь единой минуточки до часа утреннего (урочного), простилась она с батюшкой родным, надела на правый мизинец, перстень и очутилась в палатах высоких зверя лесного, чудища морского…
Вопрос: Что заставило девушку вернуться к лесному зверю?
7. завершите фразы:
- Во что бы то ни стало…
- Обещайте, подлежащее непременному выполнению…
- Чувство признательности и благодарности надо…
Задание - 10-11
«Правила культуры поведения»
-
Что такое культура поведения? ________________________________________ -
Приведите пословицы, в которых говорится о культуре поведения. _________. -
Как вы считаете: можно ли называть культурным человека, который не умеет вести себя в автобусе, в школе, в парке, в других общественных местах? Поясните свое мнение. -
Как, по вашему, для того, чтобы считаться культурным человеком, достаточно только вести себя за столом, в кинотеатре, в метро, в парке? -
Продолжите фразу «Культурный человек» - это человек __________________. -
Составьте антирекламу безкультурному человеку (словесно в виде рисунка). -
Составьте словесный портрет Васи, оставившего свой «автограф» на камне в саду Воронцовского дворца в Алупке в Крыму (или в другом общественном месте) _____________________________________________________________ -
Легко ли узнать культурного человека в толпе? -
Каким из перечисленных качеств обязательно должен обладать человек: вежливость, сила, ловкость, любопытство, хитрость, лукавство, умение слушать, скромность, чувство юмора, мужество, болтливость. -
Попробуйте составить правила культуры поведения. Если можете, иллюстрируйте их __________________________________________________. -
Объясните пословицы:
-
«Этикет надо соблюдать даже в дружбе» (японская). -
«Следи за чужими манерами, исправляй свои» (японская). -
«Уважай себя, если хочешь, чтобы другие тебя уважали» (казахская).
Согласны ли вы с высказыванием Ф. Бекона: «Грубость рождает ненависть»? подтвердите свои ответы примерами из книги кинофильмов.
Кому присущи следующие качества: вежливость, тактичность, деликатность?
Прочитайте рассказ и ответьте на вопросы.
По лесной дороге шли двое – дедушка и мальчик. Было жарко, и захотелось им пить. Путники подошли к ручью. Тихо журчала прохладная вода. Они наклонились, напились. «Спасибо, тебе, ручей» - сказал дедушка. Мальчик засмеялся: «Ты зачем сказал ручью спасибо»? «Ведь ручей не живой и не услышит твоей благодарности». «Это так. Если бы пришел волк, он бы спасибо не смог сказать. А мы не волки – мы люди. Знаешь ли ты, для чего человек говорит спасибо». «Подумай, кому нужно слово?»
Мальчик задумался. Времени у него было много. Путь предстоял долгий…
Вопросы:
-
Для чего человек говорит «спасибо». -
Какие еще привычные слова вы говорите каждый день? -
Какие общие нравственные требования включены в простые нормы поведения у всех народов?
Занятия для учащихся старших классов
Занятие – 1
«Мои права и права и других людей»
Упражнение «Мои права»
Школьникам предлагается, разбившись на 3-4 группы, написать «Декларацию о правах учеников». На выполнение задания дается 10-12 минут. После этого начинают работать «Конституционная комиссия» по выработке общей Декларации. Ведущий вводит правила, на основание которых «Конституционная комиссия» утверждает эти права. Эти критерии подростки могут выработать сами вместе с ведущим или он может сам предложить эти критерии. К таким критериям относятся:
-
Твои права не должны ущемлять права других людей. -
Осуществление этих прав должно зависеть не от других людей, а от тебя самого.
Далее в театрализованной форме проводится принятие прав предложенных каждой из групп разработчиков. Остальные группы выполняют роль «Конституционной комиссии». Членам «группы разработчиков» дается право отстаивать свои предложения. Принятые предложения фиксируются на доске.
Затем ведущий зачитывает окончательный список. Он может делать это, играя роль Постоянного представителя Конституционной комиссии.
Ведущий говорит, что такие «»списки прав» составляют многие люди и знакомят подростков с некоторыми из таких списков. Например, со списком, разработанным К.Д. Заслофф: «У детей с момента рождения, как и у всех людей, есть право быть таким, какие они есть. Существуют личные права, которыми все могут пользоваться как механизм защиты при разрешении всевозможных конфликтов. Эти права отличаются от юридических. За защитой своих личных прав мы не вправе обратиться к закону, а можем рассчитывать только на себя и свои собственные возможности. Но для этого надо узнать, на что имеешь право.
-
Вы имеете право: -
Иногда ставить себя на первое место; -
Просить о помощи и эмоциональной поддержке; -
Протестовать против несправедливого обращения или критики; -
Совершать ошибки, пока не найдете правильный путь; -
Предоставлять людям решать свои собственные проблемы; -
Говорить «нет», «спасибо», «извините, НЕТ»; -
Не обращать внимание на советы окружающих и следовать своим собственным убеждениям; -
Побыть одному (ой), даже если другим хочется вашего общества; -
На свои собственные чувства – не зависимо от того, понимают ли их окружающие; -
Менять свои решения или избирать другой образ действий; -
Добиваться перемены договоренности, которая вас не устраивает.
Вы никогда не обязаны:
- быть безупречным (ой) на 100%;
- следовать за толпой;
- любить людей, приносящим вам вред;
-делать приятное неприятным людям;
- извинятся за то, что были самим (ой) собой;
- выбиваться из сил ради других.
Занятия – 2
«Я в своих глазах и в глазах других людей»
Упражнение №1
В волшебный ящик складываются задания с незаконченными предложениями (не подписанными), но предварительно раздать учащимся начала предложений, которые они должны закончить, ответив на вопрос «Кто Я»:
Я словно птичка, потому что…
Я превращаюсь в тигра, когда…
Я могу быть ветерком, потому что…
Я словно муравей когда…
Я – это стакан воды…
Я чувствую, что я – скала…
Я сейчас – лампочка…
Я – тропинка…
Я словно рыба…
Я – интересная книжка…
Я – песенка…
Я – мышь…
Я словно буква «О»…
Я – макаронина…
Я – светлячок…
Я чувствую, что я вкусный завтрак…
Каждое задание зачитывается вслух, и участники стараются отгадать, кому оно принадлежит. Если участник хочет (в тех случаях, по окончанию пре5едложений его не узнали), он заявляет, что он автор. По желанию участник может получить «обратную связь».
-чувствовать себя виноватым за свои желания;
- мирится с неприятной ситуацией;
- жертвовать своим внутренним миром ради кого бы то ни было;
- сохранять отношения, ставшие оскорбительными;
- делать больше чем вам позволяет время;
- делать что-то, что на самом деле не можете сделать;
- выполнять неразумные требования;
- отдавать что-то, что на самом деле не хочется отдавать;
- нести на себе тяжесть чьего-то неправильного поведения;
- отказываться от своего «Я» ради кого бы то ни было.
Заявляя о своих личных правах , надо помнить: они есть и у всех остальных людей. Учитесь уважать личные права других так же, как вы хотите, чтобы уважали ваши.
Желательно чтобы предполагаемые списки прав представить в виде плакатов, чтобы школьники могли иметь их перед глазами.
Проводится обсуждение. Особое внимание уделяется соотношению собственных прав и прав других людей.
Далее: предлагается составить контракт (официальное соглашение) с самим собой с перечнем прав, которые школьникам предлагают реализовать. Обязательный пункт контракта: обязательство уважать право других с указанием, какие именно.
Закройте занятия.
Занятия – 3
«Я для себя, я для других»
Упражнение №1
Придумайте новую надпись на футболке. Желающие могут дополнить сообщение спереди (на груди), частным сообщение сзади (на спине). Привести примеры футболок с надписями на груди и на спине.
Обсуждаются «надписи на футболках», их запись. Краткий анализ, каким образом изменились надписи за время занятий. Значение «надписи на спине». Какие произошли изменения за время занятий?
Упражнение№2 «Послание самому себе».
Изготовить надписи «на футболке», которые можешь прочесть только ты сам, записать их. Обсудить их.
Какую «футболку» - для себя или для других – было делать труднее и интереснее и почему?
Другие люди и я. Из-за чего возникают трения? Непреднамеренные и преднамеренные обиды.
Упражнение№3 «Детские обиды»
Вспомнить случай из детства, когда ты почувствовал сильную обиду. Вспомнить свои переживания и нарисовать или описать их в любой (конкретной или абстрактной) манере.
Как ты сейчас относишься к этой обиде (нарисуй или опиши). Желающие рассказывают о том, что они вспомнили и показывают рисунки (зачитывают описания) «тогда» и «сейчас».
Обсудить:
-
Что такое обида? -
Как долго сохраняется обида? -
Справедливые и не справедливые обиды и т.п.
Упражнение№4
Закончите предложение: «Я обижаюсь когда…», нарисуйте выражение лица обиженного человека. Придумайте и запишите или нарисуйте, как реагируют на обиду уверенные, неуверенные и грубые люди.
Ритуал окончания занятия.
Занятие – 4
«Как справится с раздражением, плохим настроением»
Упражнение№1
Назовите 5 ситуаций, вызывающих ощущение: «Чувствую себя хорошо». Вспомните их в своем воображении, запомните чувства, которые при этом возникнут. Теперь представьте, это вы кладете эти ощущения в надежное место и можете достать их, когда пожелаете. Нарисуйте это место и назовите ощущения. Обсудите выполнение задания.
Упражнение№2 «Аукцион»
По типу аукциона предлагается как можно больше способов, помогающих справляться с плохим настроением. Все способы, принятые ведущим, фиксируются на доске, а затем записываются в дневник.
Упражнение№3 «Вверх по радуге»
Участников просят встать, закрыть глаза, сделать глубокий вдох и представить, что вместе с этим вдохом они взбираются вверх по радуге, а выдыхая – съезжают с нее, как с горки. Упражнение выполняется три раза. После этого желающие делятся впечатлениями. Затем упражнение повторяется еще раз с открытыми глазами, причем количество повторений увеличивается до7 раз. После краткого обсуждения впечатлений учащимся предлагают простые способы расслабления (например, максимально напрячь все мускулы, а затем расслабить их). Указывается на значение каждого из этих упражнений или их комплекса для регуляции собственных эмоциональных состояний.
Упражнение№4
«Представьте, что вы чувствуете, когда… Это начало фразы записывается на доске, а сами задания даются школьникам на заранее подготовленных карточках. Каждый должен выполнить хотя бы два из них по собственному выбору:
-
Тебе не хочется что-то делать, но ты настраиваешь себя на то, чтобы все-таки сделать это (опиши или нарисуй, что ты чувствуешь). -
…кто-либо говорит тебе, что ты должен делать, в то время как ты можешь решить самостоятельно, что тебе делать (опиши или нарисуй, что ты чувствуешь). -
Придумай себе собственное приятное ощущение о чем-то, не совсем приятным. Вспомни, когда тебе было плохо, грустно, терялось самообладание, и представь, что ты вполне можешь управлять собой и ситуацией (опиши или нарисуй, что ты чувствуешь). -
Забеги немного вперед, когда нужно что-то делать независимого от твоего желания, и попробуй в своем воображении создать к этому хорошее чувство (нарисуй или опиши «хорошее» и «плохое» чувство, что происходит, когда они сталкиваются по твоему желанию).
Окончание занятий
Занятие – 5