Файл: Курсовая работа по метрологии, стандартизации и сертификации Вариант хх выполнил обучающийся иоб 23 аэл группы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 117

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В данном случае: наружное кольцо нагружено местным нагружением, а внешнее – циркуляционно.
3.3 Расчет и выбор посадок

Для циркуляционно нагруженных колец посадку можно выбрать более определенно по интенсивности радиальной нагрузки на посадочной поверхности PR (2.1) [1]:



где, R – расчетная радиальная нагрузка на опору, Н;

В – ширина кольца подшипника, м;

r – радиус монтажных фасок, м;

k1 – динамический коэффициент посадки, зависящий от характера нагрузки. Выбирается по таблице 2.2 [1];

k2– коэффициент, учитывающий степень ослабления посадочного натяга при полом вале или тонкостенном корпусе (при сплошном вале или неразъемном корпусе k2 =1). Выбирается по таблице 2.3 [1].

Для 0-го класса точности по таблице 2.7 [1] находим предельные отклонения диаметра отверстия внутреннего кольца – Ø50L0(-0,012) и диметра наружной поверхности наружного кольца – Ø110l0(-0.015).

Рассчитываем интенсивность радиальной нагрузки Pr на посадочной поверхности вращающегося циркуляционно нагруженного внутреннего кольца. Предварительно по таблице 2.2 устанавливаем значение коэффициента k1 = 1, а значение коэффициента k2 = 1.6.

Тогда

кН/м

По таблице 2.4 [1] выбираем поле допуска отверстия корпуса Ø1107( ), образующее с полем допуска наружного кольца l0( ) переходную посадку со средневероятным натягом:

мкм

где em= 0,5(es-ei) и Em=0,5(ES-EI) – средние отклонения соответственно вала и отверстия внутреннего кольца, мкм.

Для посадки не вращающегося внутреннего кольца подшипника, воспринимающего местное нагружение, выбираем по таблице 2.6 [1] поле допуска вала Ø50h6(
), образующее с полем допуска отверстия внутреннего кольца L0(-0.012) посадку со средвероятным зазором:
мкм


3.4 Определение посадочного радиального зазора

Для нормальной работы подшипника необходимо, чтобы между кольцами и телами вращения был зазор. При изготовлении подшипника обеспечивают начальный зазор, размер которого регламентирован. После посадки циркуляционно нагруженного кольца на вал или корпус с натягом, начальный зазор из-за деформации уменьшается.

Пользуясь формулой (2.2) [1], определяем наличие радиального посадочного зазора при наибольшем натяге:

мкм

Предварительно по таблице 2.5 [1] находим начальные радиальные зазоры мкм, мкм и рассчитываем средний начальный зазор по формуле (2.3) [1]:

мкм

Устанавливаем значение эффективного посадочного натяга по формуле (2.5) [1]:

мкм

приведенного наружного диаметра внутреннего кольца по формуле (2.6) [1]:

мм

и диаметральной деформации его дорожки качения по формуле (2.4) [1]:

мкм

Тогда

мкм

Следовательно, при намеченной посадке после установки подшипника на вал, в нем сохраняется зазор, который и является посадочным радиальным зазором.
3.5 Схема расположения полей допусков





Рисунок 3.1 – Схемы расположения полей допусков


3.6 Эскизы подшипникового узла и сопрягаемых деталей


4 РАСЧЕТ ТОЧНОСТНЫХ ПАРАМЕТРОВ РЕЗЬБОВОГО СОЕДИНЕНИЯ
4.1 Задание и исходные данные

Исходные данные сведем в таблицу 4.1

Таблица 4.1 – Исходные данные

Параметр

Обозначение

Значение

Шаг резьбы, мм

Р

1,25


Поле

допуска


d2

6g

d

6g

D2

7H

D1

7H

Резьба

М14

-


Требуется:

  • Записать условное обозначение по ГОСТу и расшифровать основные параметры резьбового соединения, болта и гайки.

  • Определить номинальные размеры и предельные отклонения наружного, среднего и внутреннего диаметров болта и гайки.

  • Дать эскиз профиля с указанием основных параметров и полей допусков резьбового соединения.

Метрические резьбы разделяются на две группы: с крупным шагом, с мелким шагом. У резьбы с крупным шагом каждому диаметру соответствует определенный шаг, а у резьбы с мелким шагом для каждого диаметра могут назначаться различные шаги. Резьбу с крупным шагом применяют для соединений, работающих при постоянных нагрузках, а с мелким – при переменных нагрузках и вибрациях.

Номинальным размером резьбы, одинаковым для наружной (болта, шпильки, винта и др.) и внутренней (гайки, резьбового отверстия и т.д.), является наружный диаметр d(D). Кроме наружного диаметра профиль резьбы определяется следующими размерами: внутренний диаметр резьбы d1(D1), средний диаметр резьбы d2(D2), высота Н исходного треугольника, рабочая высота профиля Н1, шаг резьбы Р, угол профиля резьбы α.

На работу резьбового соединения небольшое влияние оказывают отклонения шага, угла профиля и среднего диаметра, т.к. они определяют характер контакта резьбового соединения. Но назначать допуски и контролировать все эти параметры чрезвычайно сложно и трудоемко. Поэтому для удобства контроля и расчета допусков введено понятие «приведенный средний диаметр» резьбы. Допускаемые отклонения шага и угла профиля нормируют, а устанавливают только суммарный допуск на средний диаметр натужной Td2 и внутренней TD2 резьбы, который включает отклонения собственного среднего диаметра и диаметральные компенсации отклонений шага и угла профиля.

Обозначение поля допуска диаметра резьбы состоит из цифры, показывающей степень точности, и буквы, обозначающей основное отклонение (4h ,6h, 7h). Обозначение поля допуска резьбы или гайки состоит из обозначения поля допуска среднего диаметра, помещенного на первом месте, и обозначения поля допуска диаметра выступов (7g6g, 4h5h). Если обозначения поля допуска диаметра выступов совпадает с обозначением поля допуска среднего диаметра, его в обозначении поля допуска резьбы не повторяют. Поле допуска резьбы указывают через тире после размера, например, болт М10-7g6g, гайка М12-, болт 12х1-6g. Посадки резьбовых деталей обозначают дробью, в числителе которой указывают поле допуска гайки, а в знаменателе – поле допуска болта: М14- .

При графическом изображении допусков резьбы началом отсчета отклонений диметров служит номинальный профиль, общий для наружной и внутренней резьбы. Отсчет ведется в направлении, перпендикулярном оси резьбы.

Для метрической резьбы диаметром 14 мм, с шагом Р=1.25 мм, выписываем номинальные диаметры по ГОСТ 24705-81 [1]:

наружный - мм

средний - мм

внутренний - мм
4.2 Определение номинальных размеров и предельных отклонений

Пользуясь, ГОСТ 16093-81 для резьбы с номинальным диаметром d(D)=24 мм и шагом Р = 2 мм, находим предельные отклонения диаметров резьбы болта с полем допуска 4h:

es= -0.028 мкм (для d,d1,d2)

ei = -0,363 мкм (для d)

ei = -0,240 мкм (для d2)

и предельные отклонения диаметров резьбы гайки с полями допусков 5G:

EI = 0 (для D,D1,D2)

ES = +0,224 мкм (для D2)

ES = +0,335 мкм (для D1)

Предельные диаметры и допуски резьбы болта рассчитываем по формулам:



– не устанавливается
Предельные параметры и допуски резьбы гайки рассчитываются по формулам:

не устанавливается


4.3 Эскиз профиля



5 ВЫБОР ПОСАДОК ШПОНОЧНЫХ СОЕДИНЕНИЙ



5.1 Задание и исходные данные

Исходные данные сведем в таблицу 5.1.

Таблица 5.1 – Исходные данные

Параметр

Обозначение

Значение

Тип шпонки

Призматическая

-

Вид соединения

Свободное




Условия работы

Точное центрирование

-

Диаметр вала, мм

dn

9


Требуется:

  • Определить основные размеры шпоночного соединения.

  • Выбрать поля допусков соединения по номинальному размеру dn «вал-втулка».

  • Выбрать поля допусков деталей шпоночного соединения по ширине шпонки

  • Назначить поля допусков и определить предельные отклонения остальных размеров шпоночного соединения.

  • Дать схему расположения полей допусков шпоночного соединения по размеру ширины шпонки.

  • Определить предельные зазоры и натяги в соединениях: по номинальному размеру dn, по ширине шпонки.

  • Вычертить эскизы шпоночного соединения и его деталей с указанием основных размеров и полей допусков, параметров шероховатости.

Шпонки являются соединительным звеном между вращающимися деталями и валом или осью. Из всего разнообразия конструкции шпоночных соединений в автотракторном и сельскохозяйственном машиностроении наиболее распространены призматические и сегментные шпонки.

Поля допусков шпоночного соединения по номинальному размеру dn «вал-втулка» устанавливают в зависимости от условий работы.

Выбор полей допусков деталей шпоночного соединения по ширине шпонки зависит от вида соединения. Стандарт предусматривает три вида соединений по ширине шпонки: плотное, нормальное, свободное. Каждому из этих видов соединений соответствует определенный набор полей допусков на ширину шпонки, ширину паза вала и паза втулки.


По таблице 5.2 [1] определяем размер деталей соединения.

При dn = 9 мм:

ширина сегментной шпонки – b =3 мм;

высота – h = 3 мм;

интервалы длин l= 6…36

глубина паза на валу – t1 = 1,8мм;

глубина паза во втулке – t2 = 1,4 мм;
5.2 Выбор поля допусков «вал-втулка».

По таблице 5.3 [1] при больших точном центрировании выбираем поля допусков по размеру dn =9 мм, принимаем для втулки Н6, для вала m6.
5.3 Выбор поля допусков по ширине шпонки.

По таблице 5.4 [1], назначаем поля допусков по ширине шпонки при плотном соединении:

по ширине шпонки – h9;

по ширине паза вала – Н9;

по ширине паза втулки – D9.
5.4 Поля допусков и предельные отклонения остальных размеров

Определяем поля допусков на остальные размеры деталей шпоночного соединения и заносим их в форму 1.

Форма 1 – Размерные характеристики деталей шпоночного соединения

Наименование размера

Номинальный

размер, мм

Поле допуска

Допуск

размера Т, мм

Предельные отклонения, мм

Предельные размеры, мм



верхнее

ES(es)



нижнее

EI(ei)



max



min

1

2

3

4

5

6

7

8

Ширина паза вала

3

Н9

0,025

+0,025

0

3,025

3,000

Ширина паза втулки

3

D9

0,025

+0,045

+0,020

3,045

3,020

Ширина шпонки

3

h9

0,025

0

-0,025

3,000

2,975

Глубина паза вала

1,8

H12

0,100

+0,100

0

1,900

1,800

Высота шпонки

3

h11

0,060

0

-0,060

3,000

2,940

Глубина паза втулки

1,4

H12

0,100

+0,100

0

1,500

1,400

Диаметр втулки

9

H6

0,009

+0,009

0

9,009

9,000

Диаметр вала

9

m6

0,009

+0,015

+0,006

9,015

9,006

Длина шпонки

10

h14

0,360

0

-0,360

10,000

9,640

Длина паза вала

10

Н15

0,580

+0,580

0

10,580

10,000



5.5 Схема расположения полей допусков по ширине шпонки



Рисунок 5.1 – Схема расположения полей допусков шпоночного соединения

5.6 Определение предельных зазоров и натягов

Предельные зазоры и натяги в соединениях «шпонка-паз вала» и «шпонка-паз втулки» определяем как в гладких соединениях. Для рассматриваемого примера:

в соединении по ширине «шпонка-паз вала»:

мм и мм

в соединении по ширине «шпонка-паз втулки»:

мм и мм

в соединении по диаметру «вал-втулка»:

мм и мм
5.7 Эскиз шпоночного соединения и его деталей