Файл: Контрактная служба и внедрение информационных систем в сфере закупок.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 205
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Контрактная служба и внедрение информационных систем в сфере закупок
Контрактная служба в процессе достижения основных целей закупок (на примере города Севастополя)
Информационные системы в сфере закупок
Структура ПК «Региональная контрактная система города Севастополя»:
– поддержка работоспособности системы в том случае, когда пользователь совершает ошибочные действия;
– возможность определения даты и времени публикации сведений в системе, а также даты и времени их последнего изменения;
– сохранение копий данных, а также документов для восстановления базы данных системы или ее компонентов в случае сбоя.
Программные продукты и технические средства ПК «РКС» позволяют фиксировать процессы ввода и размещения документальных сведений, передаче их из региональной ПК «РКС» в единую информационную систему, что предусмотрено Законом о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также сохранять пользовательские действия в электронных журналах (переходы, прохождение контроля, взаимодействие с ЕИС).
Обмен данными между ПК «РКС» и ЕИС:
– взаимодействие между ПК «РКС» и ЕИС производится на основании Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 г. № 1091 «О единых требованиях к региональным и муниципальным информационным системам в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
– синхронизация данных с ЕИС, находящихся в реестрах, классификаторах, справочниках, обеспечивает ПК «РКС»;
– обмен данными между ПК «РКС» и ЕИС производится стандартным XML-путем экспортом и импортом с помощью протоколов обмена SOAP, RMI;
– передача информации из ЕИС в ПК «РКС» (планы-графики закупок, извещения о закупках, изменениях в них, протоколы работы комиссий, информация о контрактах и изменениях и в ней, данные об исполнение контрактов) производится не менее, чем 1 раз в 24 часа (при наличии обновленных сведений в ЕИС).
– программный комплекс «РКС» осуществляет взаимодействие с ЕИС в пределах возможностей, предоставляемых техническими средствами единой системы.
Электронной торговой площадкой (далее – ЭТП) называют веб-ресурс (интернет-портал), на котором взаимодействуют заказчики и поставщики. Заказчики публикуют закупку с определенным комплектом документов и требованиями к участникам. Поскольку правила отбора победителя известны, то процесс отбора достаточно прозрачен.
В рамках ЭТП поставщики отслеживают интересные им закупки, узнают требования заказчика об исполнении требования о товаре при поставке, при соответствии им, подают заявки по соответствующему предложению. Все действия проводятся дистанционно, а документы предоставляются в электронном виде.
ЭТП не является посреднической структурой. Как демонстрирует практика, работа посредством электронной площадки создает унифицированные условия на любом этапе закупки, а прозрачность действий заказчиков и участников предотвращает мошеннические действия любого характера [6].
Контракты, заключающиеся в электронной форме, также подписываются уполномоченным представителем заказчика с помощью квалифицированной электронной подписи. Она имеет юридическую силу, гарантируя безопасность совершаемых дистанционно сделок.
Согласно ст. 4 Закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования вправе создавать региональные и муниципальные информационные системы в сфере закупок, интегрированные с единой информационной системой.
Единые требования к региональным и муниципальным информационным системам в сфере закупок устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок функционирования и использования региональных и муниципальных информационных систем в сфере закупок Высшими устанавливаются исполнительными органами государственной власти Российской Федерации, местными администрациями [6].
Подведя итог, можно сделать вывод, что в первой главе выпускной квалификационной работы рассмотрены теоретические основы контрактной службы в сфере закупок. Рассмотрено управление закупками в современных условиях, понятие контрактной службы и изучено применение информационных с систем в сфере закупок.
Глава 2. Совершенствование управления деятельностью контрактной службы на основе эффективного использования информационных систем в сфере закупок (опыт Севастополя)
2.1. Анализ использования информационных систем в деятельности контрактных служб организаций города Севастополя за 2018-2020 гг.
ПК «Региональная контрактная система города Севастополя» предназначена для формирования, обработки, хранения и предоставления данных участникам контрактной системы в сфере закупок в рамках отношений, указанных в ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ, осуществления мониторинга закупок, аудита в сфере закупок и контроля в сфере закупок для обеспечения нужд Севастополя и иных функций, предусмотренных Правительством Севастополя.
Структура ПК «Региональная контрактная система города Севастополя»:
-
Отдел организации и проведения закупок;
-
Экспертно-аналитический отдел;
-
Отдел нормирования и планирования закупок;
-
Отдел методологического и нормативного сопровождения закупок;
-
Управление финансово-бухгалтерского учета;
-
Управление архивным делом в городе Севастополе;
-
Управление государственных закупок;
-
Управление административно-хозяйственного обеспечения;
-
Управление защиты государственной тайны и мобилизационной работы.
Адрес: ул. Ленина, д. 28, г. Севастополь, 299011.
Телефон: (8692) 54-35-10
ПК «Региональная контрактная система города Севастополя» ювыполняет следующие функции в установленной сфере деятельности:
Разрабатывает:
1) Проекты федеральных законов, законов города Севастополя, правовых актов Губернатора города Севастополя, Правительства Севастополя, договоров, соглашений, контрактов и других документов по вопросам, требующим решения Губернатора города Севастополя или Правительства Севастополя, в том числе по вопросам, относящимся к сфере деятельности подведомственных Департаменту организаций города Севастополя;
2) Долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные прогнозы развития соответствующей сферы регулирования.
Участвует в:
1) Разработке проектов федеральных законов, законов города Севастополя, правовых актов Губернатора города Севастополя, Правительства Севастополя, договоров, соглашений, контрактов и других документов по вопросам, требующим решения Губернатора города Севастополя или Правительства Севастополя
2) Реализации государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, государственных программ и целевых программ города Севастополя, международных и межрегиональных договоров и соглашений, мероприятий, предусмотренных актами федерального законодательства и законодательства города Севастополя;
3) Разработке и реализации мероприятий, направленных на соблюдение и укрепление финансово-бюджетной дисциплины;
4) Работе координационных и совещательных органов, создаваемых Губернатором города Севастополя и Правительством Севастополя.
Программный комплекс предназначен для государственных и муниципальных заказчиков Севастополя, а также участников закупок - исполнителей, подрядчиков и поставщиков.
После регистрации в системе и создания личного кабинета компании предприниматели имеют возможность участвовать в региональных закупках: подача заявок, отправка формы, информации и документов в электронном виде. РГС в Севастополе интегрирована с ЕИС на уровне обмена данными, справочников, классификаторов и синхронизации записей.
Просмотр информации о текущих запланированных закупках и заключенных контрактах является общедоступным. Для регистрации и работы в системе (РГС) требуется усиленная квалифицированная электронная подпись, предназначенная для работы в ЕИС. Контроль качества можно получить в сертификационном центре, аккредитованном Министерством связи Российской Федерации.
Программное обеспечение РИС должно предоставлять:
- историю перемещений и изменений документов с фиксацией точного времени операций;
- обеспечение доступа и полноту размещаемой информации;
- регистрацию времени публикации данных;
- устойчивую работоспособность при ошибках пользователей;
- создание резервных копий.
ЭТП представляет собой комплекс программ, организационных решений, информации и технологий, позволяющая взаимодействовать продавцам и покупателям посредством электронных каналов связи. Электронные площадки можно называть отдельными системами во всемирной паутине.
ЭТП позволяет поставщикам и заказчикам объединяться в информационном и деловом пространстве, предоставляя участникам ряд услуг для увеличения эффективности работы их предприятий. Небольшой электронной торговой площадкой сегодня можно назвать любую форму электронных продаж, через которую составляются сделки купли-продажи. Покупатели имеют возможность объявлять торги и оптимизировать затраты, поставщики – участвовать в аукционах, размещать сведениях о реализуемых ими товарах/услугах.
Размещать заказы могут также специализированные предприятия, в компетенцию которых входит размещение сведений на ЭТП, обработка результатов и, возможно, определение победителя.
Согласно аналитическим исследованиям, проведенным Счетной палатой РФ, в системе государственных ЭТП более половины закупок – неконкурентна, и этот уровень в 2009–2019 годах оставался практически неизменным [7].
Согласно данным СП, 76% сделок, проведенных в рамках Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», были заключены с единственным поставщиком товаров/услуг или не состоялись, тогда как аналогичный процент контрактов, заключенных в соответствии с Законом о закупках у малого бизнеса, составил 86,1. Если для первых средняя конкурентоспособность тендеров составляет 3:1 (три заявки на лот), то для вторых – не более 2:1.
За 2019 год совокупная стоимость контрактов, заключенных субъектами малого бизнеса, составила 31,6 трлн. рублей (около 29% ВВП), тогда как закупки, заключенные согласно Закону о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд составили порядка 31% ВВП за период 2014–2019 гг.
Приведенные цифры демонстрируют значительное государственное влияние на общий спрос на товары, производимые российскими экономическими отраслями. А это свидетельствует о больших потенциальных возможностях для социально-экономического роста и развития в случае сохранения заинтересованности государства.
Согласно Закону о № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заказчик должен обосновать свои действия по обращению к единственному поставщику, а также причины невозможности использования других вариантов поиска поставщика.
По результатам проведения торгов, большая часть закупок признаются несостоявшимися и их процент (по данным СП РФ) ежегодно увеличивается. Главной причиной этого является подача единственной заявки на лот. Объем этих закупок в 2019 году составил 3,7 трлн. руб., или 65,4% от совокупного объема несостоявшихся торгов.