Файл: Контрактная служба и внедрение информационных систем в сфере закупок.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 196
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Контрактная служба и внедрение информационных систем в сфере закупок
Контрактная служба в процессе достижения основных целей закупок (на примере города Севастополя)
Информационные системы в сфере закупок
Структура ПК «Региональная контрактная система города Севастополя»:
Контрактная система в сфере закупок в своей деятельности руководствуется принятым Положением/Регламентом. Его разработка и утверждение для определенной контрактной службы производится на основе типового Положения, утвержденного Приказом Минфина РФ от 31.06.2020 г. за № 158н «Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе» [10].
Рисунок 8 - Общие правила формирования Положения о контрактной службе в сфере закупок.
Контрактная служба в сфере закупок (контрактный управляющий) должна активно взаимодействовать со следующими подразделениями системы:
– планово-экономическим;
– приобретателем товаров/работ/услуг;
– лицом, реализующим товары/работы/услуги;
– ответственным лицом Заказчика, компетентным в принятии решений;
– службой бухгалтерского учета;
– службой юридической поддержки.
Нормативно-правовая база, служащая основой для деятельности контрактной службы в сфере закупок:
– Конституция РФ;
– Гражданский Кодекс РФ;
– Бюджетный Кодекс РФ;
- Закон 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 (ред. от 02.07.2021)
– Типовое положение о контрактной службе в сфере закупок № 158н от 31.06.2020 г.;
– иные нормативно-правовые документы РФ;
– локально-правовые документы.
К локально-правовым документам относятся следующие:
- Положение/регламент о контрактной службе № 158н от 31.06.2020 г.;
- Обязанности каждого из сотрудников службы в соответствии с их полномочиями;
– Порядок работы службы с другими подразделениями системы, ее ответственными лицами (в случае необходимости).
При формировании контрактной службы в сфере закупок руководствуются следующими правилами:
– для одного заказчика товаров/работ/услуг создается лишь одна контрактная служба в сфере закупок. Создание нескольких служб в пределах одной организации не предусматривается ни законом о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, ни Положением о контрактной службе № 158н от 31.06.2020 [10];
– вышеупомянутыми нормативными актами также не предусмотрена возможность формирования одной контрактной службы в сфере закупок для нескольких учреждений в пределах одного ведомства;
– создание отдельной службы в филиале организации юридически недопустимо, поскольку филиал не представляет собой обособленного юридического лица. Оно действует на основании принятых создавшим его юридическим лицом Положений. Т.е., филиал не может быть отдельным Заказчиком на основании Закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Сложность законодательства в управлении контрактной системы в сфере закупок, увеличение количества инструментов политики их регулирования и персональная ответственность за исполнение законодательства о государственных закупках требуют от экспертов по госзакупкам адаптации к изменениям условий закупок, правил РФ, а также добросовестности и своевременности выполнения ими своих функций.
Предлагается усилить требования к реализации дополнительных учебных программ в области закупок товаров/работ/услуг, утвердив обязанность их применения, исключив принятие их в качестве рекомендаций. Необходимо также повысить требования к итоговой аттестации студентов, продлить сроки реализации учебных программ, а также установить критерии для специалистов, непосредственно привлекаемых для обучения.
Данное требование определяется в различных по уровню подразделениях следующим образом:
– заказчиком товаров/работ/услуг включаются в комиссию по осуществлению закупок преимущественно лица, соответствующие квалификационным требованиям, прошедшие переподготовку либо квалификационное повышение в области закупок и опыт практической деятельности в данной сфере.
В 2013 году Минэкономразвития РФ отметило в своем комментарии, что в закупочной комиссии должно быть меньшинство тех, кто не прошел образовательные курсы по повышению квалификации или профессиональную переподготовку в области закупок и не имеют опыта закупок.
В целях реализации принципа профессионализма заказчика Минэкономразвития РФ планировало распространить данное мнение на все соответствующие учреждения и ответственные лица, обладающих правом приобретения закупок для прохождения ими соответствующих квалификационных программам профессионального образования. В дальнейшем Минэкономразвития совместно с Министерством образования были сформулированы методические рекомендации по реализации программ дополнительного образования для тех организаций, которые осуществляют образовательную деятельность в рамках программ дополнительного образования в области закупок.
В соответствии со ст.ст. 195.1–195.3 ТК РФ, Министерство труда и социальной защиты издало Приказы от 10.09.2015 г. за № 625н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок»« и от 10.092015 г. за № 626н «Об утверждении профессионального стандарта «Эксперт в сфере закупок» [13].
- 1 2 3 4 5 6
Информационные системы в сфере закупок
Для осуществления деятельности службы закупок созданы следующие информационные ресурсы:
1. Единая информационная система в области закупок.
Создание Единой информационная система в сфере закупок (далее - единая информационная система).
Задачи информационной системы:
1) создание, обработка, хранение и выдача участникам системы по поисковым запросам (в т.ч. автоматизированным) информационных данных в соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
2) осуществлению контроля за соответствием следующих данных:
– сведений об общем запланированном объеме финансирования;
– данных, включенных в планы-графики заказчиков;
– сведений, находящихся в извещениях о закупках, закупочной документации;
– условиях контракта, предоставляемого в электронном формате победившему участнику закупки, а также сведений, содержащихся в протоколе, определяющим исполнителя/поставщика.
3) использованию для подписания документации, предусмотренной Законом о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Правительством Российской Федерации устанавливаются следующие аспекты функционирования ЕИС:
– порядок работы системы;
– требования к языковым и техническим средствам;
– требования к обеспечению автоматизации сбора, обработки данных и информационного взаимодействия с другими ЕИС, включая в области финансового управления на государственном и муниципальном уровне [12].
Единая информационная система содержит:
1) планы-графики;
2) информацию о реализации планов-графиков;
3) информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;
4) информацию о закупках
, предусмотренную Законом о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
5.1) единый реестр участников закупок;
6) реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
7) библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов;
8) реестр банковских гарантий;
9) реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний;
9.1) реестр единственных поставщиков товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается на территории Российской Федерации;
10) перечень международных финансовых организаций, созданных в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международных финансовых организаций, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры;
11) результаты мониторинга закупок, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок;
12) отчеты заказчиков, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются [7].
2. Программный комплекс «Региональная контрактная система» (далее – ПК «РКС») введен в действие согласно Регламенту региональной ЕИС в г. Севастополь согласно Приказу Правительства г. Севастополь от 29.01.2021 г. за № 12 «Об утверждении регламента работы в региональной информационной системе в сфере закупок города Севастополя – программном комплексе «Региональная контрактная система».
Данный комплекс предназначен для цифровизации закупок, включая их планирование, определение исполнителей/поставщиков и заключение договоров.
С помощью программных продуктов ПК «РКС» обеспечивается:
– полноценность, открытость и доступность для всех участников системы сведений, размещенных в ПК «РКС»;
– регистрация и сохранность данных о ходе контракта, включая действия, связанные с подготовкой, подписанием, размещением, изменением и удалением данных в системе, точные сроки и содержание данных действий, а также сведений о лицах, их совершивших;