Файл: Задача 1 2 Задача 2 3 Практическое задание 2 5 Задача 5 Практическое задание 3 12 Задача 12.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 178
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Первое равенство представляет собой условие максимизации полезности потребителя при равенстве угла наклона касательной к кривой безразличия в точке оптимума (показатель предельной нормы замещения товаром товара ) углу наклона бюджетной линии в этой же точке. Второе равенство – уравнение бюджетного ограничения потребителя .
Находим функции предельных полезностей товаров и как условную производную функции совокупной полезности по соответствующему товару:
Подставляем известные значения в систему уравнений:
Решаем систему:
Из первого уравнения выражаем:
и подставляем во второе уравнение:
После снижения цены товара до ден. ед. оптимум потребителя описывается системой уравнений вида:
Решаем систему:
Из первого уравнения выражаем:
и подставляем во второе уравнение:
Т.к. функция полезности в данном случае является функцией Кобба-Дугласа , то данные вычисления можно было значительно упростить, воспользовавшись «правилом долей»:
где и – коэффициенты эластичности полезности по потреблению товаров и , соответственно;
– бюджет покупателя;
– цена товара ;
– цена товара .
Для первоначального равновесия:
Для последующего равновесия:
Покажем оптимальные потребительские наборы товаров и до и после снижения цены товара до на рисунке 3.2.
Рис. 3.2. Оптимальный выбор потребителя до и после
повышения цены товара
На графике точка – первоначальный оптимальный набор товаров и , точка – оптимальный товарный набор после снижения цены товара и поворота бюджетной линии в положение .
Изменение цены одного из товаров, входящих в потребительский набор, вызывает появление общего эффекта от этого изменения, который может быть разложен на эффект замены (замещения) и эффект дохода.
Эффект замены (замещения) – это часть общего эффекта изменения цены товара, вызванная изменением относительной привлекательности других товаров.
Эффект дохода – это часть общего эффекта изменения цены товара, вызванная изменением реальной покупательной способности дохода потребителя.
Общий эффект – сумма эффектов дохода и замещения.
Определим указанные эффекты по методу Хикса.
Согласно подходу Хикса, после изменения цены товара получаемая потребителем полезность не изменится, если при новых ценах он может себе позволить приобрести товарный набор с тем же уровнем полезности, что и первоначальный потребительский набор:
где , – это оптимальные количества товаров и во вспомогательной точке равновесия потребителя (точке Хикса) .
Следовательно, вспомогательная бюджетная линия (линия Хикса) должна иметь тот же угол наклона, что и бюджетная линия (описывающаяся уравнением
), но являться касательной к первоначальной кривой безразличия потребителя . Тогда система уравнений, из решения которой можно определить вспомогательный товарный набор выглядит следующим образом:
Первое равенство преобразуется в:
Подставляем полученное выражение и известные значения и во второе выражение:
Вспомогательный оптимальный набор и направления действия эффектов замены и дохода при повышении цены товара показаны на рисунке 3.3.
Рис. 3.3. Эффекты дохода и замены при изменении цены товара
Следовательно, эффект замены по Хиксу составляет:
;
.
Эффект дохода по Хиксу равен:
;
.
Общий эффект , рассчитанный по изменениям количеств товаров и :
;
.
Проверяем, определяя общий эффект , как сумму эффектов дохода и замещения:
;
.
Вывод: поскольку падение цены товара вызвало увеличение его потребления по эффекту дохода (или, что то же самое, т.к. направления действия эффектов замены и дохода совпадают и противоположны направлению изменения цены товара ), то данный товар является нормальным (товаром высокого качества).