Файл: Социальная структура современного общества. Социальные институты.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 322

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


33.Новая и новейшая история зарубежных стран: особенности преподавания в школе и вузе.

Новая и новейшая история зарубежных стран хронологически охватывает пять столетий, и по насыщенности событиями, остроте дискутируемых научных проблем, и из-за отсутствия должного количества и качества учебных пособий является наиболее сложным как для преподавания в вузе, так и для преподавания в школе.

Опыт истории нового и новейшего времени стран Запада в начале XXI века стал предметом ожесточенных идейно-политических споров и столкновений в российском обществе. Если один полюс современной продолжает абсолютизировать опыт и уроки либеральной демократии, считая возможным его механическое перенесение на отечественную почву, то другой полюс склонен к последовательному и решительному его отрицанию.

Серьезнейший отпечаток на преподавание истории нового и новейшего времени зарубежных стран накладывает ангажированность этого курса различными идейно-политическими кругами, а также общий характер экономических, социальных и политических перемен в нашей стране. Наконец, заметную сложность для преподавания любого уровня создает постоянное нарастание объема учебного материала в связи с «продолжением» исторического процесса.

Многообразие подходов к понятию «новейшая (текущая) история» в исторической науке стран Запада и Востока

Долгое время и у нас, и на Западе точкой отсчета новейшей истории считались события 1917— 1918 гг. Однако в последнее десятилетие XX века произошел пересмотр этого устоявшегося представления о начале новейшего периода исторического развития мировой цивилизации.

Современная трактовка и понимание сущности выделения новейшего этапа развития мировой цивилизации обусловили и иное определение хронологических рамок курса.

Началом новейшего времени, как уже указывалось выше, в отечественной истории считалась Великая октябрьская революция, т.е. 1917 г. На Западе это был 1918 г. – год окончания Первой мировой войны. Появление двух общественных систем, формирование особой формы существования мирового сообщества (Версаль-Вашингтон система и создание Лиги Наций), а также оформление нового типа политического режима – тоталитаризма – это основные характеристики и принципы существования человечества в первой половине XX столетия.

На современном этапе развития исторической науки хронологические рамки начального этапа новейшей истории начинают свой отсчет с рубежа XIX– XX вв., где условной датой начала новейшего времени считается 1900 г. А вот окончание этого этапа, совпадающее с годом окончания Второй мировой войны, остается неизменным.


Таким образом, периодизацию курса истории зарубежных стран новейшего времени можно представить следующим образом:

1 этап 1900-1945

2 этап 1945-1991

3 этап 90е XXв-XXI

1900-1914 – техн.прогресс, обострение противореч.мир.сообщ.

1945- сер.50х – итоги 2 мир.войны, нач.»холод.войны»

90-е –нач XXI – формирование новой модели мд.отношен., многополярн.мир, мд терроризм, глобализ., инф.общ-во.

1914-1918 – 1 мир.война, новый миропорядок

1950-сер.80х – обостр.международ.напряж, путь к разрядке




1920-1930 – эк.кризис 1929-1932г, усил.авторит.тенденц.

1985-1991 – разрядк.мир.напряж, перестройка




1939-1945 – 2 мир.война, победа над фашизмом, ООН








Новая и новейшая история в школьных курсах. Особенности соотнесения с курсами отечественной историей в школе и вузе.

В 2013 году было дано поручение президента о разработке единых концептуальных основ преподавания отечественной истории. Предполагалось, что новая Концепция решит сразу несколько задач: унификация учебного материала, терминологических понятий и представлений, перечня имен и персоналий. Список самих дат и перечень источников тоже предполагалось унифицировать.

34.Историко-культурный стандарт по истории зарубежных стран: основные принципы и трудности разработки

ИК по отечественной истории как основа для разработки ИКС по всеобщей истории

  1. Культурно-антропологический подход. В современных школьных учебниках продолжает доминировать традиционная установка на политическую историю, уходящая корнями в имперскую и советскую школу. Это приводит к тому, что роль личностей, общественных институтов и структур, социокультурные факторы и повседневность человеческой жизни уходят в тень, искажая, в конечном счете, историческую реальность. В предлагаемом историко-культурном стандарте наряду с большим вниманием к политической истории особое место уделено личности в истории, причем не только через изучение биографий выдающихся людей, но и через постижение перипетий «рядовых граждан», сквозь судьбы которых могут быть показаны социальные и политические процессы. Такой подход позволит более адекватно отразить современное состояние исторической науки.

  2. Этнокультурный компонент: история страны через историю регионов1. В школьном курсе истории необходимо усилить акцент на многонациональном и поликонфессиональном составе населения страны как важнейшей особенности отечественной истории. Преподавание региональной истории в контексте истории России является необходимой составляющей развития демократического государства, формирования современной толерантной личности, готовой к восприятию этнического и конфессионального многообразия мира. Современные методы преподавания истории подразумевают гораздо большую активность учеников на уроках, нежели это было несколько десятилетий назад. Поэтому школьный курс истории должен быть обеспечен учебно-методическим комплексом, включающим в себя, помимо учебника, хрестоматии, сборники исторических текстов, атласы.


При формировании у школьников на материале отечественной истории чувства патриотизма нужно иметь в виду, что гордость военными победами предков – неотъемлемая часть отечественного исторического сознания.

Вместе с тем, поскольку не только военные победы должны создавать позитивный пафос исторического сознания, самое пристальное внимание следует уделить достижениям страны в других областях. Предметом патриотической гордости, несомненно, является великий труд народа по освоению громадных пространств Евразии с ее суровой природой.

Ключевым звеном концепции должно стать понимание прошлого России как неотъемлемой части мирового исторического процесса. Россия – крупнейшая страна в мире. В силу этой данности сформировалась существенная составляющая отечественного исторического сознания – мы граждане великой страны с великим прошлым

Отечественная и всеобщая история как два взаимосвязанных учебных курса.

«Отечественная история» и «Всеобщая история» являются неразрывными составными частями единого учебного предмета «История». Углубление их содержательного и теоретического взаимосоответствия, синхронизация изучаемых материалов отечественной и всемирной истории являются необходимыми условиями формирования исторических знаний и исторического сознания учащихся, объемного представления о роли России в мировом историческом процессе.

Целью настоящей Концепции является выработка общественно согласованной позиции по основным этапам развития человеческого общества, ключевым процессам и событиям, определяющим состояние мира, его регионов и стран, цивилизаций и культур.

Задачи и степень их реализации: синхронизация курсов, отказ от европоцентризма, обеспечение межпредметных связей, интегрированный курс истории для 11 класса…

Задачи:

• усвоение интегративной системы знаний об истории человечества с особым вниманием к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

• выработка современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни;

• развитие навыков исторического анализа и синтеза, формирование понимания взаимовлияния исторических событий и процессов;

• изучение исторических истоков современных отношений между народами, этническими и религиозными общностями, цивилизационными образованиями;


• обучение современным методам поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

• становление гуманитарной культуры, базирующейся на анализе проблематики «человек в истории».

В результате усвоения курса всеобщей истории учащиеся должны знать содержание основных эпох и цивилизаций в истории человечества, уметь оценивать их место в историческом процессе и важные достижения, вошедшие в сокровищницу мировой истории и культуры.

Альтернативный проект ВШЭ и его перспективы.

Проектная деятельность направлена на получение прикладных навыков, применение теоретических знаний и работу в новых областях. Это хорошая возможность наполнить свое портфолио, а также попробовать себя в разных сферах. Более того, проекты могут быть связаны с хобби и расширять кругозор. А некоторые исследования позволят посетить разные уголки России и мира.

Какие бывают проекты?

1. Научно-исследовательский проект

Он предполагает проведение исследований и публикацию научной статьи. Такие проекты позволяют поработать с разными учеными, углубить знания в сфере проведения исследований.

2. Прикладной проект.

Здесь цель – решение прикладной задачи. Например, разработка бизнес-плана, решение кейса, изобретение продукта. Такие проекты реализуются не только с НИУ ВШЭ, но и с партнерами университета: бизнес-компаниями, государственными органами, финансовыми учреждениями.

3. Сервисный проект.

Проект предполагает участие в непрофильной деятельности. Например, помощь в организации мероприятий, конференций, олимпиад, экскурсий.

Как выбрать проект?

C первого курса каждый студент Вышки может подавать заявку на участие в проекте.

При выборе проекта стоит опираться на следующие критерии:

  • количество зачетных единиц

  • тип проекта

  • сроки

  • рекомендованные образовательные программы

  • курс студента



35.История всеобщая и история национальная: особенности изучения и преподавания

Всеобщая истории как история мировая

Всеобщая история – это история всего человечества от появления первого Homo sapiens до настоящего времени. Задача всемирной истории как науки заключается в том, чтобы познать взаимосвязь, показать ход развития великих событий, которые связывают все народы и управляют ими.

Иногда под всемирной историей понимается рассмотрение истории отдельных стран или совокупности историй своеобразных и относительно замкнутых цивилизаций.


Историческое развитие человечества реализуется двумя способами: путём постепенного прироста открытий и находок, а также путём качественных скачков или революций, составляющих эпохи в материальной и духовной эволюции.

Глобальная история и варианты ее интерпретации

ГЛОБАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ - направление исторической науки, возникшее в конце XX века как ответ на вызов процесса глобализации, из-за неудовлетворенности традиционной «всеобщей историей» и стремления преодолеть ограниченную практику национально- государственной истории.

Со второй половины XX века европоцентристская модель «всеобщей истории» все чаще подвергалась критике историками, которые искали ответы на вызовы времени, в том числе, связанные с процессом деколонизации, но не находили их ни в марксистской концепции истории, ни в теории модернизации, европоцентристской по своей сути. Поэтому, с конца XX века историки начали ставить вопросы о новой модели «универсальной истории», о «новой мировой истории», «новой межнациональной истории», «новой глобальной истории» и «транснациональной истории». Глобальную историю связывают с историей процессов глобализации, которые начинаются в позднее средневековье или ранее новое время. Глобальная история предполагает изучение локальных процессов с глобальной точки зрения, находя их общие черты, но одновременно выделяя то, что отличает их от других, - уникально-локальное.

Специфика изучения истории отдельных народов и государств. Основные проблемы в соотнесении истории отдельных народов и истории всемирной.

Всемирная история не есть только сумма частных историй, т. е. историй отдельных стран и народов. Смотреть на историю человечества таким образом мы имели бы право только в том случае, если бы жизнь каждой страны, каждого народа протекала совершенно обособленно, вне какой бы то ни было связи с историей других стран, других народов. Всякому известно, что в настоящее время нет ни одного почти уголка заселенной земли, который так или иначе, в той или другой мере не испытывал бы на себе влияния со стороны того, что происходит в других местах, и что сбли­жение между наиболее отдаленными одна от другой странами, один от другого народами делается все более и более тесным. Политические интересы современных государств и наций в разных частях света до такой степени переплелись между собою, что мы можем говорить о существовании мировой политики как сложной системы взаимоотношений между всеми цивилизованными и варварскими народами всех пяти частей света. Мы можем также говорить о существовании мировой торговли, т. е. об экономическом взаимодействии между всеми частями света или составля­ющими их отдельными странами. Наконец, быстрое распро­странение по всему земному шару всего того, что входит в понятие высшей культуры, свидетельствует равным образом, что история движется в объединительном направлении.