Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (Теоретические основы конкурентоспособности предприятия).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 132
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы конкурентоспособности предприятия
1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия
1.2. Внешние и внутренние факторы конкурентоспособности предприятия
Глава 2. Анализ конкурентоспособности торговой сети «Парижанка»
2.1. Общая характеристика компании
2.2. Анализ основных конкурентов торговой сети «Парижанка»
2.3. Конкурентные преимущества торговой сети «Парижанка»
Введение
Актуальность. В механизме рыночного взаимодействия, как на макро-, так и на микроуровне, конкуренция выполняет роль основной движущей силы расширенного воспроизводства и эффективной самоорганизации. Создание прочных конкурентных позиций экономики России предусматривает повышение уровня конкурентоспособности предприятий. Отечественные предприятия должны сосредотачивать внимание не только на эффективности производства, а и на эффективности функционирования в конкурентной среде, поэтому возникает необходимость научно-методического обеспечения оценки и диагностики их конкурентоспособности.
Конкурентоспособность предприятия является одной из важнейших категорий рыночной экономики и характеризует возможность и эффективность адаптации предприятия к условиям конкурентной среды, поэтому обоснование подходов к исследованию конкурентних преимуществ с целью последующей разработки системы мер по укреплению положения и достижению роста конкурентоспособности предприятия является актуальным.
Цель работы - проведение анализа конкурентоспособности предприятия и разработка рекомендаций, направленных на ее повышение.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- исследовать понятие и сущность конкурентоспособности предприятия;
- рассмотреть внешние и внутренние факторы конкурентных преимуществ;
- представить общую характеристику торговой сети «Парижанка»;
- провести анализ основных конкурентов торговой сети «Парижанка»;
- выявить конкурентные преимущества торговой сети «Парижанка»;
- определить пути повышения конкурентоспособности предприятия.
Объект исследования – торговая сеть «Парижанка» (бутик сети, расположенный в ТРК «Облака» г.Москвы).
Предмет исследования – конкурентоспособность предприятия предприятия.
Теоретической и методологической основой проведенных исследований стали научные концепции и теоретические разработки ведущих отечественных и зарубежных учёных в области конкуренции, конкурентоспособности предприятий. В процессе исследований применялись такие методы: теоретического обобщения и сравнения; статистический анализ, метод опроса, анкетирования, экспертный метод.
Информационной базой исследования является оперативная и финансовая отчетность компании «Парижанка».
Глава 1. Теоретические основы конкурентоспособности предприятия
1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия
Конкуренция – это свойственная товарному производству борьба между предпринимателями на рынке за более выгодные условия производства и сбыта продукции, за получение наивысшей прибыли[1]. Рыночной конкуренцией называется борьба за ограниченный объём платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся предприятиями на доступных сегментах рынка, то есть - это соперничество субъектов рыночных отношений за лучшие условия и результаты коммерческой деятельности[2].
Конкуренция обуславливает использование такого понятия, как конкурентоспособность. Конкурентоспособность организации – это превосходство организации своими товарами и услугами аналогов в конкретных сегментах рынка в определенный период времени и по потенциалу разработать, производить и продавать конкурентоспособные товары (услуги) в будущем, достигнутое без ущерба финансовому состоянию организации. Данное определение учитывает два ключевых положения конкурентоспособности организации, во-первых, товары, услуги организации должны быть конкурентоспособными, во-вторых, она должна превосходить конкурентов по потенциалу производить в будущем конкурентоспособные товары.
Для того, чтобы быть конкурентоспособным, предприятие должно обладать определенными конкурентными преимуществами. Значительный вклад в развитие теории конкурентных преимуществ внесен М. Портером в его трудах представлена концепция конкурентных преимуществ страны, опирающаяся на формирование конкурентных преимуществ на уровне отраслей экономики[3]. Основываясь на теории М. Портера, Г. Л. Азоев, А. П. Челенков внесли значительный вклад в развитие его теории и исследование конкурентных преимуществ на микро- и индивидуальном уровне[4]. Н. З. Сафиуллин, Л. Н. Сафиуллин исследуя проблемы конкурентоспособности в своих трудах проводят анализ конкурентных преимуществ[5].
На сегодняшний день нет единого подхода среди авторов к определению конкурентоспособности. Различны подходы и к определению конкурентных преимуществ. Конкурентное преимущество определяется Р. А. Фатхутдиновым как эксклюзивная ценность, дающая превосходство над конкурентами[6].
Г. Л. Азоев и А. П. Челенков, определяя конкурентные преимущества организации предлагают критерии их измерения. В соответствии с их мнением конкурентные преимущества являются концентрированным проявлением превосходства над конкурентными в экономической, технической, организационной сферах деятельности предприятия которое можно измерить экономическими показателями (дополнительная прибыль, более высокая рентабельность, рыночная доля, объем продаж) [7].
Иной точки зрения придерживается Ж.-Ж. Ламбен. Он определяет конкурентное преимущество организации через характеристики и свойства товара или марки, которые создают для предприятия определенные превосходство над своими прямыми конкурентами[8].
Н. З. Сафиуллин и Л. Н. Сафиуллин определяют конкурентные преимущества как экономические отношения субъекта хозяйствования, проявляющиеся в превосходстве над конкурентами на конкурентном рынке в реализовавшихся условиях воздействия окружающей среды[9].
Ряд авторов отождествляют конкурентное преимущество и конкурентоспособность на индивидуальном уровне, их позиция состоит в том, что конкурентное преимущество есть свойство товара, которое делает его более привлекательным для потребителя, чем подобный товар конкурента[10].
Резюмируя мнения авторов, исследующих проблемы конкурентных преимуществ можно выделить следующие свойства конкурентного преимущества:
- конкурентное преимущество является элементом в системе конкурентных отношений;
- конкурентное преимущество проявляется в условиях конкуренции;
- конкурентное преимущество относительно;
- конкурентному преимуществу присущ динамический характер.
На основании изложенного, а также в результате изучения и анализа трудов отечественных и зарубежных авторов предлагается следующее определение конкурентного преимущества. Конкурентное преимущество организации – это элемент системы конкурентных отношений, определяющий возможность организации опередить конкурентов и достичь конкурентоспособности[11].
Отечественные и зарубежные авторы, занимающиеся проблемой конкурентоспособности и конкурентных преимуществ, прежде всего, рассматривают конкурентные преимущества с точки зрения формирования их источников, определения их качественной и количественной характеристик и предложений механизма по формированию и удержанию конкурентных преимуществ, но не уделяют достаточного внимания их классификации.
В своих трудах Г. Азоев и А. Челенков установили несколько критериев классификации конкурентных преимуществ[12]. Конкурентные преимущества подразделяются на две группы:
- уникальные – имитация, воспроизводство которых невозможно;
- имитируемые – преимущества, которые могут быть повторены конкурентами.
По характеру динамики конкурентные преимущества могут быть устойчивыми и нестабильными. Устойчивое конкурентное преимущество – это преимущество, которое действуют непрерывно на протяжении всего своего срока действия, а нестабильное имеет точки разрыва[13].
Классификация М. Портера базируется на понятии конкурентного преимущества фирмы в отрасли[14]. Он выделяет два основных вида конкурентного преимущества: конкурентное преимущество на основе более низких издержек; конкурентное преимущество на основе дифференциаций. Низкие издержки отражают способность организации разрабатывать, выпускать и продавать сравнимый товар с меньшими затратами, чем конкуренты. Дифференциация – это способ обеспечить покупателя уникальной и большей ценностью в виде нового качества товара, особых потребительских свойств и послепродажного обслуживания. Эти оба типа конкурентных преимуществ позволяют предприятию получать большую прибыль, чем конкуренты. Второй признак классификации – сфера конкуренции, или широта цели, на которую ориентируется фирма в пределах своей отрасли (количество разновидностей товара, каналов сбыт).
Обобщив существующие подходы к группировке конкурентных преимуществ можно выделить следующие направления их подразделения (рис. 1):
- по характеру источника (экономические факторы источника, географические факторы, нормативно-правовые факторы, факторы структурного характера, административные факторы, факторы правового характера, технологические факторы, демографические факторы, конъюнктурные факторы, информационные факторы) [15];
- по местам возникновения конкурентные преимущества (внешнего характера, внутреннего характера (фирменные компетенции и корпоративные способности));
- по уровню иерархии (на уровне товара, на уровне фирмы, на уровне отрасли, на уровне экономики);
- по сфере проявления (НИОКР, производство, маркетинг и сбыт, сервис);
- по возможности и имитации (уникальные и имитируемые) [16].
По характеру возникновения:
- естественные – те конкурентные преимущества, которые существуют объективно, и организация не может влиять на их создание, однако по нашему мнению, важно выявить такие преимущества, для того чтобы их использовать, ведь не секрет, что не все возможности внешней среды используются в полном объеме.
- генерируемые – конкурентные преимущества, которые организация может создавать посредством реализации конкурентной стратегии[17].
Конкурентное преимущество
По характеру источника:
экономические факторы;
факторы структурного характера;
географические факторы;
информационные факторы;
технологические факторы;
административные факторы;
демографические факторы;
факторы правового характера;
географические факторы
По возможности имитации:
уникальные;
имитируемые
По степени использования:
существующие;
потенциальные
По уровню иерархии:
на уровне товара;
на уровне организации;
на уровне отрасли;
По месту возникновения:
внешнего характера;
внутреннего характера
По характеру возникновения:
естественные;
генерируемые
Рисунок 1. Классификация конкурентных преимуществ[18]
Таким образом, теоретическая регламентация и научно обоснованная классификация конкурентных преимуществ являются основой управления организацией в условиях конкурентной борьбы, а применение разработанных научных подходов в практической деятельности способствует достижению конкурентоспособности.
1.2. Внешние и внутренние факторы конкурентоспособности предприятия
Конкурентоспособность любого рыночного агента является зависимой переменной, определяемой совокупностью факторов, имеющих различную природу. Фактор – это условие, причина, параметр, показатель, оказывающий влияние, воздействие на экономический процесс и результат этого процесса[19].
В современной экономической литературе представлено множество классификаций факторов конкурентоспособности предприятия, в основу которых положены различные признаки. Однако большинство классификаций построено на базе одного критерия – среды формирования того или иного фактора. Как правило, в таких классификациях выделяют две группы факторов: внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные). Последние многими исследователями разделяются на факторы косвенного и прямого воздействия. Факторы косвенного воздействия образуют макросреду предприятия, факторы прямого воздействия – микросреду. При этом микросреда субъекта хозяйствования представлена силами, имеющими непосредственное отношение к нему и его возможностям по обслуживанию клиентуры, а макросреда – силами более широкого плана, которые оказывают влияние как на саму организацию, так и на ее микросреду[20].