Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (Теоретические основы конкурентоспособности предприятия).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы конкурентоспособности предприятия
1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия
1.2. Внешние и внутренние факторы конкурентоспособности предприятия
Глава 2. Анализ конкурентоспособности торговой сети «Парижанка»
2.1. Общая характеристика компании
2.2. Анализ основных конкурентов торговой сети «Парижанка»
2.3. Конкурентные преимущества торговой сети «Парижанка»
Разделение факторов конкурентоспособности предприятия на внешние и внутренние позволяет определить их природу, структуру и основные характеристики. Однако при этом не учитываются взаимоотношения рыночного агента с субъектами его микросреды. Несмотря на то, что указанные взаимоотношения формируются под воздействием мотиваций и поведения их участников, сами взаимоотношения всегда оказывают обратное влияние на субъектов. Кроме того, обозначенные взаимоотношения могут стать источником формирования факторов конкурентоспособности предприятия. Эти факторы, также, как и сами взаимоотношения, определяются мотивацией и поведением субъектов взаимодействия. Однако при определенных условиях, когда взаимоотношения с каким-либо рыночным агентом необходимы для обеспечения безопасного функционирования и устойчивого развития предприятия, эти факторы конкурентоспособности сами начинают оказывать существенное влияние на его мотивацию и поведение.
Учитывая двойственную природу указанных факторов, формируемых как внешней, так и внутренней средой, выделяют также дуогенные факторы или факторы взаимоотношений. Источником формирования последних являются взаимоотношения предприятия со следующими группами субъектов его среды прямого воздействия: государством и органами власти различного уровня; потребителями (клиентами); партнерами (поставщиками, маркетинговыми посредниками); конкурентами.
Среди обозначенных выше важнейшими являются взаимоотношения с партнерами и потребителями, так как без них невозможно обеспечить реализацию этапов общественного производства (производство – распределение – обмен – потребление). Однако взаимоотношения с остальными группами субъектов могут при определенных условиях сыграть ключевую роль в обеспечении безопасного функционирования предприятия и его развития. На наш взгляд, значимость дуогенных факторов в условиях роста и укрепления бизнеса, ужесточения конкурентной борьбы, а также увеличения количества деловых контактов и, как следствие, внешних и внутренних коммуникаций организаций будет увеличиваться.
Исходя из всего вышесказанного, в Приложении 1 представлена классификация факторов конкурентных преимуществ предприятия, которая позволяет расширить представление как о самих факторах, так и об источниках их формирования. Последнее, в свою очередь, даст возможность повысить конкурентоспособность субъекта хозяйствования посредством разработки и применения в конкурентной борьбе новых инструментов, методов, а также стратегий. Классификация факторов конкурентных преимуществ позволяет учитывать, как внешние и внутренние факторы, так факторы взаимоотношения предприятия с различными группами субъектов его среды прямого воздействия.
Выводы
Конкурентоспособность организации – это превосходство организации своими товарами и услугами аналогов в конкретных сегментах рынка в определенный период времени и по потенциалу разработать, производить и продавать конкурентоспособные товары (услуги) в будущем, достигнутое без ущерба финансовому состоянию организации.
Конкурентное преимущество – это положение предприятия на рынке, позволяющее ей преодолевать силы конкуренции и привлекать покупателей. Основой конкурентных преимуществ являются уникальные активы предприятия либо особая компетентность в сферах деятельности, важных для данного бизнеса. Конкурентное преимущество является элементом в системе конкурентных отношений; оно проявляется в условиях конкуренции. Конкурентное преимущество относительно и ему присущ динамический характер.
Глава 2. Анализ конкурентоспособности торговой сети «Парижанка»
2.1. Общая характеристика компании
Торговая сеть «Парижанка» входит в международную группу компаний PARISCLUB, крупную компанию бельевой индустрии[21]. Мультибрендовый формат и тщательная подборка ассортимента делают магазины «Парижанка» привлекательными для постоянного посещения, профессиональных консультаций и особо приятных покупок.
Еще одной интересной особенностью компании «Парижанка», является то, что она проделала путь из региона в Москву. От небольшого магазина в городе Тольятти Самарской области до крупного поставщика белья и собственной региональной торговой сети. Знание «провинциального» рынка изнутри — это полезный опыт, особенно для будущих франчайзи-партнеров, которые открываются преимущественно в регионах.
Первый бутик нижнего белья и домашней одежды «Парижанка» открылся в 1997 г. Это был единственный в городе Тольятти магазин французского нижнего белья. С тех пор торговая сеть активно растет и развивается, превратилась в международную компанию с офисами в 4 странах, экспериментальными цехами, производством, дизайн-ателье и множеством сервисных служб.
Магазины «Парижанка» можно встретить более чем в 50 городах России и стран СНГ. Сеть представлена почти 30 собственными магазинами и более 60 магазинами, работающими по системе франчайзинга. Каждый месяц открывается несколько новых магазинов в России и СНГ.
Отличительной особенностью сети «Парижанка» и каждого ее магазина в отдельности является мультибрендовый формат и уникальный ассортимент нижнего белья, домашней одежды, купальников и аксессуаров. Многие бельевые бренды можно найти исключительно только в магазинах сети «Парижанка».
Основной ассортимент бутиков «Парижанка» - женское нижнее бельё и домашняя одежда. Для каждого магазина сети ассортимент подбирается индивидуально, в зависимости от его географии, расположения в торговом центре, предпочтений покупателей и, конечно же, ценовой политики бутика.
Для постоянных клиентов существует обширная система скидок. Ценовая политика направлена на формирование привлекательности магазинов «Парижанка» и очевидную выгоду для клиентов.
Каждый бутик «Парижанка» имеет свой уникальный проект и неповторимый имидж, зависящий от исходного помещения.
Объектом исследования в работе является бутик «Парижанка» по адресу: Москва, Ореховый бульвар, 22а, 221 павильон ТРК «Облака». Бутик работает на условиях франчайзинга.
Схема организационной структуры управления бутиком «Парижанка» представлена на рис. 2.
Директор бутика «Парижанка»
Бухгалтерия
Коммерческий отдел
Водители
Менеджер по закупкам
Бухгалтеры
Продавцы
Рисунок 2. Организационная структура управления бутиком «Парижанка»[22]
Организационная структура управления является линейно-функциональной, то есть в ней выделены подразделения, отвечающие за выполнение определенных направлений деятельности (коммерческий отдел, бухгалтерия, транспортная служба).
Для оценки эффективности деятельности компании были собраны сведения об объёме, численности, выработке, себестоимости и другие необходимые исходные данные за 2017, 2018, 2019 гг.
Таблица 1
Динамика основных технико-экономических показателей
деятельности бутика «Парижанка» за 2017-2019 гг.[23]
Наименование показателя |
Значение показателя |
Изменение показателя |
|||||
2017 |
2018 |
2019 |
Абсолютное |
Относительное |
|||
2018/ 2017 |
2019/ 2018 |
2018/ 2017 |
2019/ 2018 |
||||
Товарооборот, тыс.руб. |
18 743 |
19 603 |
18 933 |
860 |
-670 |
4,50 |
-3,42 |
Численность работающих, чел. |
18 |
16 |
22 |
-4 |
6 |
-11,11 |
37,50 |
в том числе торгово-оперативного персонала, чел. |
14 |
12 |
18 |
-2 |
6 |
-14,29 |
50,00 |
Выработка на одного работающего, тыс.руб. |
1041,3 |
1225,2 |
860,6 |
183,9 |
-364,6 |
17,66 |
-29,76 |
торгово-оперативного сотрудника, тыс.руб. |
1338,8 |
1633,6 |
1051,8 |
294,8 |
-581,8 |
22,02 |
-35,61 |
Издержки обращения, тыс.руб. |
14158 |
15783 |
17729 |
1625 |
1946 |
11,48 |
12,33 |
Затраты на 1 рубль реализации |
0,76 |
0,81 |
0,94 |
-0,05 |
0,13 |
6,58 |
16,05 |
Прибыль от реализации |
2 585 |
3 820 |
1 204 |
1235 |
-2 616 |
47,78 |
-68,48 |
Уровень рентабельности продаж |
13,79 |
19,49 |
6,36 |
5,70 |
-13,13 |
- |
- |
По данным таблицы 1 видно, что развитие товарооборота в 2017-2019 гг. было неравномерным. Если в 2018 г. товарооборот возрос на 4,5 % относительно 2017 г., то в 2019 г., напротив, этот показатель снизился на 3,42 %. Вместе с тем, если сравнивать значение товарооборота в 2019 г. с показателем 2017 г., то он выше на 190 тыс.руб.
В 2018 г. предприятие сократило численность персонала – на 11,11 %, а в 2019 г. численность работающих была существенно увеличена на 37,50 %. Среднегодовой товарооборот на одного работающего составил в 2019 г. 860,59 тыс. руб., что ниже на 17,35% показателя 2017 года и на 29,76 % относительно 2018 г. Таким образом, можно сделать вывод, что использование персонала в 2019 г. менее эффективное, чем в 2018 г.
Издержки обращения в 2017-2019 гг. возрастали: в 2018 г. на 11,48 % относительно 2017 г., а в 2019 г. еще на 12,33 %. Таким образом, при снижении товарооборота в 2019 г. отмечается рост затрат. Это негативным образом отразилось на прибыли от продаж, которая в 2019 г. сократилась на 2 616 тыс.руб., или на 68,48 % относительно 2018 г. В то же время, если сравнивать показатель прибыли с уровнем 2017 г., то она ниже более, чем в 2 раза. Показатель рентабельности продаж был самым высоким в 2018 г. и составлял 19,49 %. В 2019 г. он снизился на 13,13 п.п. и составил 6,36 %.
Таким образом, исходя из проведенного анализа, можно сделать вывод о том, что в целом за анализируемый период предприятие функционировало не стабильно. В 2018 г. отмечается улучшение показателей деятельности, проявившееся в росте товарооборота, прибыли и рентабельности. Однако, в 2019 г. имеют место негативные тенденции, что может привести в дальнейшем к значительному уменьшению эффективности деятельности предприятия, в том случае, если их заблаговременно не предвидеть и не предотвратить, использовав при этом все резервы повышения эффективности деятельности.
2.2. Анализ основных конкурентов торговой сети «Парижанка»
Дадим оценку конкурентных позиций сети «Парижанка».
Основными конкурентами исследуемого в работе бутика «Парижанка» являются отделы нижнего белья, расположенные в ТРК «Облака»: «Бюстье»; «Эстель Адони»; «Calzedonia»; «Intimissimi»; «Merletto».
Для оценки конкурентных преимуществ исследуемых торговых предприятий использован экспертный метод. В качестве экспертов выступили работники бутика «Парижанка»: директор, начальник коммерческого отдела, два товароведа и продавец. Оценка проводилась по 5-балльной системе. Результаты оценки представлены в таблице 2.
Таблица 2
Оценка внешних конкурентных преимуществ исследуемых предприятий
Фактор |
Эксперт |
Средняя оценка |
Комментарий |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
||
«Бюстье» |
|||||||||
Информационные |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
Телефон отдела представлен на сайте ТРК «Облака». Компания имеет сайт, на котором представлена полная информация о товарах, ценах, скидках, акциях, новых коллекциях. |
||
Ценовые |
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
3,4 |
Самые высокие цены (наряду с «Эстель Адони»). Организованы распродажи предыдущих коллекций. |
||
Качественные |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
Высокий уровень качества. Продается белье марок: Вендетта, Stampata, Lolita, Croisette, Mysticite, Adriatico, Lavinia. Все бренды отвечают самым высоким стандартам качества: в производстве используются современные материалы, дорогостоящее кружево, применяются передовые технологии. |
||
Сервисные |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
Высокий уровень обслуживания. Квалифицированные специалисты-консультанты. Фирменная упаковка |
||
Имиджевые |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
Известная сеть, продающая белье премиум-класса. |
||
«Эстель Адони» |
|||||||||
Информационные |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
Телефон отдела представлен на сайте ТРК «Облака». Компания имеет сайт, на котором представлена полная информация о товарах, ценах, скидках, акциях, новых коллекциях. |