Файл: Школа гуманитарных наук учебнометодический комплекс дисциплины русский язык и культура речи.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 1091
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Вариант 3
1. Допишите окончания, определив род существительных.
Широк… амплуа, официальн… коммюнике, модн… караоке, кратк… резюме, крепк… кофе, вкусн… салями, модн… сабо, рыбн… филе, разнообразн… меню, трудн… хинди, московск… эскимо, тёпл… джерси, строг… табу, свеж… кольраби, шотландск…виски, хрустальн… бра.
2. Найдите и исправьте грамматические ошибки.
Наш город станет более красивее. Купил по килограмму мандарин, абрикос, лимон, баклажан. Куда ты обычно калькулятор ложишь? Он осуждён к 5 годам тюрьмы. Готовя домашнее задание, меня всё время отвлекал телефон.
Вариант 4
1. Вставьте пропущенные окончания прилагательных и глаголов.
Солнечн… Сочи, широк… Миссисипи, живописн… Капри, знаменит… Лимпопо, древн… Баку, загазованн… Мехико, солнечн… Тбилиси, многоводн… Конго, глубок… Онтарио, многолюдн… «Динамо», современн… Токио, древн… Дели, северн… Хельсинки, изнуряющ… Гоби, огромн… Чикаго, солнечн… Батуми, знаменит… Бейкер-стрит.
2. Найдите и исправьте грамматические ошибки.
СНГ был образован в 1991 году. Как вам удалось сэкономить более шестьсот двадцать три рублей. Через год, будучи слепым и глухим, его привели к царю. Пренебрежение к правилам игры стоит дорого. Участковый терапевт Петрова вёл приём.
Вариант 5
1. Допишите окончания.
ООН принял… к рассмотрению документ. РИА сообщил… об этом на прошлой неделе. МИД вручил… ноту. СМИ России был… представлен… ведущими телеканалами. Это, наверное, был… НЛО. ЦСКА опять одержал… победу. ФСБ запретил… публикацию секретного доклада. ЦИК начал… подготовку к выборам. США объявил… о проверке военных объектов Ирака. ВИЧ чрезвычайно опас(е)н… .
2. Найдите и исправьте грамматические ошибки.
Я всегда всё на место ложу. У нас всегда свежие торта, сыра, соуса. Нельзя было ограничиваться принятыми комиссией решениями. Как-то сидя вечером дома, к нам вошёл усатый незнакомец. Кафедрой осуществляется подготовка и руководство аспирантами.
Вариант 6
1. Употребите существительные в форме множественного числа.
Торт, договор, слесарь, токарь, инженер, инспектор, рапорт, сорт, месяц, выбор, заговор, маляр, профессор, счёт (официальный документ). отпуск, полис, паспорт, сторож, бухгалтер, трактор, сектор, тренер, лектор, контейнер.
2. Найдите и исправьте грамматические ошибки.
Выступление адвоката было самым убедительнейшим. Режиссёр попросил актёра повторить свои слова. Кинофильм был отмечен прессой восторженными отзывами.
Вопреки усилий репетиторов, мальчик учился плохо. Проходя мимо памятника, чувство гордости охватывает нас.
Вариант 7
1. Поставьте существительные в форму родительного падежа множественного числа.
Помидоры, солдаты, буряты, монголы, якуты, баржи, чулки, носки, калмыки, апельсины, граммы, армяне, осетины, болгары, цыгане, южане, северяне, баклажаны, грузины, сапоги, валенки, яблоки, партизаны, килограммы, румыны, горожане, манжеты, абрикосы, ананасы, инопланетяне, погоны, джинсы, амперы, рентгены, вольты, акры, яблони, микроны.
2. Найдите и исправьте грамматические ошибки.
Приобретая карандаши, вам в подарок дарятся краски. За компьютером принадлежит будущее! Ваш вариант оказался более приемлемее, чем наш. На новогодней ёлке запрещено одевать в костюмы детей из марли. Ешьте полезное и вкусное кольраби!
Вариант 8
1. Перепишите, заменяя цифры словами.
Прибыл океанский лайнер с 1485 пассажирами. Библиотека пополнилась в этом году 570 книгами. Если к 289 прибавить S от 312 то получится… . Фруктовый сад разбит на 590 гектарах. Лагерь находился в 342 метрах от вулкана.
2. Найдите и исправьте грамматические ошибки.
Трудное, но красивое хинди покорило наши сердца. Здесь мы столкнулись с самой наисложнейшей проблемой. Кутузов – отец солдатов. Согласно последнего приказа сессия продлевается на неделю. Раскольников думал, что, убив одну старуху, сто других заживут лучше.
Вариант 9
1. Раскройте скобки.
Передать (обе, оба) сёстрам. (Оба, обе) супруга недовольны решением суда. (Оба, обе) стороны пришли к согласию. (Оба, обе) преподавательницам подарили цветы. (Оба, обе) сына идут служить в армию. (Оба, обе) девушкам идёт военная форма. По (оба, обе) берегам реки красивые леса. В (оба, обе) деревнях есть школы. Вижу (оба, обе) женщин.
2. Найдите и исправьте грамматические ошибки.
ФСБ заявило протест, а ЦРУ промолчал. Об этом мы познакомим вас позже. Самая любимейшая героиня Льва Толстого – Наташа Ростова. Завод руководит и координирует деятельность смежных предприятий. Перед нами новая интересная игрушка для детей из пластмассы.
Вариант 10
1. Вставьте слово с корнем -лож- или –класть.
Ну, … карту! Не … ноги на стол! Всё …-ся удачно. Я всегда всё на место … . Ты обычно куда калькулятор …? Быстро все вещи в шкаф …! В горах снег …-ся рано. Куда ты мою книгу …? Куда можно вещи …? Здесь кирпичи можно в один ряд … .
2. Найдите и исправьте грамматические ошибки.
В двухтысячно шестом году думаю поступать в аспирантуру. Японки на все праздники являются в новой кимоно. Мать попросила дочь выгладить своё платье. Взяв без разрешения это оборудование на складе, у него начались неприятности с начальством. Рынок формирует у производителей заинтересованность и ответственность за конечные результаты.
Итоговая контрольная работа по нормам литературного языка
1. Укажите, в каких словах под ударением произносится [о], а в каких [э]. Произношение каких слов допускает варианты?
Афера, бытие, житие, зев, опека, оседлый, преемник, недоуменный, безнадежный, блеклый, белесый, трехведерный, издевка, маневры, осетр, желчный, платежеспособный, бесшерстный, желчь, жердочка, нареченный, острие, никчемный, планер, решетчатый, отыменный.
2. Объедините слова с твёрдым согласным перед Е в одну группу, с мягким согласным – в другую. Выделите слова, для которых характерна вариантная норма произнесения согласного.
Индексация, компьютер, интеграция, тезис, бизнес, бартер, продюсер, термин, тенденция, кофе, бутерброд, тест, юриспруденция, Одесса, менеджер, альтернатива, анестезия, бассейн, гипотеза, декан, панель, пастель, идентичный, сервис, сессия, кредо, тенор, партер, шинель, нейрохирург, экспресс, энергия, партер, террор, геодезия, гейзер.
3. Распределите слова по группам в зависимости от особенностей произношения сочетания согласных ЧН ([чн], [шн], вариантное произношение).
Булочная, конечно, будничный, Ильинична, сливочный, яичница, горничная, закадычный, поточный, научный, молочная, точно, скучно, нарочно, съёмочный, скворечник, пустячный, пшеничный, девичник, подсвечник, горничная, непорядочный.
4. Найдите и исправьте орфографические ошибки, которые появились в связи с неправильным произношением слов.
Беспрецендентный, дермантин, дикообраз, желантин, подскользнуться, подщёчина, прецендент, скурпулёзный, инцидент, компроментировать, конкурентноспособный, будующий, жаждующий.
5. Расставьте ударения в соответствии с нормами литературного языка.
Баловать, вероисповедание, завидно, каталог, газированный, духовник, задолго, брала, газопровод, еретик, торты, квартал, красивее, мастерски, облегчить, пломбированный, клала, новорожденный, оптовый, щавель, черпать, ходатайствовать, украинский, шасси, принудить, христианин.
6. Отметьте слова, в которых допускаются вариантные ударения. Укажите нормативные ударения, допустимые, устаревающий, имеющие стилистическую окраску.
Августовский, безудержный, береста, девичий, делящий(ся), джинсовый, казаки, камбала, колледж, ломоть, мизерный, нормированный, одновременный, петля, пригоршня, симметрия, творог, усугубить.
7. От данных существительных образуйте глаголы и причастия. Поставьте ударение.
Приватизация, делегация, премия, норма, национализация, экспорт, копия, пломба.
8. От данных прилагательных и причастий образуйте краткие формы мужского, женского, среднего рода и множественного числа. Поставьте ударение.
Лёгкий, острый, весёлый, правый, дорогой; созванный, взятый, начатый, проданный, прожитый.
9. От данных глаголов образуйте формы прошедшего времени мужского, женского, среднего рода и множественного числа. Поставьте ударение.
Понять, начать, начаться, дать, класть, задать, принять.
10.Образуйте форму родительного падежа данных существительных и поставьте ударение: бант, бинт, шарф, герб, дверь, гуляш, торт, лифт; области, ступени, отрасли, простыни, ведомости, прибыли, доски.
11. От данных существительных образуйте форму единственного числа, правильно определив их род. Подберите к существительным определения-прилагательные.
Рояли, гренки, плацкарты, бакенбарды, банкноты, заусенцы, ставни, туфли, жирафы, ботинки, тапки, манжеты, рельсы, бандероли, скирды.
12. К данным существительным подберите подходящие по смыслу глаголы в прошедшем времени или прилагательные.
Бра, кофе, тюль, мозоль, Тбилиси, Дели, Батуми, Миссисипи, авеню, безе, коммюнике, пони, алиби, рандеву, резюме, жалюзи, мартини, крупье, маэстро, кольраби, хинди, леди, кенгуру, цунами, шампунь.
13. Употребите аббревиатуры в контексте, указывающем на их родовую принадлежность.
ВПК, КГБ, ООН, ТЭЦ, АТС,МВФ, ФСК, ФСБ, ЛДПР, ГИБДД, СПИД, ЮНЕСКО, АЗС, НИИ, НАТО.
14. Поставьте имена существительные в именительный падеж множественного числа. Укажите возможные варианты и объясните их употребление.
Адрес, договор, профессор, ректор, бухгалтер, доктор, шофёр, шприц, год, лектор, слесарь, орден, благо, диспетчер, токарь, корпус, директор, клапан, образ.
15. Поставьте имена существительные в родительный падеж множественного числа. Укажите возможные варианты и отметьте стилистические различия между ними.
Ампер, апельсин, баржа, ботинок, валенок, грамм, дупло, комментарий, кочерга, мандарин, носок, поместье, помидор, сапог, свадьба, свеча, туфля, яблоко, шорты, кеды, солдат, англичанин.
16. Подберите к существительным мужского рода существительные женского рода, дайте их функционально-стилевую характеристику. Отметьте случаи отсутствия родовых пар.
Агроном, адвокат, аспирант, враг, генерал, директор, бакалавр, доктор наук, доцент, инженер, кандидат, кондуктор, конькобежец, педагог, профессор, прокурор, слесарь, следователь, судья, юбиляр, солист.
17. Допишите окончания.
Стакан ча…, выпить ча…, сортировка ча…, стакан крепкого ча…; ложка сахар…, производство сахар…; много снег…, задержание снег…; много народ…, история народ…; поддать пар…, давление пар… .
18. От данных глаголов образуйте форму настоящего или будущего простого времени 3-го лица единственного числа. Укажите возможные варианты и объясните их употребление.
Остричь, обречь, бриться, махать, колыхать, полоскать, брызгать, капать, двигать.
19. Употребите числительные и существительные в нужном падеже.
1) Проведён социологический опрос среди 600 (руководитель) средних и крупных предприятий. 2) Прибыл поезд с 287 (экскурсант). 3) Из 596 вычесть 343. 4) Предложение принято 375 (голос) против 94 (голос). 5) Более 2500 человек обратились за помощью. 6) Высота Останкинской башни со стальной антенной равна 540 (метр) 74 (сантиметр). 7) От 17464 отнять 11090. 8) Сметная стоимость второй очереди канала составляет более 455 (миллион).
20. Выберите форму слова, которая соответствует грамматической норме.
1) Необходимо устранить все (тормоза, тормозы), мешающие экономическому развитию предприятия. 2) На (обоих, обеих) берегах реки расположилась живописная деревушка. 3) Все удивлялись его (смелостью, смелости). 4) Мы уделяем много внимания (на физвоспитание, физвоспитанию). 5) Согласно (технического задания, техническому заданию) конструкция должна быть из металла. 6) Библиотека ежемесячно пополняется (четырьюстами, четырьмястами) книгами. 7) Передовик производства может (влиять и вести за собой молодёжь, влиять на молодёжь и вести её за собой). 8) Встречаться (с Борисом Неймен, с Борисом Нейменом).
21. Составьте словосочетания, используя данные в скобках слова.
Подготовка и руководство (аспиранты), помощь и сотрудничество (родственные предприятия), руководство и контроль (местные организации), понять и смириться (трудности переходного периода), координировать и руководить (деятельность смежных организаций).
22. Поставьте слова, заключённые в скобки, в нужный падеж, при необходимости используя предлоги.
1) Во время подготовки (экзамены) студенты получают консультации. 2) Время доказало превосходство этого способа (другие). 3) На схеме было обозначено изменение (направление). 4) Победить команде помогло превосходство (техника). 5) Согласно (приказ) директора предприятие перешло на круглосуточную работу.