Файл: Школа гуманитарных наук учебнометодический комплекс дисциплины русский язык и культура речи.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 1091

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

ент агрономия алкоголь алфавит аргумент аристократия благовест вероисповедание ветеринария вечеря (тайная вечеря) газопровод гастрономия генезис диалог диоптрия диспансер договор документ досуг дремота Евангелие жалюзи заголовок засуха знамение изобретение иконопись искра инструмент инсульт испокон каталог каучук квартал километр коклюш корысть кредитор ломота медикаменты немота недуг некролог нефтепровод обеспечение приговор приданое приобретение процент сантиметр свёкла сосредоточение средства столяр танцовщик шофёр щавель эксперт Ударение в именах прилагательныхВ именах прилагательных трудности обычно вызывает положение ударения в кратких формах. Если никому не приходит в голову сказать правы'й вместо пра'вый, то Вы не правы' вместо Вы не пра'вы слышится сплошь и рядом. Следует запомнить несколько закономерностей постановки ударения в кратких формах прилагательных. Во-первых, краткие прилагательные обычно имеют те же ударения, что и полные: перегру'женный — перегру'жен, перегру'жена, перегру'жено, и поэтому когда говорят «повестка дня перегружена'», — это звучит неграмотно. Вторая закономерность состоит в том, что ряд широко употребляемых кратких форм прилагательных в мужском и среднем роде имеют такое же окончание, как и полная форма (на основе), а в женском роде ударение перемещается на окончание: бли'зкий — бли'зок — близка'— бли'зко — бли'зки; ва'жный — ва'жен — важна'— ва'жно — ва'жны. Если ударение одинаково в краткой форме прилагательных женского и среднего рода, то такое же ударение будет иметь и множественное число: бога'тый — бога'т — бога'та — бога'то — бога'ты; поле'зный — поле'зен — поле'зна — поле'зно — поле'зны. Если ударение в женском и среднем роде различно, то ударение в форме множественного числа совпадает с ударением в форме среднего рода: гне'вный — гне'вен — гневна' — гне'вно — гне'вны; во'льный — во'лен — вольна' — во'льно — во'льны и доп. вольны'. Приведём список прилагательных, в произношении форм именительного падежа которых наиболее часто делают ошибки. Правильное ударение Неправильное ударение валово'й, -ая, -ое ва'ловый кедро'вый, -ая, -ое ке'дровый лубо'чный, -ая, -ое лу'бочный меново'й, -а'я, -о'е ме'новый митинго'вый, -ая, -ое ми'тинговый ку'хонный, -ая, -ое кухо'нный наведённый, -ая, -ое наве'денный незаконнорождённый, -ая, -ое незаконноро'жденный не'нецкий, -ая, -ое нене'цкий озло'бленный, -ая, -ое озлоблённый опто'вый, -ая -ос о'птовый оценённый, -ая, -ое оце'ненный очередно'й, -ая, -ое очерёдный подро'стковый, -ая, -ое подростко'вый порто'вый, -ая, -ое портово'й проторённый, -ая, -ое прото'ренный развито'й, -ая, -ое ра'звитый со'гнутый, -ая, -ое согну'тый тигро'вый, -ая, -ое ти'гровый Ударение в глаголахТрудности глагольного ударения в основном связаны с формами прошедшего и будущего времени, а также с причастиями. В формах настоящего времени и простого будущего один из самых популярных — глагол звонить. Несмотря на относительно широкую употребительность в речи форм зво'нит, позво'нит, все орфоэпические словари в качестве литературной нормы указывают ударение звони'т, позвони'т. Формы прошедшего времени женского рода наиболее употребительных глаголов отличаются тем, что в них ударение падает на окончание, в то время как в мужском и среднем роде, а также во множественном числе ударной оказывается основа. Эти глаголы (всего их около 280), а также производные с приставками следует запомнить, в трудных случаях проверять себя по словарям: брать — брал, брала', бра'ло, бра'ли; быть — был, была', бы'ло, бы'ли; взять — взял, взяла', взя'ло, взя'ли; гнать — гнал, гнала', гна'ло, гна'ли и т. д. Так же ведут себя и приставочные глаголы: добы'ть — добы'л, добыла', добы'ло, добы'ли; забра'ться — забра'лся, забрала'сь, забра'лось, забра'лись и др. Ударение в формах «любимых» парламентских глаголов нача'ть и приня'ть ставятся следующим образом: нача'ть — на'чал, начала', на'чало, на'чали; приня'ть — при'нял, приняла', при'няло, при'няли. У остальных глаголов ударение в различных формах прошедшего времени унифицировано: знать — знал, зна'ла, зна'ло, зна'ли. В причастиях, как и в прилагательных, затруднение может вызывать ударение в кратких формах. Здесь нужно запомнить следующее правило: если в полной форме ударение падает на суффикс (-онн-/-енн-), то таким же оказывается ударение в краткой форме мужского рода. В женском и среднем роде и во множественном числе ударение перемещается на окончание: введённый — введён, введена', введено', введены'; заграждённый — заграждён, заграждена', заграждено', заграждены'. В других кратких причастиях ударение может падать и на основу, и на окончание: на'чатый — на'чат, начата', на'чато, на'чаты; при'нятый — при'нят, принята', при'нято, при'няты. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА«Под нормами словоупотребления обычно понимается правильность выбора слова и уместность применения его в общеизвестном значении и в общепринятых сочетаниях» (К.С.Горбачевич).1. Поиск нужного словаОдним из основных требований норм словоупотребления является уместное применение слова в присущем ему лексическом значении. Ошибки здесь особенно непозволительны, так как могут привести к неправильному пониманию высказыва¬ния. Стоит, например, перепутать наречия ничком (вниз лицом) и навзничь (вверх лицом) или глаголы ошвартоваться (стать у причала) и отшвартоваться (отойти от причала), как мы получим противоположный смысл фразы. К сожалению, недоста¬точно четкое осознание слов - далеко не редкое явление даже среди интеллигенции. Так, путают слова эмигрант ^человек, выехавший в чужую страну) и иммигрант (иностранец, поселившийся в чужой стране); например, писатель Бунин с нашей точ¬ки зрения был эмигрантом, а для французов - иммигрантом. Поэт В.Волженин допустил лексическую ошибку, написав: Приходи вечор, любимый... Ведь простореч¬ное вечор означает «вчера вечером» (ср. у Пушкина: Вечор, ты помнишь, вьюга зли¬лась). Смысл высказывания искажен в следующих предложениях: Погода со¬путствовала хорошему отдыху (вместо благоприятствовала); У куниц скоро поя¬вится наследство (вместо потомство); Я решил продолжить семейную династию и потому решил стать офицером (вместо традицию).Употребление слов без учета их значения порой приводят к абсурдным выска¬зываниям: И стоят наши дальневосточные березки в своем подвенечном саване (ав¬тор перепутал саван и фату); Я знаю, что еще живы предки Пушкина (имелись в виду потомки); Фирма гарантирует уменьшение веса на сто процентов.Неправильный выбор слова может стать причиной различных речевых оши¬бок. Так, из-за неточного словоупотребления может возникнуть анахронизмы (ис¬пользование слов, не соответствующих исторической эпохе): В Древнем Риме недо¬вольные плебеи устраивали митинги (слово митинг появилось гораздо позже, причем в Англии); Печорин отправился на Кавказ в командировку; Лиза была домработни¬цей в доме Фамусова.Неверное словоупотребление нередко приводит и к логическим ошибкам. В числе их назовем алогизм - сопоставление несопоставимых понятий, например:Клюв лесного рябчика по цвету не отличается от обыкновенного рябчика; Поломку в машине можно сравнить с нездоровым человеком, а слесаря - с врачом (поломку -с заболеванием).Причиной нелогичности высказывания может стать подмена понятия, кото¬рая исто возникает в результате неправильного словоупотребления: Фильм завер¬шился театральным занавесом с эмблемой «Чайки»; Радушные хозяева потчуют гостей разнообразным подбором национальных блюд.Искажение смысла высказывания иногда кроется в нечетком разграничении конкретных и отвлеченных понятий, например: Нужно подумать о кормах на зи¬му для общественного животноводства (имеются в виду, конечно, корма для жи¬вотных, скота); Нам рассказали о писателе и прочитали отрывок из его творчества.2. Речевая недостаточностьНебрежное отношение к языку может стать причиной речевой недостаточно¬сти - случайного пропуска слов, необходимых для точного выражения мысли. Ко¬мические ситуации при этом возникают, если говорящий торопится и не следит за правильностью высказывания. Так, на выставке собак можно услышать такие обра¬щения к хозяевам породистых псов:-Уважаемые участники, разберитесь по породам и приготовьтесь к параду!-Призеры, срочно явитесь для награждения. Владельцы без намордников на¬граждаться не будут!При речевой недостаточности очень часто возникает неясность. Вот примеры таки< ошибок, попавших в протоколы и другие деловые документы: Гр. Калиновский Л.Л. следовал по улице без номерного знака: Интересующих вас лиц вышлем почтой; Классным руководителям обеспечить явку своих родителей.Неоправданный пропуск слов может совершенно исказить мысль автора: Вви¬ду холода в помещении делаем только срочные переломы - объявление на двери рентгенкабинета (имеются в виду срочные снимки переломов).Часто в результате пропуска слова происходит подмена понятия. Например: Больные, не посетившие амбулаторию в течение трех лет, выкладываются в архив - речь идет о карточках больных. Фермеры стремятся добиться увеличения овец в хозяйстве; Соревнования показали, что в нашем городе появились сильные шаши¬сты на стоклеточной доске.При речевой недостаточности восстановление пропущенных слов необходи¬мо, Без них предложение неприемлемо. 3. Речевая избыточностьУмение найти точные слова для наименования тех или иных понятий помога¬ет добиться краткости в выражении мысли и, напротив, отсутствие такого умения нередко приводит к речевой избыточности - многословию. На многословие как на большое зло неоднократно обращали внимание ученые, писатели. А.П.Чехов писал: «Краткость - сестра таланта». А.М.Горький отмечал: «...Крайне трудно найти точ¬ные слова и поставить их так, чтобы немногим было сказано много, чтобы словам было тесно, мыслям - просторно».Многословие проявляется в различных формах. Одна из них - пустословие, навязчивое объяснение всем известных истин: Потребление молока является хоро¬шей традицией, молоком питаются не только дети, потребность в молоке, при¬вычка к молоку сохраняется до глубокой старости. Плохая ли это привычка? Нуж¬но ли от нее отказываться? - Нет!Речевая избыточность возникает при повторной передаче одной и той же мысли, например: Их потрясло зрелище пожара, свидетелями которого они были. Машинный парк обновился новыми машинами.Иногда речевая избыточность граничит с абсурдностью: Наш командир за 25 минут до своей смерти был еще жив. Примеры подобного многословия придают ре¬чи неуместный комизм в таких ситуациях, которые возникли в результате трагиче¬ских обстоятельств: Поскольку ответственный редактор сборника умер, необходи¬мо ввести в состав редколлегии нового редактора из ныне живущих.Речевая избыточность может принимать форму плеоназма. Плеоназмом (от греч. pleonasmos - излишество) называется употребление в речи близких по смыслу и потому лишних слов {библиотека книг, ценные сокровища, темный мрак, памятный сувенир, внутренний интерьер, моя автобиография, предчувствовать заранее, ин¬тервал перерыва, ведущий лидер и т.д.). Часто плеоназмы появляются при соедине¬нии синонимов {расцеловал и облобызал, мужественный и смелый, долгий и продолжителъный, тем не менее, однако).Разновидностью плеоназма является тавтология (из греч. tauto - то же самое, logos - слово). Тавтология может возникать при повторении однокоренных слов (рассказать рассказ, возобновить вновь, пахло запахом, случился случай, растет растение, рост преступности вырос). Употребление нескольких однокоренных слов в близком контексте оправдано в том случае, если им не удается найти замены: На кустах расцвели белые цветы.Тавтологией является и ничем не оправданный повтор одного и того же слова. Были получены результаты, близкие к результатам, полученным ранее. Часто по¬вторяются личные местоимения я, он: Он думал, что он опоздал и ребята ушли, не подождав его, но когда он подошел ближе, он увидел, что он успел вовремя.4. Употребление синонимовВажнейшая функция синонимов - быть средством наиболее точного выраже¬ния мысли. Формируя высказывание, говорящий выбирает из множества близких по смыслу слов то, которое наиболее верно передает нужный оттенок смысла в кон¬кретной речевой ситуации. Обилие синонимов в русском языке требует особенно внимательного отношения к слову. Не владея синонимическими богатствами родно¬го языка, говорящий или пишущий не может сделать свою речь выразительной, точ¬ной. Бедность словаря приводит к частому повторению слов, к тавтологии, к упот¬реблению слов без учета оттенков их значения. СИ.Ожегов писал: «...Сплошь и ря¬дом вместо конкретных и точных для определенного случая слов, подходящих имен¬но для данного случая синонимов употребляются одни и те же излюбленные слова, создающие речевой стандарт».Одна из наиболее распространенных погрешностей - неудачный выбор си¬нонима. Так, пишут: Екатерина была поставлена на престол; Имя писателя знакомо во многих странах; Теннис культивируется в нашем городе с 1949 года.Неразличение смысловых оттенков синонимов может привести к речевой из¬быточности, например. Во время сессии трудно приходится тем студентам, у ко¬торых много пропусков и прогулов, пробелов и недоработок.5. Использование антонимовОсновная функция антонимов - выражать противопоставление. Антонимы часто встречаются в народном поэтическом творчестве, например в пословицах: Ученье свет, а неученье - тьма; Мягко стелет, да жестко спать. Они используются как яркое выразительное средство в художественной речи: Ты богат — я очень беден. Ты прозаик - я поэт. Ты румян, как маков цвет, я, как смерть, и тощ, и бле¬ден (П.) Я вижу печальные очи, я слышу веселую речь (А.К. Т.).Противопоставление усиливает эмоциональность речи. Не случайно антони¬мы используются во многих афоризмах: Чем ночь темней, тем ярче звезды (Майк.); Как мало пройдено дорог, как много сделано ошибок (Еc); Мне грустно потому, что весело тебе (Л.).По принципу противопоставления построены многие заглавия произведений (Война и мир», «Живые и мертвые», «Дни и ночи»).Явление антонимии лежит в основе оксюморона (от греч. oxymoron - остро¬умно-глупое) - особого стилистического приема, при помощи которого новые поня¬тия создаются путем соединения контрастных по значению слов: « Начало конца», «Плохой хороший человек» (название кинофильма), «Живой труп» (произведение Ф.М Достоевского), «Оптимистическая трагедия», Люблю я пышное природы увяданъе (П.); Убогая роскошь наряда (Н.);С наглой скромностью смотрит в глаза (Бл.).На антонимах строятся каламбуры : Где начало того конца, которым окан¬чивается начало? (К. П.); Молодая была уже не молода. (И. и П.). Щель -узкое место, широко встречающееся в строительстве.Использование антонимов в речи должно быть стилистически мотивировано. Неверное употребление антонимов затрудняет восприятие фразы (Ответ В.Пухова был лучшим из худших).Следует избегать сочетания взаимоисключающих признаков предмета (Доро¬га шла прямая, хотя и извилистая). Случайное соединение несовместимых поня¬тий приводит к речевым ошибкам, а иногда к комическим высказываниям: При на¬личии отсутствия необходимых материалов трудно наладить работу.Порой незамеченная говорящим антонимия многозначных слов придает речи двусмысленное и даже абсурдное звучание: Старый портфель отца был еще новый - здесь использовано слово старый в значении «существующий с давнего времени», а слово новый - в значении «прочный». Но, оказавшись почти рядом, эти прилага¬тельные «столкнулись» в значениях «испорченный от употребления» и «не бывший в употреблении», что сделало фразу абсурдной.Неудачно употреблены антонимы в таких предложениях: Лично я в этом ничего плохого, кроме хорошего, не вижу. В силу слабой разработки этого метода оценка его преждевременна.6.Употребление многозначных словЖизнь слова не укладывается в жесткие рамки первоначального смысла. Появление новых значений и развитие многозначности естественно, а во многих случа¬ях неизбежно, так как в этом процессе рационально и экономно отражается реальная взаимосвязь явлений внешнего мира. Многозначных слов в русском языке гораздо больше, чем однозначных (по подсчетам некоторых лингвистов, их в русском языке процентов 80), и многозначность - величайшее благо, позволяющее языку развивать¬ся и поспевать за опытом жизни. Говорящий должен не только хорошо разбираться в разных значениях многозначных слов, но и своевременно воспринимать происходя¬щие семантические изменения.Многозначные слова способны изменять значение в зависимости от контек¬ста. Например, слово взять имеет до 50 значений, но без контекста мы их не воспринимаем (кроме основного значения «схватить»). Употребление же этого слова в речи раскрывает все богатство его значений. Например, у А.С.Пушкина взять встречает¬ся в таких значениях: 1) захватить рукой, принять в руку: ...И каждый взял свой пистолет; 2) получить что-нибудь в свое пользование: В награду любого возьмешь ты коня; 3) арестовать: Гусары! Возьмите его!... 7) принимать на службу, на работу: Хоть умного себе возьми секретаря.1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   25



Вариант 3

1. Допишите окончания, определив род существительных.

Широк… амплуа, официальн… коммюнике, модн… караоке, кратк… резюме, крепк… кофе, вкусн… салями, модн… сабо, рыбн… филе, разнообразн… меню, трудн… хинди, московск… эскимо, тёпл… джерси, строг… табу, свеж… кольраби, шотландск…виски, хрустальн… бра.

2. Найдите и исправьте грамматические ошибки.

Наш город станет более красивее. Купил по килограмму мандарин, абрикос, лимон, баклажан. Куда ты обычно калькулятор ложишь? Он осуждён к 5 годам тюрьмы. Готовя домашнее задание, меня всё время отвлекал телефон.

Вариант 4

1. Вставьте пропущенные окончания прилагательных и глаголов.

Солнечн… Сочи, широк… Миссисипи, живописн… Капри, знаменит… Лимпопо, древн… Баку, загазованн… Мехико, солнечн… Тбилиси, многоводн… Конго, глубок… Онтарио, многолюдн… «Динамо», современн… Токио, древн… Дели, северн… Хельсинки, изнуряющ… Гоби, огромн… Чикаго, солнечн… Батуми, знаменит… Бейкер-стрит.

2. Найдите и исправьте грамматические ошибки.

СНГ был образован в 1991 году. Как вам удалось сэкономить более шестьсот двадцать три рублей. Через год, будучи слепым и глухим, его привели к царю. Пренебрежение к правилам игры стоит дорого. Участковый терапевт Петрова вёл приём.

Вариант 5

1. Допишите окончания.

ООН принял… к рассмотрению документ. РИА сообщил… об этом на прошлой неделе. МИД вручил… ноту. СМИ России был… представлен… ведущими телеканалами. Это, наверное, был… НЛО. ЦСКА опять одержал… победу. ФСБ запретил… публикацию секретного доклада. ЦИК начал… подготовку к выборам. США объявил… о проверке военных объектов Ирака. ВИЧ чрезвычайно опас(е)н… .

2. Найдите и исправьте грамматические ошибки.

Я всегда всё на место ложу. У нас всегда свежие торта, сыра, соуса. Нельзя было ограничиваться принятыми комиссией решениями. Как-то сидя вечером дома, к нам вошёл усатый незнакомец. Кафедрой осуществляется подготовка и руководство аспирантами.

Вариант 6

1. Употребите существительные в форме множественного числа.

Торт, договор, слесарь, токарь, инженер, инспектор, рапорт, сорт, месяц, выбор, заговор, маляр, профессор, счёт (официальный документ). отпуск, полис, паспорт, сторож, бухгалтер, трактор, сектор, тренер, лектор, контейнер.

2. Найдите и исправьте грамматические ошибки.

Выступление адвоката было самым убедительнейшим. Режиссёр попросил актёра повторить свои слова. Кинофильм был отмечен прессой восторженными отзывами.
Вопреки усилий репетиторов, мальчик учился плохо. Проходя мимо памятника, чувство гордости охватывает нас.

Вариант 7

1. Поставьте существительные в форму родительного падежа множественного числа.

Помидоры, солдаты, буряты, монголы, якуты, баржи, чулки, носки, калмыки, апельсины, граммы, армяне, осетины, болгары, цыгане, южане, северяне, баклажаны, грузины, сапоги, валенки, яблоки, партизаны, килограммы, румыны, горожане, манжеты, абрикосы, ананасы, инопланетяне, погоны, джинсы, амперы, рентгены, вольты, акры, яблони, микроны.

2. Найдите и исправьте грамматические ошибки.

Приобретая карандаши, вам в подарок дарятся краски. За компьютером принадлежит будущее! Ваш вариант оказался более приемлемее, чем наш. На новогодней ёлке запрещено одевать в костюмы детей из марли. Ешьте полезное и вкусное кольраби!

Вариант 8

1. Перепишите, заменяя цифры словами.

Прибыл океанский лайнер с 1485 пассажирами. Библиотека пополнилась в этом году 570 книгами. Если к 289 прибавить S от 312 то получится… . Фруктовый сад разбит на 590 гектарах. Лагерь находился в 342 метрах от вулкана.

2. Найдите и исправьте грамматические ошибки.

Трудное, но красивое хинди покорило наши сердца. Здесь мы столкнулись с самой наисложнейшей проблемой. Кутузов – отец солдатов. Согласно последнего приказа сессия продлевается на неделю. Раскольников думал, что, убив одну старуху, сто других заживут лучше.

Вариант 9

1. Раскройте скобки.

Передать (обе, оба) сёстрам. (Оба, обе) супруга недовольны решением суда. (Оба, обе) стороны пришли к согласию. (Оба, обе) преподавательницам подарили цветы. (Оба, обе) сына идут служить в армию. (Оба, обе) девушкам идёт военная форма. По (оба, обе) берегам реки красивые леса. В (оба, обе) деревнях есть школы. Вижу (оба, обе) женщин.

2. Найдите и исправьте грамматические ошибки.

ФСБ заявило протест, а ЦРУ промолчал. Об этом мы познакомим вас позже. Самая любимейшая героиня Льва Толстого – Наташа Ростова. Завод руководит и координирует деятельность смежных предприятий. Перед нами новая интересная игрушка для детей из пластмассы.

Вариант 10

1. Вставьте слово с корнем -лож- или –класть.

Ну, … карту! Не … ноги на стол! Всё …-ся удачно. Я всегда всё на место … . Ты обычно куда калькулятор …? Быстро все вещи в шкаф …! В горах снег …-ся рано. Куда ты мою книгу …? Куда можно вещи …? Здесь кирпичи можно в один ряд … .



2. Найдите и исправьте грамматические ошибки.

В двухтысячно шестом году думаю поступать в аспирантуру. Японки на все праздники являются в новой кимоно. Мать попросила дочь выгладить своё платье. Взяв без разрешения это оборудование на складе, у него начались неприятности с начальством. Рынок формирует у производителей заинтересованность и ответственность за конечные результаты.

Итоговая контрольная работа по нормам литературного языка

1. Укажите, в каких словах под ударением произносится [о], а в каких [э]. Произношение каких слов допускает варианты?

Афера, бытие, житие, зев, опека, оседлый, преемник, недоуменный, безнадежный, блеклый, белесый, трехведерный, издевка, маневры, осетр, желчный, платежеспособный, бесшерстный, желчь, жердочка, нареченный, острие, никчемный, планер, решетчатый, отыменный.

2. Объедините слова с твёрдым согласным перед Е в одну группу, с мягким согласным – в другую. Выделите слова, для которых характерна вариантная норма произнесения согласного.

Индексация, компьютер, интеграция, тезис, бизнес, бартер, продюсер, термин, тенденция, кофе, бутерброд, тест, юриспруденция, Одесса, менеджер, альтернатива, анестезия, бассейн, гипотеза, декан, панель, пастель, идентичный, сервис, сессия, кредо, тенор, партер, шинель, нейрохирург, экспресс, энергия, партер, террор, геодезия, гейзер.

3. Распределите слова по группам в зависимости от особенностей произношения сочетания согласных ЧН ([чн], [шн], вариантное произношение).

Булочная, конечно, будничный, Ильинична, сливочный, яичница, горничная, закадычный, поточный, научный, молочная, точно, скучно, нарочно, съёмочный, скворечник, пустячный, пшеничный, девичник, подсвечник, горничная, непорядочный.

4. Найдите и исправьте орфографические ошибки, которые появились в связи с неправильным произношением слов.

Беспрецендентный, дермантин, дикообраз, желантин, подскользнуться, подщёчина, прецендент, скурпулёзный, инцидент, компроментировать, конкурентноспособный, будующий, жаждующий.

5. Расставьте ударения в соответствии с нормами литературного языка.

Баловать, вероисповедание, завидно, каталог, газированный, духовник, задолго, брала, газопровод, еретик, торты, квартал, красивее, мастерски, облегчить, пломбированный, клала, новорожденный, оптовый, щавель, черпать, ходатайствовать, украинский, шасси, принудить, христианин.

6. Отметьте слова, в которых допускаются вариантные ударения. Укажите нормативные ударения, допустимые, устаревающий, имеющие стилистическую окраску.


Августовский, безудержный, береста, девичий, делящий(ся), джинсовый, казаки, камбала, колледж, ломоть, мизерный, нормированный, одновременный, петля, пригоршня, симметрия, творог, усугубить.

7. От данных существительных образуйте глаголы и причастия. Поставьте ударение.

Приватизация, делегация, премия, норма, национализация, экспорт, копия, пломба.

8. От данных прилагательных и причастий образуйте краткие формы мужского, женского, среднего рода и множественного числа. Поставьте ударение.

Лёгкий, острый, весёлый, правый, дорогой; созванный, взятый, начатый, проданный, прожитый.

9. От данных глаголов образуйте формы прошедшего времени мужского, женского, среднего рода и множественного числа. Поставьте ударение.

Понять, начать, начаться, дать, класть, задать, принять.

10.Образуйте форму родительного падежа данных существительных и поставьте ударение: бант, бинт, шарф, герб, дверь, гуляш, торт, лифт; области, ступени, отрасли, простыни, ведомости, прибыли, доски.

11. От данных существительных образуйте форму единственного числа, правильно определив их род. Подберите к существительным определения-прилагательные.

Рояли, гренки, плацкарты, бакенбарды, банкноты, заусенцы, ставни, туфли, жирафы, ботинки, тапки, манжеты, рельсы, бандероли, скирды.

12. К данным существительным подберите подходящие по смыслу глаголы в прошедшем времени или прилагательные.

Бра, кофе, тюль, мозоль, Тбилиси, Дели, Батуми, Миссисипи, авеню, безе, коммюнике, пони, алиби, рандеву, резюме, жалюзи, мартини, крупье, маэстро, кольраби, хинди, леди, кенгуру, цунами, шампунь.

13. Употребите аббревиатуры в контексте, указывающем на их родовую принадлежность.

ВПК, КГБ, ООН, ТЭЦ, АТС,МВФ, ФСК, ФСБ, ЛДПР, ГИБДД, СПИД, ЮНЕСКО, АЗС, НИИ, НАТО.

14. Поставьте имена существительные в именительный падеж множественного числа. Укажите возможные варианты и объясните их употребление.

Адрес, договор, профессор, ректор, бухгалтер, доктор, шофёр, шприц, год, лектор, слесарь, орден, благо, диспетчер, токарь, корпус, директор, клапан, образ.

15. Поставьте имена существительные в родительный падеж множественного числа. Укажите возможные варианты и отметьте стилистические различия между ними.

Ампер, апельсин, баржа, ботинок, валенок, грамм, дупло, комментарий, кочерга, мандарин, носок, поместье, помидор, сапог, свадьба, свеча, туфля, яблоко, шорты, кеды, солдат, англичанин.

16. Подберите к существительным мужского рода существительные женского рода, дайте их функционально-стилевую характеристику. Отметьте случаи отсутствия родовых пар.


Агроном, адвокат, аспирант, враг, генерал, директор, бакалавр, доктор наук, доцент, инженер, кандидат, кондуктор, конькобежец, педагог, профессор, прокурор, слесарь, следователь, судья, юбиляр, солист.

17. Допишите окончания.

Стакан ча…, выпить ча…, сортировка ча…, стакан крепкого ча…; ложка сахар…, производство сахар…; много снег…, задержание снег…; много народ…, история народ…; поддать пар…, давление пар… .

18. От данных глаголов образуйте форму настоящего или будущего простого времени 3-го лица единственного числа. Укажите возможные варианты и объясните их употребление.

Остричь, обречь, бриться, махать, колыхать, полоскать, брызгать, капать, двигать.

19. Употребите числительные и существительные в нужном падеже.

1) Проведён социологический опрос среди 600 (руководитель) средних и крупных предприятий. 2) Прибыл поезд с 287 (экскурсант). 3) Из 596 вычесть 343. 4) Предложение принято 375 (голос) против 94 (голос). 5) Более 2500 человек обратились за помощью. 6) Высота Останкинской башни со стальной антенной равна 540 (метр) 74 (сантиметр). 7) От 17464 отнять 11090. 8) Сметная стоимость второй очереди канала составляет более 455 (миллион).

20. Выберите форму слова, которая соответствует грамматической норме.

1) Необходимо устранить все (тормоза, тормозы), мешающие экономическому развитию предприятия. 2) На (обоих, обеих) берегах реки расположилась живописная деревушка. 3) Все удивлялись его (смелостью, смелости). 4) Мы уделяем много внимания (на физвоспитание, физвоспитанию). 5) Согласно (технического задания, техническому заданию) конструкция должна быть из металла. 6) Библиотека ежемесячно пополняется (четырьюстами, четырьмястами) книгами. 7) Передовик производства может (влиять и вести за собой молодёжь, влиять на молодёжь и вести её за собой). 8) Встречаться (с Борисом Неймен, с Борисом Нейменом).

21. Составьте словосочетания, используя данные в скобках слова.

Подготовка и руководство (аспиранты), помощь и сотрудничество (родственные предприятия), руководство и контроль (местные организации), понять и смириться (трудности переходного периода), координировать и руководить (деятельность смежных организаций).

22. Поставьте слова, заключённые в скобки, в нужный падеж, при необходимости используя предлоги.

1) Во время подготовки (экзамены) студенты получают консультации. 2) Время доказало превосходство этого способа (другие). 3) На схеме было обозначено изменение (направление). 4) Победить команде помогло превосходство (техника). 5) Согласно (приказ) директора предприятие перешло на круглосуточную работу.